Маркировка подшипников качения
В общем случае подшипники маркируют семизначным числом на торце, а чаще трех- или четырехзначным числом:
Первая и вторая цифры справа — внутренний диаметр, разделенный на 5. Это правило справедливо для диаметров от 20 до 495 мм, т.е. с номера 04 по 99. При диаметре от 10 до 20 мм цифры означают: 00—10 мм; 01 — 12 мм; 02—15мм; 03—17 мм. При диаметре до 10мм первая цифра означает диаметр, например:
Третья цифра справа означает радиальную серию: 1 - особо легкая; 2 - легкая; 3 - средняя; 4 - тяжелая. Четвертая цифра справа означает тип подшипника: 0 - шариковый, радиальный, однорядный; 1 - шариковый, радиальный, двухрядный; 2 - роликовый, однорядный, радиальный; 3 - роликовый, двухрядный; 4 - игольчатый; 5 - роликовый с витыми роликами; 6 - шариковый, радиально-упорный; 7 - роликовый, конический, радиально-упорный; 8 - шариковый, упорный; 9 - роликовый, упорный. Пятая и шестая цифры означают конструктивные особенности (канавка, бурт, защитные шайбы). Седьмая цифра означает серию по ширине. Кроме номера обязательно указывается завод-изготовитель (1ГПЗ, 8ГПЗ и т.д.). Существуют дополнительные обозначения справа от основного номера: Б- сепаратор бронзовый; Е - сепаратор пластмассовый; К- сепаратор кованый; Л - сепаратор латунный; С1,..., Сп — самосмазывающийся подшипник; Т1,..., Тп — подшипник, работающий при повышенных температурах; Ш - бесшумный подшипник; Я - подшипник из неметаллических материалов; V - повышенные требования по ширине. Расчет подшипников качения. Тип подшипника выбирается в зависимости от характера нагрузки, номер подшипника - в зависимости от диаметра вала. Составляется расчетная схема, и проводится проверка подшипника на долговечность. Определяется реакция подшипников RA и RВ (рис. 7). Далее определяется эквивалентная нагрузка на подшипник: Rэ=(XRKK + YFa)К6KT, где X -коэффициент радиальной нагрузки; Y - коэффициент осевой нагрузки; R - радиальная нагрузка (RA или RВ к зависимости от того, какой подшипник рассчитываем), берется большая из нагрузок; Кк- коэффициент вращения (если вращается внутреннее кольцо, Кк = 1, если наружное, Кк = 1,2); K6- коэффициент безопасности (К6 =1 ÷ 3; для редукторов К6=1,3 ÷1,4 ) КТ -температурный коэффициент(КТ= 1 при t< 100°С).
Далее определяется фактическая долговечность работы подшипника: где С — динамическая грузоподъемность подшипника (берется из таблицы для каждого подшипника). Если условие Rэ = RKкK6KT —для радиальных подшипников; Rэ=Fа KкK6KT - — для упорных подшипников. При п < 10 об/мин подшипник на долговечность не проверяется. Кроме долговечности подшипник проверяется на статическую грузоподъемность: Rэ≤С0 где С0 — статическая грузоподъемность подшипника. Посадки деталей. Посадкойназывается степень подвижности соединенных деталей. Посадки бывают с натягом, когда d < D, и с зазором, когда d > D. Посадка бывает в системе вала, когда вал — основной размер, а отверстие подгоняется, и в системе отверстия, когда вал подгоняется. Основной размер обозначается: Н -отверстие; h - вал. Посадка подшипника на вал производится в системе отверстия (обозначается Н6 или Н7), а посадка подшипника в гнездо - в системе вала (обозначается К6 или h6). Буква означает характер посадки, цифра - квалитет. Посадка зубчатых колес принимается Муфты Муфтойназывается устройство, предназначенное для соединения двух концов валов и передачи вращающего момента. Муфты могут выполнять и другие функции: электроизоляция; сглаживание толчков; защита от перегрузок; включение и выключение движения. Кроме того, муфты могут выполнять роль маховика и тормозного барабана. Муфты подразделяются на жесткие (передают все толчки при работе); упругие (частично сглаживают возникающие толчки). Те и другие муфты бывают глухие (постоянно соединенные) и управляемые (их можно включат: и выключать, служат для включения движения). К жестким муфтам относятся: 1) втулочная - самая простая, при применении штифтов может быть защитной; 2) поперечно-свертная, или дисковая - состоит из двух полумуфт, соединенных болтами, широко распространена; 3) продольно-свертная - имеет разъем вдоль оси; 4) крестовая (муфта Ольдгема) — допускает несоосность, применяется при небольших мощностях, состоит из сухаря и двух полумуфт с пазом; 5) фрикционная - бывает дисковая и коническая, однодисковая и многодисковая, сухая и работающая в масляной ванне, применяется в автомобилях как сцепление, в станках — как фрикцион; 6) обгонная - передает вращение только в одном направлении, применяется в двигателях внутреннего сгорания как пусковое устройство (храповик, бендикс); 7) муфта с шарниром Гука — применяется при пересекающихся валах, в карданных передачах. К упругим муфтам относятся: 1) втулочно-пальцевая - за счет деформации втулки (резиновой или кожаной) происходит сглаживание толчка, применяется очень широко при любых мощностях; 2) муфта с упругим кольцом - широко применяется для привода насосов в котельных; 3) пружинная - является компенсирующей; 4) зубчатая - допускает несоосность валов (компенсирующая муфта), обладает очень высокой надежностью, применяется в грузоподъемных машинах; 5) кулачковая - применяется как управляемая; 6) расширительная - аналогична кулачковой, но имеет увеличенные зазоры, работает при большой разности температур; 7) гидравлическая - может не только передавать, но и изменять момент, применяется на кораблях, в автомобилях БелАЗ, обладает очень высокой плавностью. Тема 4. Соединения
В машинах детали соединяются между собой. Соединения бывают разъемные и неразъемные. Разъемным называется такое соединение, которое подлежит разборке резьбовое, шпоночное, шлицевое и др.). Неразъемным называется такое соединение, которое не подлежит разборке или при разборке которого одна из деталей разрушается (сварное, заклепочное и др.). Разъемные соединения Шпоночные соединения Шпонка служит для относительно неподвижного соединения зубчатого колеса, шкива или полумуфты с валом. Шпонка бывает: на лыске (рис. 8 а); фрикционная (рис. 8, б) - работает за счет трения, применяется как защитная при малых мощностях (в приборах); врезная (рис, 8, в) - наиболее распространенная шпонка; тангенциальная (рис. 8, г) - применяется при больших мощностях, хорошо работает только в одном направлении. Если работа реверсивная, устанавливают две шпонки под углом 120°; сегментная (рис. 8, д) — применяется при небольших мощи остях, очень удобна в монтаже.
Врезные шпонки бывают призматические (рис. 9, а) (с прямыми и скругленными торцами) и клиновые (рис. 9 б) (без головки и с головкой).
Уклон должен быть не более 1/50, иначе шпонка не будет держаться. Головка служит для демонтажа. Достоинства: Недостатки: • простота изготовления; • ослабление вала; • низкая стоимость. • недостаточное центрирование. Расчет шпонок.Шпонка работает на срез и смятие окружной силой. Размеры шпонки выбираются по таблице в зависимости от диаметра вала (рис. 10).
Длина шпонки принимается в зависимости от длины ступицы колеса. Проверка на смятие проводится по формуле
где Т - передаваемый момент; d - диаметр вала; h - высота шпонки; l - длина шпонки; b - ширина шпонки. При прямых торцах
Проверка на срез проводится по формуле
Наиболее опасным является смятие, поэтому, если результат проверки шпонки на смятие удовлетворительный, на срез расчет можно не делать. Шлицевые соединения Шлицевые зубья бывают прямобочные (рис.11,а), эвольвентные (рис. 11, б) и треугольные (рис. 11в).
Центрирование может быть осуществлено по наружной или внутренней поверхности, для эвольвентных зубьев - по боковым поверхностям. Зубья нарезаются на фрезерных, зуборезных или долбежных станках. Шлицевые соединения широко применяются в коробках передач. Соединения с треугольными зубьями применяются для различных рукояток и фиксируются болтами. Достоинства*: Недостатки*: • выше прочность; • сложнее изготовление; • лучше центрирование; • выше стоимость. • меньше ослабление вала. Размеры и количество зубьев выбираются по таблице, а затем проводится проверка на смятие:
где z - количество зубьев; dср —средний диаметр. Шлицы подвергаются поверхностной закалке. Значение [Gсм] зависит от характера работы и выбирается по таблице. Штифтовые соединения Штифтовые соединения являются разъемными и служат для соединения различных плоских деталей, для их фиксации и центровки. Штифты работают на срез. Проверка прочности на срез проводится по формуле
*По сравнению со шпоночными соединениями. Требуемый диаметр штифта (рис. 12)
Резьбовые соединения Резьбойназывается винтовая линия, нанесенная на цилиндрическую или коническую поверхность. Резьбы бывают крепежные (служат для соединения деталей) и специальные (выполняют как функцию соединения, так и другие функции: преобразование движения, уплотнение и т.п.). К крепежным резьбам относятся: 1) основная метрическая — характеризуется наружным диаметром d (в мм), шагом р и углом профиля 60° (рис. 13). Очень важным параметром является внутренний диаметр d1. Основной называется такая резьба, для которой справедливо соотношение Обозначается М6, М10, Ml2. М18 и т.д.;
2) мелкая метрическая — характеризуется точно так же, как основная, но имеет более мелкий шаг. Для мелкой резьбы Существует пять мелких резьб (чем больше номер резьбы, меньше шаг):
(р — основной шаг). Преимущества мелкой резьбы*: • лучше сопротивление самоотвинчиванию: • выше прочность, меньше ослабление тела болта резьбой. 1М8 или М8 х 1 2М10 М10х1 ЗМ16 М16х1 Лучше обозначать с указанием шага; 3)дюймовая — характеризуется наружным диаметром d (в дюймах), углом профиля 55° и количеством ниток К на 1 дюйм длины резьбы (рис. 14). Обозначается 5/8", 5/16", 1/2" и т.д. Крепежная резьба бывает правая и левая.
К специальным резьбам относятся: 1) газовая— бывает прямоугольная (рис. 15, а), упорная (рис. 15,б) и трапецеидальная (рис. 15,в).
Прямоугольная резьба применяется в прессах, домкратах, упорная и трапецеидальная — в металлорежущих станках и ходовых винтах. Прямоугольная грузовая резьба обозначается прям. 40x6, прям. 50x8 и т.д., упорная и трапецеидальная — соответственно ул. 50x8, трап. 60x8 и т.д.; 2)трубная дюймовая (рис. 16) — применяется для соединения водопроводных труб. Обозначается: труб. 1/2", труб. 3/4" и т.д. Цифра указывает внутренний диаметр трубы, на которой нарезана резьба;
3)коническая (рис. 17) — обладает очень высокой прочностью и плотностью, применяется в штуцерах, вентилях. Обозначается: кЗОх1,5, к40х2 и т.д.;
4)круглая (рис. 18) — применяется на штампопанных и литых изделиях (электролам почки, крышки термосов, крышки фляг);
5)часовая —диаметр менее 1 мм; 6) многозаходная; 7) модульная (червяк); 8) питчевая. Для закрепления резьбовых соединений применяются болты и средства против самоотвинчивания. Классификация болтов.Болты бывают черные (допуски не нормируются), получистые (имеют определенные допуски) и чистые (специально подогнанные). Болты отличаются формой головки (шестигранная (рис. 19,а), прямоугольная (рис. 19, 6) и др.), диаметром и длиной нарезной части.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (707)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |