Текст 5. Прочитайте текст, выполните задания
Работа с частью В. Словообразование и морфология (В1, В2) Текст 2. Прочитайте текст, выполните задания. (1) Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. (2) Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (3) Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств – качеств человека, который пользуется языком народа. (4) Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (5) Ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». (6) Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. (7) Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше всех, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. (8) А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе. (9) Послушайте: о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычные слова заменяет «словами-плевками»? (10) Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти. (11) У него будут «свои» слова для денег, для заработков – законных и особенно незаконных, - для всяких махинаций, циничные прозвища людей, которых он боится (бывают, впрочем, прозвища, в которых люди выражают свою любовь и ласку тому или иному человеку – это другое дело). (12) Я этим вопросом специально занимался, поэтому, поверьте мне, я это знаю, я не просто предполагаю. (13) Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. (14) Как говорит, так следовательно, и думает.
1. Укажите способ образования слова показатель (предложение 3). 2. Укажите способ образования слова послушайте (предложение 9). 3. Укажите способ образования слова неприятностей (предложение 10). 4. Из предложений 1 – 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. 5. Из предложения 11 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом. 6. Из предложений 1 – 4 выпишите имя прилагательное в форме составной сравнительной степени. 7. Из предложений 1 – 4 выпишите имя прилагательное в форме простой превосходной степени. 8. Из предложений 8 – 13 выпишите глаголы в форме повелительного наклонения. 9. Из предложений 6 – 8 выпишите причастие, перешедшее в существительное. 10. Из предложений 6 – 7 выпишите имена прилагательные в форме составной превосходной степени. 11. Из предложений 9 – 10 выпишите все наречия. 12. Из предложений 1 – 2 выпишите наречие. 13. Из предложения 11 выпишите все определительные местоимения. 14. Из предложения 7 выпишите притяжательное местоимение. 15. Из предложения 9 выпишите все относительные местоимения. 16. Из предложений 5 – 7 выпишите отрицательные местоимения. 17. Из предложения 9 выпишите указательное местоимение. 18. Из предложения 12 выпишите частицу(ы). 19. Из предложения 13 выпишите частицу. 20. Из предложения 5 выпишите все частицы.
Ответы
Морфология и синтаксис. Часть В. Текст 5. Прочитайте текст, выполните задания. (1) В материальном мире большое не уместишь в малом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать. (3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем – в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели. (6) Поговорка «Цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (8) Главное действующее лицо этого произведения Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. (9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально. (10) Оно ужасно и ничем не может быть оправдано. (11) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. (12) Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом. (13) Общее правило: блюсти большое в малом – нужно, в частности, и в науке. (14) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни ученого. (15) Если же стремиться в науке к «мелким» целям – к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то ученый неизбежно терпит крах. (16) Может быть, не сразу, но в конечном счете! (17) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестает существовать, и сам ученый рано или поздно перестает быть ученым. (18) Соблюдать большое надо во всем решительно. (19) Тогда все легко и просто.
Из предложений 14-19 выпишите краткие прилагательные. Из предложений 13-15 выпишите прилагательные в превосходной степени. Из предложений 4-5 выпишите определительные местоимения. Из предложения 8 выпишите все местоимения. Из предложения 2 выпишите переходный глагол. Из предложений 6-12 выпишите страдательное причастие. Из предложения 15 выпишите производный предлог. Из предложений 15-19 выпишите субстантивированные прилагательные (перешедшие в существительные). Из предложений 3-5 выпишите все частицы. Из предложения 2 выпишите все частицы. Из предложения 6 выпишите подчинительное словосочетание со связью управление. Среди предложений 9-15 найдите простые односоставные безличные предложения. Укажите их номера. Среди предложений 3-9 найдите сложные, в состав которых односоставное безличное. Укажите их номера. Среди предложений 6-19 найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. Среди предложений 6-12 найдите предложение с нераспространенным приложением. Укажите номер. Найдите в тексте предложения с вводным конструкциями. Напишите номера этих предложений. Среди предложений 6-19 найдите сложносочиненные предложения. Укажите их номера. Среди предложений 1-12 найдите предложения с придаточными изъяснительными. Укажите их номера. Среди предложений 6-19 найдите предложение с однородным подчинением придаточных. Укажите их номера. Среди предложений 1-12 найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответы
Текст 7.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1422)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |