Указная практика Президента РФ
Подавляющее большинство своих конституционных полномочий Президента реализует посредством издания указов на основании ст.90 Конституции PФ. Однако Конституция прямо не определяет круг вопросов, по которым Президент может ихиздавать (за исключением указов о введении военного или чрезвычайного положения). На практике указы издаются для осуществления всех полномочий, закрепленных Конституцией РФ за Президентом, по которым могут быть изданы его акты, включая осуществление права законодательной инициативы. Вместе с тем, как показано выше, Президент РФ издает указы и по вопросам, требующим законодательного решения. Если согласиться с позицией Конституционного Суда РФ о толковании полномочий Президента по поводу издания указов, то необходимо установить не только те вопросы, по которым он может их издавать, но и те, по которым Конституция требует принятия законов, а указы издаваться не должны. Конституция РФ прямо предписывает принятие довольно большого количества законов. Но она не может и не должна предусматривать исчерпывающий перечень законов, которые следует принять. В российской правовой науке, несмотря на неоднозначность оценки юридической и социально-политической природы указа, он признается подзаконным правовым актом. Подзаконный характер указов признается и в некоторых решениях Конституционного Суда РФ. К сожалению, издание указов, опережающих принятие законов, прочно вошло в практику нормотворчества экс-президента Ельцина. Нередко указы издавались в период между сессиями Государственной Думы, т.е. тогда, когда она не может даже выразить свое отношение к ним. Президент Б.Н. Ельцин в силу единоличности своего статуса имел возможность гораздо оперативнее издавать указы, чем коллегиальная ГД -принимать законы. Некоторые президентские указы содержали положения о внесении в соответствии с ними изменений в федеральные законы. Тем самым принижалось значение закона в правовой системе и возвышалось значение указа. Между тем не закон должен обеспечивать реализацию указа, а наоборот - указ призван способствовать реализации Конституции и закона и должен издаваться на основе и во исполнение Конституции и закона. Таким образом, ни конституционные и законодательные ограничения, ни даже установленные указами президентские самоограничения не являлись, по крайней мере, для первого Президента препятствиями на пути к фактически безграничной, не основанной на Конституции и законах нормотворческой деятельности. Десятки указов изданы первым Президентом по вопросам деятельности различных акционерных обществ, функционирующих на базе федеральной собственности, создания и упразднения университетов, сохранения памятников культуры, что в соответствии с Конституцией РФ входит в компетенцию Правительства. Отдельные указы создались со ссылкой на полномочия, прямо закрепленные Конституцией за Правительством. Издание подобных указов говорит либо о недоверии Президента Правительству, либо о неуверенности Правительства в своих действиях, об опасении самостоятельно (без вмешательства Президента и его Администрации) решать вопросы, отнесенные Конституцией к его компетенции. Это, в свою очередь, обусловлено несовершенством конституционных норм, неопределенностью полномочий Президента. Междутем в Конституции РФ нет ни одного упоминания о том, что Президент может осуществлять исполнительную власть, но есть ст.110, в соответствии с которой ее осуществляет Правительство. Такая модель взаимоотношений Президента и Правительства привела к тому, что Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя президентских указаний, полностью зависящего в своей деятельности от усмотрения Президента. В заключении следует отметить, что стремление преувеличивать значение президентских указов отражает авторитарную тенденцию, направленную против практического воплощения провозглашенного Конституцией PФ правового государства. В целях упорядочения нормотворческой деятельности Президента, обеспечения соответствия его указов Конституции и федеральных законов, на мой взгляд, следовало бы - конкретизировать компетенцию гаранта Конституции, которая сегодня определена нечетко, что создает предпосылки для вмешательства Президента в деятельность всех ветвей власти; - установить пределы и процедуру нормотворчества Президента РФ, критерии принятия им нормативных указов, чтобы исключить возможность дублирования им функций Парламента и Правительства РФ. Сделать это можно путем сокращения указной практики (к чему в последнее время наметились некоторые предпосылки), но лучше - на основе дополнений и изменений Конституции РФ.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (733)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |