Г) постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, др.)
Классический позитивизм(О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль).Философия позитивизма, или философия позитивного, конкретно-научного знания, была создана французским мыслителем О. Контом(1798-1857) в работах «Курс позитивной философии» (1830-1842) и «Система позитивной политики» (т. 1-4,1851-1854). О. Конт сформулировал основополагающие идеи позитивистской философии: а) идею позитивного (положительного) знания.Позитивное знание - это, во-первых, знание реальное, во-вторых, полезное. Знание без пользы для человека и общества является «игрой в бисер», коллекционированием ненужных безделушек. Важным свойством знания является достоверность. б) сформулировал учение о трех стадиях духовной эволюции человечества: теологическая, метафизическая, позитивная(научная); в) разработал классификацию наук(по степени уменьшения их абстрактности): математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Позитивные знания об обществе призвана разрабатывать социология, важнейшими понятиями которой являются понятия «социальная статика» и «социальная динамика». Эмпириокритицизм, или махизм- вторая историческая форма философии позитивизма, представителями корой были австрийский ученый Э. Мах(1838-1916) и швейцарский теоретик Р. Авенариус (1843-1896). По имени первого эта форма позитивизма иногда называется махизмом. С именем Авенариуса связано другое обозначение второго позитивизма - эмпириокритицизм. Авенариус написал трактат «Критика чистого опыта» (1888-1890), а слово «эмпириокритицизм»как раз и означает «критика опыта» (от греч. «эмпирио» - опыт и «критика» - судить, разбирать). Представители настаивают на необходимости борьбы в науке с засильем и на изъятии из науки таких понятий, как «субстанция», «причинность», «материальное», «идеальное» и др. Таким образом, на второй стадии позитивизма решалась задача демаркации науки и классического философского мировоззрения и ьыл предложен принцип экономии мышления. Необходимо определять понятия через наблюденияданных и их описание - вот задача науки. Неопозитивизм(М. Шлик, Р. Карнап, Л. Витгенштейн и др.). Главная задача неопозитивизма - разработка языка - научного, философского, обыденного. Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка. Неопозитивизм сыграл значительную роль в развитии современной логики, семиотики и философии науки. Основная цель неопозитивизма - анализ языка науки. Представители неопозитивизма считают, что язык – это явление, которое активно влияет на строй наших мыслей и их содержание. Язык допускает грамматически правильные, но лишённые какого-либо смысла высказывания. Например, «Владимир Мономах – это первое нечётное число»; «Синий запах меланхолии вызывает пятизначно». Cогласно логическому позитивизму (неопозитивизму), философия должна осуществлять логический анализ естественных и искусственных языков, отбирая осмысленные и научные суждения. При этом она освобождается от метафизических и абсурдных высказываний. В результате такой селекции остаются только актуальные и аналитические предложения, содержащие какую-то новую информацию. В состав научных положений входят только актуальные (напр., «Волга впадает в Каспийское море») и аналитические высказывания или сделанные на их основе логические выводы. Такие положения имеют смысл и их можно квалифицировать как истинные или ложные. Все повествовательные предложения, которые встречаются в языке, логический позитивизм подразделяет на два класса: антинаучные, т.е. обладающие смыслом, но не могут быть проверены фактами («В мире нет ничего, кроме движущейся материи»); научные –они поддаются опытной проверке или «верификации» («Вода закипает при температуре 100°С»). Это важнейший принцип неопозитивизма. Согласно принципу верификации, научно-осмысленной может быть только такая теория, которая подтверждается или же оправдывается фактами. Однако, невозможно верифицировать факты прошлого и будущего, нельзя сразу подтвердить научные гипотезы. Теоретические знания невозможно полностью свести к исследуемым фактам, т.к. теория во многом развивается на собственной базе, независимо от эмпирического материала. Постпозитивизм(букв. - после позитивизма) в центр своего философского интереса ставит проблемы динамики, исторического роста научного знания. Науку рассматривали как важнейшую социальную ценность. Основными представителями этого течения являются американский философ Т. Кун (1922-1996), английский ученый И. Лакатос (1922-1974), американский исследователь П. Фейерабенд(1924-1994) и др. Особое значение в учении Куна занимало понятие «парадигма». Слово в переводе с греческого языка означает образец, пример. В работах Куна - это признаваемое всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает модель постановки научных проблем и их решения для сообщества ученых. Парадигма - мировоззренческий и методологический фундамент нормальной науки. Процесс перехода от одной парадигмы к другой Кун называл научной революцией. Научная революция является процессом изменения видения мира, т.е. языка описания, стандартов и схем его аргументации. После научной революции и смены в той же астрономии парадигмы все проблемы, стоящие перед сообществом ученых, предстают в новом свете. Формирование новой парадигмы, однако, не приводит автоматически к исчезновению и отбрасыванию старой. Старые парадигмы живут в сердцах и умах людей столь же долго, сколько ее представители, а развитие науки является процессом сосуществования и соперничества различных парадигм.
Тема 4
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (603)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |