С целью формирования у детей первичных представлений о свойствах и объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме и темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях) педагоги:
используют экспериментально-поисковую деятельность для развития у детей навыков измерения;
практикуют упражнения и выполнение заданий в рабочей тетради как один из этапов (не более 5 минут) специально организованного занятия, с возможностью продолжения в самостоятельной деятельности детей;
проводят игры с правилами (домино, лото);
проводят игры большой и малой подвижности, игры с мячом с использованием считалок, выполнения и повторения определённой последовательности действий (сделать три шага вправо и два прямо, повернуться кругом и т. п.) для освоения детьми пространственных представлений;
организуют коллективное обсуждение и рассуждение;
знакомят детей со сказкой с математическим содержанием, придуманной педагогом;
знакомят детей со стихами, песнями о числах, фигурах и других математических понятиях;
показывают математические спектакли;
рисуют и лепят с детьми цифры, воспроизводят их в технике плоскостного конструирования;
упражняют детей в составлении рассказов по последовательным сюжетным картинкам с целью восстановления в уме цепочки взаимосвязанных событий.
Лет
Основная задача
Подзадачи
Что для этого необходимо сделать
1. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности
Ø формировать общеорганизационные навыки учебной деятельности, а именно:
быстро доставать из портфеля (сумки, рюкзачка, папки, ящика стола, шкафа и т. п.) всё, что необходимо для занятия, и аккуратно класть эти предметы на край стола, а по окончании занятия так же быстро и аккуратно убирать их обратно;
быстро находить и открывать нужные страницы тетрадей, развивающих пособий;
чертить карандашом по линейке, обводить фигуры по шаблону;
ориентироваться на листе бумаги в клетку по словесной инструкции;
рисовать на листе бумаги в клетку;
воспроизводить предлагаемые учителем графические образцы;
понимать словесные инструкции взрослого и действовать в соответствии с ними;
выражать связно свои мысли в словесной форме, формулировать определения, ставить вопросы;
Ø формировать начальные навыки коллективной мыследеятельности: совместного решения проблемы, обсуждения, рассуждения; развивать предпосылки творческого продуктивного мышления — абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, мышления по аналогии
2. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
Ø дать представление о числовой прямой и о числе как о точке этой прямой; закладывать основы логического мышления, операций классификации и сериации;
Ø содействовать становлению знаково-символической функции мышления;
Ø содействовать формированию первичного представления о моделировании;
Ø содействовать развитию воображения детей;
учить сравнивать предметы по количеству, используя различные приёмы, и выражать в речи в развёрнутом ответе результат сравнения, используя понятия «больше», «меньше», «равно»;
Ø учить сравнивать предметы по размеру (обобщённо; по длине, ширине, высоте), используя понятия «больше», «меньше», «равно»;
Ø знакомить детей с арифметическими операциями сложения и вычитания;
Ø содействовать осознанию связи между арифметической операцией (действием) и характером изменения количества. Учить определять, в каких ситуациях какое действие имело место (переводить задачу с языка сюжетного описания на язык арифметического действия);
Ø знакомить со знаками арифметических операций сложения и вычитания;
Ø формировать представление о различных временных интервалах: день (сутки), месяц, год. Знакомить с различными видами часов, единицами измерения времени — час, минута, секунда, их соотношением по длительности;
Ø закреплять представление о годичном цикле смены времён года, характерных признаках времён года. Знакомить детей с календарём;
Ø закреплять понимание простейших закономерностей построения возрастающего и убывающего ряда (сериация);
Ø учить находить и формулировать простейшие причинно-следственные связи и закономерности на знакомом содержании;
Ø обеспечивать наполнение предметно-развивающей среды логическими играми
(лото, игры по типу «Четвёртый лишний», загадки, ребусы, головоломки);
Ø упражнять детей в составлении рассказов по последовательным сюжетным картинкам с целью восстановления в уме цепочки взаимосвязанных событий;
Ø дать обобщённое представление о знаке как о способе передачи информации. Знакомить с примерами использования знаков в жизни (знаки дорожного движения, знаки воинского отличия, знаки-символы и т. п.). Дать представление о графических знаках; сформировать понятие о букве и цифре как знаках.
Ø Дать представление о различных системах письменности — алфавитах и способах записи цифр в разные эпохи у разных народов;
Ø знакомить детей с картой, планом, схемой, моделью; рассказывать об их назначении. Создавать ситуации, в которых дети в игровой форме могут получить первый опыт чтения простейшего плана, схемы, карты;
Ø формировать операцию обобщения на основе выделения общих признаков;
Ø закреплять умение правильно использовать обобщающие слова, понимая соотношение более общего и более частного понятий (морковь и репа — овощи и т. п.);
Ø совершенствовать умение производить классификацию по одному и двум заданным педагогом, а также произвольно выбранным самим ребёнком признакам;
Ø содействовать развитию пространственного воображения:
регулярно проводить с детьми занятия по плоскостному и объёмному конструированию из геометрических форм;
предлагать различные по содержанию и оформлению геометрические головоломки;
предлагать детям различные конструкторы и мозаики для самостоятельной игры
3. Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности
Ø приводить примеры познавательно активных людей, видевших в научной исследовательской деятельности смысл своей жизни;
Ø читать детям произведения художественной литературы, фиксирующие ценность учения, грамотности (например, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)