Лингвистическая разминка
Каждому учащемуся учитель дает карточку с предложением. Задача – данное в скобках существительное поставить в форму предложного падежа единственного числа. В (бег) на пятьсот метров победила наша команда. Юлия задыхалась на (бег) и не могла говорить. За участие в том кровопролитном (бой) он был награжден медалью. Наверное, и ты немало видал на своем (век). Жизнь в маленьком поселке имеет свои особенности: ты всегда на (вид) у всех. Подошел срок уплаты за очередной семестр, и я с ужасом вспоминал о старом (долг). Очень вам благодарен! В (долг) не останусь. А то, что не ответил нам на визит, так это вполне в (дух) времени. Хозяин был не в (дух) и говорил с нами резко. Отвечай мне как на (дух), не изворачивайся! Домик его пристроился на (край) села. – Перепишите предложение. Выделите окончание существительного в скобках. – Какую особенность изменения существительных по падежам вы заметили? (Вариативность окончаний.) Упражнения 196, 197. Орфоэпическая минутка. – Рассмотрите слова в рамке рядом с упражнением 197. – Произнесите их правильно. – Выясните значение непонятных слов по толковому словарю. – Составьте предложения, используя слова из рамки. Итог урока. Игра на внимательность. Учитель называет какой-либо признак имени существительного. Задача учащихся – привести пример. Домашнее задание:упражнение 198. Урок 52. Проверка домашнего задания. Работа с пословицами. Учитель раздает на каждую парту конверты с пословицами, слова из которых написаны на отдельных листочках. Задача учащихся – собрать пословицу и вставить пропущенные буквы. В каждом конверте лежит подсказка – грамматические показатели слов, расположенные в нужной последовательности. 1) без, грамматик.., и, учатся, математик.., не, букв, и Подсказка: предлог, мн. ч. род. п., союз, ед. ч. род. п., не, глагол, и, ед. ч. род. п. 2) работ.., не, в желез, ржавеет Подсказка: предлог, ед. ч. пр. п., ед. ч. им. п., не, глагол. 3) и, поедет, тигр, на, богатырь Подсказка: ед. ч. им. п., и, предлог, ед. ч. пр. п., глагол. 4) и, щенок, тот, к, слепой, полезет, матер.. Подсказка: прилагательное, им. п. ед. ч., – и, тот, предлог, дат. п. ед. ч., глагол. Затем учащиеся с одинаковыми пословицами сравнивают свои ответы. Упражнение 199 (комментированное письмо). Упражнение 200. – Обсуждение орфограммы «Ь на конце существительных после шипящих». – Заполнение таблицы.
Упражнение 201. – Обсуждение орфограммы «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных». – Самостоятельная работа. Итог урока. – Почему важно уметь определять склонение и падеж существительных? Домашнее задание:упражнение 202, 203; подготовиться к диктанту по упражнению 204. Уроки 53–54. СТРАХ Спуск казался таким крутым, что у Коли замирало сердце всякий раз, когда он смотрел вниз. А рядом на ветке черемухи сидели снегири и ехидно косились на Колю, как будто хотели посмеяться над ним. Мальчик взглянул на свои лыжи и вздохнул. Третий день подряд приходил он на гору и подолгу стоял здесь, а съехать не решался. Вдруг к Коле подошла Таня. – Чего стоишь? – спросила она. – Так.. устал. И сам не зная зачем, Коля вдруг соврал: – Восемь раз уже съехал. Таня неторопливо подошла к краю обрыва. Только успел Коля подумать, что девчонка обязательно струсит, как Тани на обрыве уже не оказалось. Как ветром сдуло. Коля быстро наклонился и глянул вниз. Маленькая фигурка летела стремглав с откоса. К горлу мальчика подступил какой-то комок. Стало жарко и стыдно. Коля подождал, пока Таня начала подниматься в гору, потом подошел к обрыву, подвигал лыжами и крепко зажмурил глаза. Дальше он помнил только, как рот захлестнул сильный ветер. Мальчика швырнуло в сторону, он кубарем покатился вниз. Мокрым противным снегом залепило глаза и уши. Кряхтя, Коля вылез из сугроба и принялся искать шапку. Сердце его бешено и радостно стучало. Мальчик бодро поднялся на гору и поправил крепления. Страха больше не было. Страха, у которого глаза велики. Работа с текстом. 1) Первичное чтение полностью. – Прослушайте текст, объясните его название. – На какие части можно разбить текст? 2) Чтение по частям – Прослушайте первую часть и скажите, с помощью каких средств автор передает чувства Коли перед спуском? – Озаглавьте эту часть. – Прослушайте вторую часть. Почему Коля соврал? – Почему Коле стало стыдно после Таниного спуска? – Каким вы представляете себе Колю в этот момент? – Озаглавьте эту часть. – Прослушайте третью часть и отметьте средства, которыми автор описывает стремительный спуск Коли. – Как изменилось состояние Коли? – Озаглавьте эту часть. 3) Повторное чтение полностью. – Прослушайте текст и назовите его ключевую фразу. (У страха глаза велики.) – Как вы ее понимаете? 2. Пробный пересказ (на усмотрение учителя). Один ученик пересказывает, другие его поправляют в случае необходимости. Самостоятельная работа (написание изложения). Урок 55. Диктант (упражнение 204).
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |