Каковы основные стратегии осмысления природы человека в классической философии?
Античные философы рассматривают человека как часть Космоса, природы, своеобразный «малый космос» - микрокосмос, как аналог и воспроизведение законов макрокосмоса - всей Вселенной. Через столетия пришло к нам крылатое выражение софиста Протагора: «Человек - есть мера всех вещей». В философии Сократа проблема человека переместилась в центр философского интереса. Целью познания, по Сократу, является, прежде всего, самопознание. «Познай самого себя». В средние века в христианской философии человек провозглашался творением Божьим (идея креационизма). Человек, по учению средневековых теологов, был создан Богом по образу и подобию Божьему и сначала был равен своему Создателю. Но это состояние было утрачено человеком после грехопадения, когда он вкусил плод с древа познания добра и зла. С этого момента первозданная мощь и чистота человека померкла и вернуться к ней своими силами человек не мажет, для этого нужно откровение, вера. Проблемы соотношениятела, веры и разума, разума и воли - в центре внимания религиозно-философской антропологии Средневековья. В идеях средневековых философов (Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др,) заложено понимание человека как личности(несущей в себе лик Божий), заключающей в своем внутреннем мире напряженную духовную жизнь, переживания души и идеи духа. В эпоху Возрождения формируется идея о том, что человека можно понять анализируя условия его реальной земной жизни, от которых существенно зависят его свобода и достоинство. «Человек - мыслящий тростник» (Б. Паскаль). Для философов эпохи Просвещения главной сферой человеческой деятельности становится познание, воспитание и просвещение. По Канту, человек двойственное по своей природе существо, принадлежащее и к миру природной необходимостии к сференравственной свободы. Человек как сознательно-моральное существо должен относиться с уважением не только к себе, но и к другим людям. Антропологический материализм Л. Фейербаха утверждал, что центральной проблемой философии должен быть человек как телесное, природное, психофизическое существо, у которого душа и тело не могут быть отделены друг от друга. Сущность человека понимается Марксом как совокупность его общественных отношений. Сущность человека в постклассической философии осмысливается на фоне трагедий XX века (Первая и Вторая мировые войны) В центре внимания философии экзистенциализма - проблемы существования, свободы и ответственности человека, а также проблема выбора. В русской философии XIX-XX вв. акцентируется внимание на духовно-нравственныхаспектах бытия человека. Т.е. существуют три стратегии осмысления человека: - одномерная (человек как биологическое или социальное существо); - двумерная, в которой человек трактуется как биосоциальное единство; - триалистическая – человек из трех начал – биологического, социального и духовного. В последней стратегии речь идет не только о биологически-наследственном и социально-приобретенном. В природе человека специально выделяется духовная составляющая, которая позволяет понимать человека как био-социо-культурно-экзистенциальное существо.Духовное начало в человеке, как элемент его природы, является обозначением внутреннего субъективного мира человека, его ценностно-смыслового содержания. «Существование человека предшествует его сущности» (Ж.П. Сартр). Экзистенциалисты убеждены, что изначально человек ничего из себя не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, реализуя свой проект бытия. Человек – это совокупность собственных поступков. Современная философской антропология (М. Шелер, Г. Плесснер) предложила рассматривать сущность человека – в его незавершенности, открытости миру, свободе, способности к трансцендированию – преодолению себя и своей ситуации в мире. Человек, в отличие от других существ, как бы «приговорен» к постоянному самосозиданию, самотворчеству и самореализации, к безостановочному экзистенциальному поиску.
2. Проблема антропогенеза и биосоциальной природы человека в философии и науке. Важное значение для понимания человека имеет и вопрос о его происхождении (проблема антропогенеза). Существует несколько основных вариантов решения этой проблемы – креационистский (религиозный) подход (человек является продуктом божественного творения, наделяется специфическими, отсутствующими у других живых существ способностями, к числу которых относится, прежде всего, способность к духовной жизни, творчеству, а также «божественной» сущностью в силу обладания бессмертной душой). Эволюционная теория Ч. Дарвина (человек, как и другие животные, появился в ходе эволюционного развития. В процессе борьбы за существование выживают, только те представители животного мира, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям своего существования. Человек в этой концепции связан с высшими млекопитающими и происходит от человекообразной обезьяны в результате эволюционных изменений ее конституций. Психика человека, его способность мыслить, а также способность к труду есть не что иное, как многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых проявляются в поведении низших животных). Трудовая концепция (Ф. Энгельс) - при действии биологических механизмов изменчивости и наследственности, трудовая деятельность преобразовала биологическую природу человека, у людей появилась способность создавать и использовать искусственные орудия труда и сотрудничать с себе подобными, сплачиваться в общности и совместным трудом преобразовывать окружающую среду, а не просто адаптироваться к ней. Естественный отбор постепенно терял свое значение и в эволюции человека начали играть социокультурные факторы. В настоящее время, несмотря на признание и приоритет эволюционной и трудовой концепций антропогенеза, существуют и альтернативные подходы. Среди них можно выделить: психоаналитическую (З. Фрейд), игровую (Й. Хейзинга), семиотическую, уфологическую и др. Итак, человек как целостное существо, представляет собой единствобиологического, социального и духовного. 1) Как представитель биологического вида человек имеет множество общих признаков с млекопитающими, прежде всего с приматами. Специфическими особенностями человека, которые выделяют его из мира животных, является: прямохождение, развитие головного мозга, мышление, язык, членораздельная речь. 2) Как социальное существо человек способен сознательно создавать разнообразные формы социальной жизни, социальные системы. Это и простейшие (семья, род, община), и сложные (государство, объединение государств, цивилизации, мировое сообщество), которые в свою очередь состоят из множества высокоорганизованных подсистем (армия, экономика, политика, образование, наука, идеология и др.). 3) Как духовное существо человек способен создавать мир ценностей и возвышаться над миром повседневности. Человек описывается такими понятиями, как: • индивид (единичный представитель всего рода человеческого); • индивидуальность (уникальность и неповторимость индивида). Специфические компоненты индивидуальности: задатки и способности, темперамент и характер, талант и гениальность; • личность ~ социокультурная характеристика человека, совокупность социальных черт: • разумность – способность поступать обдуманно, • ответственность – способность предвидеть результаты своей деятельности, пользу или вред она приносит людям. • достоинство – это поведение человека, связанное с защитой им своих прав и осуществлением своих обязанностей • Индивидуальность – обладание своеобразием, неповоторимостью, особенностями (интеллекта, эмоциями, воли) • Свобода – возможность и способность мыслить и действовать согласно своей воле. • Активность • открытость Формирование и развитие личности происходит в процессе социализации (процессе освоения и усвоения норм жизни в обществе), воспитания и социальной деятельности. Таким образом, человек - это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами и душой (духовном предназначении человека). К основным социокультурныммодусам человеческого бытияможно отнести: • деятельность; • социализацию; • образование и коммуникацию. 1) Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование внешнего и внутреннего мира. Человек в результате деятельности не только приспосабливается, но и преобразует окружающий мир и самого себя, создавая «вторую природу», мир культуры. Существуют такие формы человеческой деятельности: материальная, прежде всего, трудовая, практическая и духовная. По целям выделяют преобразовательную, познавательную, коммуникативную, оценочную и творческую (художественную), управленческую, политическую, научную, инновационную деятельность. Структура деятельности выглядит следующим образом: потребность - мотив -цель - средство действия - результат.Американский ученый А. Маслоу выделил пять видов потребностей: а)физиологические потребности; б)потребности в безопасности (физической и психологической); в)потребности в привязанностях (любви, дружбе, общении), г)потребности в уважении (в одобрении, благодарности, признании); д) потребности самоактуализации. 2) Социализация - процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, статусов и ролей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного и активного члена общества. Человек приобретает свои личностные качества только в социальной среде, благодаря активному взаимодействию (коммуникации, общение) с другими людьми. В результате несоблюдения социальных норм возникают аномия, нигилизм и т.п. Со своей стороны, общество предъявляет к субъектам санкции. 3) Коммуникация - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной социальной деятельности.Контракт разобщает людей, т.к. их общение ограничивается заключением договоренности. Устанавливаемый в ходе коммуникации контакт, наоборот, сближает и объединяет людей. Средствами достижения контакта являются дискуссии, диалог, обмен информацией.
3. Человеческая субъективность ц экзистенциальные характеристики личности. Человеческая субъективность представляет собой не что иное, как сложный и противоречивый внутренний мир человека, который наиболее зримо обнаруживает себя в так называемых критических ситуациях (ситуациях экзистенциального вакуума). К важнейшим экзистенциальным характеристикам человеческого бытияобычно относятся: сущность и существование, свобода и ответственность, любовь, смысл жизни и др. Свобода определяется как способность и реальная возможность человека действовать в соответствии с собственными желаниями, волей. Стремясь к свободе, человек в то же время бежит от нее, поскольку свобода предполагает высокий уровень ответственности личности. Американский философ Э.Фромм выделил два вида свободы: негативную (свобода от, т.е. внешних и внутренних форм зависимостей) и позитивную (свобода для, т.е. свобода как творческая реализация). Крайние трактовки свободы человека в истории философии были связаны с идеями фатализма, согласно которым жизнь человеческая, как и все в мире, предопределено судьбой, роком или божественной волей, а свобода человека заключается в умении подчинится высшей предопределенности. Также волюнтаризм утверждает, что источник свободы - свободная воля человека. В неклассической философии, например, К. Маркс и Ф. Энгельс дополняли: свобода человека - это познанная необходимость и возможность человека действовать в соответствии с этим знанием. В современной философии права проблема свободы обычно соотносится с проблемой развития правовой культуры общества. В ее решений обычно используются следующие аргументы: • свобода - естественное право человека; • мера свободы человека устанавливается существующими в обществе социальными нормами (моралью и, прежде всего, правом); • степень свободы человека характеризует состояние цивилизованности, гуманности общества и его культуры. Любовь - важнейший атрибут человеческого бытия, проявление истинной субъективности и экзистенциальная характеристика личности. Бытие человека характеризуют разные проявления любви, как то; половая любовь, братская любовь, любовь к ближнему, любовь к природе, любовь к жизни, любовь к Богу и др. В каких бы формах не обнаруживала себя любовь, сущностными признаками ее являются; · преодоление эгоизма, духовной изоляции; · открытость человека миру, другому человеку, возможность растворения, в ином (взаимность); · форма любви - духовная привязанность к вещам, человеку; · источник любви - сердце человека, это духовный центр целостности человека, концентрирующим в себе разум, волю, чувства, эмоции. · любовь есть источник жизни. Она придает жизни самоорганизацию, целостность, осмысленность и многообразие ее проявлений. Механичность, деструктивность, бездушие современного мира - следствия утраты любви, а следовательно, способности человека творить по духовным законам. Смысл жизни. Неудовлетворенность существующей жизнью и осознание конечности своего существования - основа поиска человеком смысла жизни. Проблема смысла жизни актуализируется в период кризиса, распада общественных структур, потери Пути (даосизм). Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни существуют различные философские подходы. Гедонизм – связывает высшее благо и смысл жизни с удовольствием, наслаждением. Эвдемонизм– связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем; Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов Этика долга – жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу Утилитаризм– жить– значит из всего извлекать пользу Прагматизм– цель жизни оправдывает любые средства ее достижения. Философские ответы на вопрос смысла жизни таковы: · смысл жизни должен быть найден (обнаружен), но не может быть задан изначально; · смысл жизни - базовая потребность человека в самоактуализации; самореализации человека (в профессиональном и человеческом плане), · проблема смысла жизни актуализируется в критических ситуациях, в которых проясняется подлинное или неподлинное бытие человека: · смысл жизни как ценность состоит в открытии (нахождении) человеком самого себя. Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство). Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей. В современных условиях осуществляется прозападная, либерально-рыночная форма глобализации не в интересах всего человечества, его возвышения и гуманизации, а в локально-корпоративных интересах относительно узкой группы людей. В ходе ее реализации происходит не развитие, а примитивизация человека, формирование массы ориентированных на гедонизм индивидов – потребителей («экономический человек»). Данный тип человека может быть квалифицирован как современное «экономическое животное», ставшее рабом своих материальных потребностей, смысл личного бытия которого – чувственно-эмоциональные удовольствия, потребление и телесный комфорт. Такой человек в принципе не способен откликаться на сложнейшие вызовы эпохи, осознать всю остроту проблем, стоящих сегодня перед человечеством. В ряду глобальных вызовов первостепенное значение начинает приобретать антропологическая катастрофа – кризис современного человека. Она трактуется как: - проблематичность, негарантированность его судьбы; - угроза выживаемости человека, подрыв оснований его бытия; - расчеловечивание человека, возможность наступления постчеловеческого будущего. Антропологический катастрофизмпроявляется, прежде всего, в следующем: 1. Подрыве биологических основ человеческого бытия (денатурализация внешней и внутренней среды человека, разрушение его биосферных качеств и глубинных инстинктов, социализация биологических маргиналов и т.д.). 2. Исчерпание психологических ресурсов человека (рост стрессовых состояний, психических сдвигов, психоневротический нигилизм, деградация высших мотивов поведения, рост эмоциональной тупости и ноогенных неврозов, кризис индустриальной идентичности, доминирование клиповой аудиовизуальной культуры и т.д.). Группой факторов антропологической катастрофы выступают также современные тенденции к переконструированию биологической основы человека. Они обозначились в русле достижений современных высоких технологий (биотехнологий, генной инженерии, робототехники, нанотехнологий и т.д.), которые позволяют в перспективе создавать искусственного человека (киборга, мутанта, клона и пр.). Искусственный человек уже получил даже название – Анантроп, Homo Futuris. Все эти манипуляции над биологической составляющей человека имеют далеко идущие последствия. Совершенно очевидно, что техногенная цивилизация открывает новую зону риска, связанную со «сделкой с дьяволом». Она может состояться, если человек откажется от своей «человечности», а парк новых технологий станет не частью ресурсов обновления человека, а источником его краха. Тема 7
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (691)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |