ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО СИНТАКСИСА
Музыкальную речь, также как и словесную, можно разделить на части, которые называют построения. Границу между построениями называют цезурой. Основные признаки цезуры, т.е. окончания музыкального построения: - остановка на длинной ноте или паузе; - повторность мелодии или ритма.
Наименьшим музыкальным построением является мотив – он содержит один акцент (сильную долю) и обычно занимает один такт. Соединение нескольких (чаще двух) мотивов образует фразу, как правило, она занимает два такта. Из двух и более фраз складывается музыкальное предложение.
Завершение музыкального предложения называется каденцией и сопровождается обычно гармоническим оборотом: T/S – К64 – D – (T).
ВИДЫ КАДЕНЦИЙ: I. По своему местоположению в периоде каденции разделяются на две категории: 1) серединные – звучат в конце первого предложения; 2) заключительные – конец второго предложения, общее заключение периода.
II. По гармоническому содержанию все каденции разделяются на две основные функциональные группы: 1) устойчивые, завершающиеся Т, имеют в свою очередь три разновидности: а) автентические – гармонический оборот D – Т в конце предложения или периода; б) плагальные – гармонический оборот S – Т в конце предложения или периода; в) полные – гармонический оборот S – D – Т в конце предложения или периода.
2) неустойчивые, заканчивающиеся на D или S, такие каденции называются половинными и могут быть разделены еще на две группы: а) половинные автентические, завершающие первое предложение на D гармонии; б) половинные плагальные, завершающие первое предложение на S гармонии. В русской музыке большое распространении получили плагальные каденции, а в западноевропейской музыке преобладают автентические.
III. По степени общей законченности каденции разделяются на: 1) совершенные, в которых заключительная тоника дана на сильной доле такта, в мелодическом положении примы и при последовании в басу от S35 или D35 (D7) к Т35;
2) несовершенные, в которых заключительная тоника дана на слабой доле такта, в мелодическом положении терции или квинты и при последовании в басу от обращений S35 или D35 (D7) к Т35.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 1. выучить конспект; 2. выполнить анализ каденций в произведениях по фортепиано, принести ноты на урок:
[1] Метрические стопы: сочетание сильных и слабых долей метра образует стопу (термин из теории стихосложения, как и названия стоп). ~ - ямб (сочетание слабой и сильной долей) ~ - хорей (наоборот, сначала сильная, затем слабая доля) ~ - - дактиль (сочетание сильной и двух слабых долей) - ~ - амфибрахий (слабая, сильная, слабая доли) - - ~ анапест (две слабые и последняя сильная доли) В широком смысле они формируются в ямбические (ямб и анапест) и хореические (хорей и дактиль) стопы. Амфибрахий занимает промежуточное положение. [2] б.3 = 2 тона, м.3 = 1,5 тона. Тон состоит из 2 полутонов. Полутон - расстояние меду соседними клавишами. [3] Разрешение – переход неустойчивых звуков в устойчивые.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3423)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |