Особенности эмоционального потенциала трудового коллектива
Эмоциональный потенциал коллектива — понятие широкое, охватывающее различные переменные. Одними из основных составляющих этого понятия являются коллективные эмоциональные состояния (настроение), социально-психологический климат и эмоциональные состояния отдельных субъектов — членов коллектива. 5.1.1. Коллективные эмоциональные состояния и их функции1 К коллективным эмоциональным состояниям относят, прежде всего, настроение коллектива (эмоциональный настрой), коллективные переживания. Соответственно, одной из важнейших характеристик коллективного эмоционального состояния является динамичность. Вопрос о динамике коллективных настроений и переживаний широко обсуждается в различных психологических исследованиях. В частности подчеркивается, что колебания настроения связаны с социальными детерминантами (Л.Н. Войтоловский): чем больше люди чувствовали себя «господами» обстоятельств, тем больший прилив энергии ощущали в себе; при неудаче, в горе человеческое существо опускается, теряет силы. Отсюда деление настроений на два разряда: когда энергия нарастает и когда происходит постепенное или внезапное падение энергии. Этому соответствуют две тональности настроений: жизнерадостная, бодрая, активная и унылая, слабая, пассивная. Смена этих тональностей подчиняется определенной периодичности2. 1 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988. — 128 с. 2 Там же.
В. М. Бехтерев вывел закон периодичности или ритма. Так, прежде всего, необходимо установить, что настроение коллектива подвергается периодическим сменам в ту или иную сторону, что обусловливается не одними внешними условиями, которые могут в одно время быть благополучными для коллектива, а в другое — неблагоприятными для него, но и неустойчивостью самого настроения, которое не может оставаться бессменно одним и тем же в течение долгих периодов времени. Обсуждая вопросы динамики общественных настроений и их значения в жизни общества, Б.Д. Парыгин обращает внимание на закономерность приливов и отливов социальных настроений, на соотношение стихийного и сознательного моментов в этой цикличности. А.Н. Лутошкин выдвигает и подтверждает следующие гипотезы, касающиеся динамики эмоциональных состояний в коллективе1: 1. По мере становления и развития коллектива в нем вырабатывается определенный эмоциональный ритм жизнедеятельности. Он будет тем четче и определеннее, чем выше уровень развития коллектива. У групп низкого уровня развития эмоциональный пульс может не обнаруживаться. 2. Природа эмоциональной ритмики коллектива связана с разнообразием явлений социальной жизни и выражается в адекватности ее отражения членами коллектива. Вместе с тем периодичность смены настроений связывается с биологическими детерминантами, 3. В различные периоды циклов эмоционального ритма могут создаваться оптимальные или, наоборот, менее подходящие условия для организации коллективной деятельности, для восприятия членами коллектива значимых явлений окружающей жизни. 1 Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988.— 128 с.
Таким образом, важно подчеркнуть, что эмоциональная пульсация индивидуальна для разных коллективов, и прежде всего, для коллективов, находящихся на разных уровнях своего развития. В сплоченных коллективах наблюдается обычно ровный, четкий ритм с размашистой амплитудой колебания от радости к неприятностям и обратно. В этом проявляется эмоциональное единство коллектива. Коллективы высокого уровня развития дружно откликаются на успехи и неудачи своих членов, переживают все события, происходящие в них. Если же «пульс» едва пробивается или же лихорадочно скачет, то можно смело утверждать: в этом коллективе не всё в порядке, здесь нередко царит равнодушие или постоянно конфликтуют группировки, люди не могут найти общий язык. Обращает внимание на себя и такая особенность: в сплоченных коллективах отрицательные эмоции чаще переживаются, чем в малосплоченных. Действующий коллектив, встречая на своем пути препятствия, живо реагирует на неудачи, непримирим к ним. Отсюда и душевная отзывчивость, насыщенность эмоциональной жизни. В развитом коллективе его члены тоньше чувствуют эмоциональный тон коллектива, динамику его эмоциональной жизни. В коллективах низкого уровня развития в большинстве своем люди затрудняются точно определить общий тон своего коллектива в данный момент. Такое положение дед характерно для коллективов, где редко проявляются взаимопомощь и взаимодействие, недостаточно знание людьми друг друга, где существует своеобразная «слепота» к эмоциональным состояниям своих коллег. Важно отметить, что психолог, работающий в организации, должен всегда учитывать динамические особенности эмоциональных состояний. Эмоциональная пульсация отражается и на состоянии потенциалов активности коллектива: в разные периоды происходит увеличение или снижение возможностей коллектива в выработке ресурсов «жизненной энергии». Соответственно, это необходимо принимать во внимание, организуя кор-рекционно-развивающую работу с эмоциональными потенциалами коллектива.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (858)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |