Билет № 4. Управление в педагогике. Функции управления
Управление –это сознательное воздействие на объекты, процессы и участвующих в них людей, осуществляемое с целью передать определенную направленность деятельности и получить желаемые результаты (Л. Г. Кириллов). Педагогическое управление – это комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления ОП, направленный на повышение его эффективности (К. Ю. Белая). Функции управления – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнение определенного действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов. Управленческие функции – это циклически повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижение цели, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации. Функции управления: 1. Анализ; Педагогический анализ – функция управления, направленная на изучение педагогического процесса, его объективную оценку, выделение причин, определяющих уровень учебно-воспитательной работы, и последующую выработку на этой основе рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса ДОУ. Педагогический анализ – это вид деятельности руководителя, направленный на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по его совершенствованию (К. Ю. Белая). Предмет педагогического анализа – педагогический процесс в целом или его отдельные части. Объектом педагогического анализа является педагог, труд которого сам по себе творчество. Поэтому дать твердые указания нельзя, а надо исследовать и анализировать. Руководитель должен хорошо знать психологию, педагогику, методики, быть корректным, тактичным в проведении педагогического анализа. 2. Целеполагание; Целеполагание— один из важнейших компонентов управленческой деятельности, а также общего функционирования, организаций. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование. Вместе с тем трактовка этой функции в теории управления неоднозначна. С одной стороны, признается ее не просто «очень важная», но и определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации — главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств. С другой стороны, функции целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции — планирования. Другая трактовка целеполагания состоит в том, что оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы «предшествует» ему; оно поэтому выносится за пределы системы управленческих функций. Это частично справедливо, но лишь в том смысле, что подчеркивает определяющую роль целеполагания в управлении; то, что целеполагание как бы стоит «вне и выше» всех иных функций. 3. Планирование; Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Оно включает анализ предшествующего развития, постановку проблемы, прогнозирование, определение целей и задач, путей и средств их достижения, программирование, подготовку, оценку и принятие решений. - стратегическое планирование (документы: основные стратегические направления развития ДОУ на 5-10 лет; Концепция развития ДОУ; Основная образовательная программа ДОУ; Модель выпускника) (О. В. Солодянкина, Т. П. Колодяжная, Л. М. Денякина и др.); - тактическое планирование (документы: годовой план ДОУ; сетка образовательных областей; перспективные планы воспитателей; индивидуальные карты развития ребенка) (О. В, Солодянкина и др.); - оперативное планирование (документы: календарные планы образовательной работы воспитателей и специалистов; диагностические карты развития детей группы) (О. В. Солодянкина и др.); - использование проектного метода в планировании работы в ДОУ (Л. С. Киселева, Т. А. Данилова, Т. С. Ладога и др.). 4. Организация; Это установление оптимального взаимодействия между всеми системами управления с целью интеграции усилий для выполнения намеченных задач. Обеспечивает выполнение целей путем координирования и регулирования организационных отношений между ними. Организация как функция управления – это создание рациональной и организационной структуры учреждения с целью достижения им целей своей деятельности в оптимальный срок и при оптимальных затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. 5. Контроль. Это процесс получения информации об изменениях внутренних и внешних условий функционирования и развития ДОУ, процесс оценки работы ДОУ, выявления необходимости организации осуществления ее коррекции. Педагогический контроль в ДОУ (К. Е. Прахова) – это система научно-обоснованной проверки, выявления и оценки результатов образования, а также факторов, его обусловивших. Функции контроля в ДОУ: - диагностическая (помогает получить достоверную информацию для эффективного управления ОП); - организующая (оказывает влияние на организацию ОП); - воспитательная (формирует ответственное отношение к делу, развивает инициативу и творчество); - контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4133)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |