прослушивание аудиозаписи); тактично исправляют речевые ошибки и неточности ребёнка. Расширяют и активизируют словарный запас во всех видах детской деятельности.
И 6-8 лет
Основная задача
Подзадачи
Что для этого необходимо сделать
Региональный компонент
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя развитию коммуникативной деятельности
Ø развивать способности к использованию диалога в общении со взрослыми и сверстниками путём формирования активной коммуникативной позиции с использованием элементарных правил ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада);
Ø развивать способность к выражению своих мыслей путём построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа)
Содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания
Ø обогащать словарь:
расширять словарный запас детей на основе формирующихся у них богатых представлений о мире; активизировать его в самостоятельных высказываниях;
продолжать формировать видовые (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, овощи, игрушки, транспорт, растения, животные и др.) и отвлечённые обобщённые понятия (добро, зло, красота, смелость и т. д.) с их последующей дифференциацией (обувь — летняя, зимняя, демисезонная; транспорт — назем-ный, воздушный, водный, подземный); развивать смысловую сторону речи.
Для этого необходимо знакомить детей:
со значением слов (например, через их определение: ельник — еловый лес; стол — предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на ножках и др.);
с антонимами (выраженными разными частями речи: добро — зло, день — ночь, старый — молодой, подниматься — спускаться; весело — грустно, далеко — близко, холодно — жарко и др.);
с синонимами (выраженными всеми частями речи: смелость — отвага, храбрость; вежливая — любезная, предупредительная; веселиться — радоваться, смеяться); с многозначностью слов (существительных и глаголов: гребень (для расчёсывания волос, верх волны, на голове петуха); кисть (руки, художника, рябины, украшение для штор); ножка (гриба, стула, жеребёнка, малыша); хвост (лисы, самолёта, поезда, редиски); гореть (дрова горят в камине, ребёнок горит от жара, щёки горят на морозе); бить (в ладоши, по мячу, в барабан, дождь бьёт в стекло); идти (ребёнок идёт по дороге, лёд идёт по реке, дождь идёт из тучи, дым идёт из трубы); играть (ребёнок играет в кубики, дети играют в мяч, девочка играет на скрипке, улыбка играет на лице).
Кроме того, необходимо учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические обороты (мороз щиплет нос, весна на носу, водить за нос, как белка в колесе, всё в руках горит и т. п.);
Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с национальной культурой, природой.
Ø формировать грамматический строй речи:
осваивать морфологическую систему русского языка (изменение по родам, числам, лицам, временам): употребление имён существительных во множественном числе (один — много);
образование формы родительного падежа множественного числа существительных трудных форм (улей — ульев, пень — пней, лоб — лбов, карась — карасей и др.);
согласование существительных с числительными, прилагательными и глаголами;
упражнять в правильном употреблении категории рода (женского, мужского, среднего);
практически освоить некоторые способы словообразования;
учить составлению (употреблению правильного порядка слов) и распростране-нию предложений за счёт однородных членов (подлежащих, определений, ска-зуемых);
составлению сложных конструкций предложений (сложносочинённых и сложноподчинённых);
закреплять правильное употребление предлогов, выражающих различные про-странственные отношения (в, на, за, из, с, под, над, между, перед, из-за, из-под и др.);
Ø развивать произносительную сторону речи:
развивать речевой слух: фонематический и фонетический;
уточнять и закреплять произношение всех звуков русского языка, используя анализ артикуляции (по пяти позициям: положение губ, зубов, языка, вибрация голосовых связок и прохождение воздушной струи) в игровых упражнениях, речевых играх и т. д.;
совершенствовать фонематическое восприятие через упражнения и дидактические игры на дифференциацию звуков: свистящих и шипящих [с — ш], [з — ж], [ц — с]; звонких и глухих [ж — ш], [з — с], [б — п], [д — т], [г — к], [в — ф]; соноров [р — л]; твёрдых и мягких [с — с’], [з — з’] , [п — п’], [б — б’], [т — т’], [д — д’], [к — к’], [г — г’], [в — в’], [ф — ф’], [р — р’], [л — л’];
упражнять в умении дифференцировать звуки (гласные — согласные, мягкие — твёрдые);
работать со словами-паронимами, объяснять их лексическое значение;
предлагать задания на подбор слов с заданным звуком в разных позициях (в на-чале, середине и конце слова); определять последовательность звуков в словах;
упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);
упражнять в умении производить анализ и синтез предложения по словам; короткого высказывания по предложениям;
развивать умение передавать разнообразные интонации через изменение высоты голоса, силы его звучания, ритма и темпа речи в процессе разучивания стихотворений, средствами театрализованной деятельности, в игровых заданиях и упражнениях и т. д.;
развивать контроль за собственной речью и критическое отношение к речи окружающих;
развивать и совершенствовать связную речь.
вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со сверстниками (активная коммуникативная позиция);
приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным);
Ø закреплять правила ведения диалога в повседневной жизни, традициях (группы и детского сада);
развивать навыки ведения диалога со сверстниками и взрослыми;
работать над речевым оформлением реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание, отказ);
отрабатывать умение вежливо и тактично вести диалог со взрослыми и другими детьми;
закреплять и совершенствовать навыки речевого этикета.
Для развития монологической формы речи необходимо:
обучать основам построения связных монологических высказываний (повествовательного и описательного типа). При построении высказываний описательного типа развивать умения выделять и называть объект речи при описании; соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счёт дополнительных характеристик; видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов (определение двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); выбор последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях). При построении высказываний повествовательного типа развивать умения восстанавливать последовательность событий в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои, разворачивались события или действия); давать определение и словесное обозначение главной темы повествования (через цель высказывания, заголовок); выделять структуру повествования: зачин, средняя часть, концовка; воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований;
учить составлению комбинированных связных высказываний (сочетание описательных и повествовательных монологов, включение диалогов); составлению плана (смысловой последовательности) собственных высказываний и выдерживанию его в процессе рассказывания;
Ø осуществлять подготовку к полноценному освоению письменных форм речи (чтению и письму)
Для подготовки к обучению чтению (реализуется в рамках развития устной речи) необходимо:
упражнять в умении проводить звуковой анализ слов: узнавать, различать и выделять в словах отдельные звуки; определять их позицию (начало, середина, конец);
определять последовательность звуков в слове;
развивать умение дифференцировать звуки на согласные и гласные, согласные на твёрдые и мягкие; близкие по звучанию и произношению;
формировать представление о слоге и ударении; упражнять в умении проводить слогозвуковой анализ слов;
формировать первоначальное представление о предложении и слове: составлении нераспространённых и распространённых предложений; правильном и отчётливом их произношении; умении слышать отдельные предложения в потоке речи; разделении предложений на слова, последовательном выделении их из предложений; определении количества слов.
Для подготовки к обучению письму необходимо:
готовить руку к обучению письму: формировать правильный захват орудия письма (щепоть); упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки; развивать мелкую моторику рук;
начать подготовку к технике письма: развивать пространственную ориентировку; знакомить и учить ориентироваться в разлиновке «линейка»; развивать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости;
формировать элементарные графические умения;
упражнять в анализе и синтезе (в аналитико-синтетической деятельности) условных изображений предметов, заданных с помощью линий или геометрических фигур;
Ø знакомить детей с книжной культурой, детской литературой, вводить их в мир художественного слова:
поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе;
обсуждать с детьми смысл прочитанного, воспринимать богатство литературного языка;
учить анализировать тексты на доступном уровне;
знакомить с жанровым разнообразием художественной литературы;
формировать потребность ежедневного обращения к художественной литературе;
воспитывать интерес к книге: систематически знакомить детей с авторами литературных произведений, обращать их внимание на оформление книги (иллюстрации и их авторов); формировать навыки бережного обращения с книгой; создавать материальную базу: библиотеки (общую и групповую), книжные уголки, выставки; фонотеку, коллекцию портретов писателей, поэтов, художников-иллюстраторов и т. д.
-удмуртский фольклор: пословицы, поговорки, загадки, заклички, дразнилки, чистоговорки
-мифы, легенды, удмуртские народные сказки
-выставки тематические, посвящённые творчеству того или иного писателя, поэта