Предпосылки появления психотехники
Достижения ученых и развитие психотехники. Вопрос 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ПСИХОТЕХНИКИ а) прогресс в индустриальной отрасли на рубеже XX в. при. вел к необходимости обратить внимание психологии на производственную, трудовую деятельность. В результат чего возникла отрасль психологии — психотехника -использование психологии в экономике и промышленности. б) научная организация производства требовала знания о Вывод нервно-психическом потенциале работающего для использования труда людей с наибольшей эффективностью. Вопрос 2. ДОСТИЖЕНИЯ УЧЕНЫХ И РАЗВИТИЕ ПСИХОТЕХНИКИ а) Ф. Тейлор — американский инженер (1856-1915) — в 80-х годах XIX в, разработал систему интенсификации труда (тейлоризм) с целью рационального использования в организации производства. К разработке этой системы привела экономическая заинтересованность предпринимателей; — проводятся исследования по определению оптимальной - создаются методы определения профпригодности, б) Парсон ввел понятие профориентации — в книге "Выбор профессии" он определил задачи профориентации: —применял тесты чтобы раскрыть психический потенциал личности; —ознакомиться с требованиями той или иной профессии, предъявляемыми личности; —проанализировать полученные данные по тестам и соответственно требованиям профессии и дать рекомендацию. в) Мюнстерберг — в своей книге "Психологии промышленной производительности" определил план развития индустриальной психологии (психотехники); - рассмотрел на научном уровне вопросы руководства предприятиями, профориентации, профессионального обучения; —рассмотрен вопрос разработки технических средств со —Мюнстерберг показал преимущества экспериментально-психологических показателей над интуицией и опытом; - Мюнстерберг вел свою работу в двух направлениях: первой — для профотбора он применял логику и технику дифференциальной психологии, второе — исходило из анализа требований профессии к нервно-психическим Благодаря моделированию естественных условий деятельности, были отодвинуты на второй план самонаблюдения. В результате сближения лабораторных исследований с производством оказались непригодными традиционные схемы анализа.
ЛЕКЦИЯ № 15
Тема: КРИЗИС ПСИХОЛОГИИ План Предпосылки кризиса психологии. 2. Представления о психике, зарождение школ и новых Вопрос 1. ПРЕДПОСЫЛКИ КРИЗИСА ПСИХОЛОГИИ а) благодаря эмпирической работе психология получила возможность широкого изучения психологических явлений; б) успехи в биологии привели к перемене взглядов на жизненные функции организма, включая психические; в) изживали себя представления о сознании как замкнутом мире; г) расширился диапазон изучаемых объектов, недоступных д) изменились методы психологии и задачи психологии. Вопрос 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПСИХИКЕ, ЗАРОЖДЕНИЕ ШКОЛ И НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ а) Психические образы — это целостности, которые лишь искусственным путем можно расщепить на элементы. Эти целостности были обозначены немецким термином "геш-тальт" (форма, структура) и под этим названием вошли в научную психологию. Гешталъту было определено значение "главной единицы" сознания. А это направление стало называться гештальтпсихологией; б) было доказано, что область психики включает внешнее телесное действие. Направление, которое определило это действие предметом психологии, назвали бихевиоризмом (от англ, "бихейвиор" — поведение); в) сфера бессознательных влечений была признана определяющей для психической жизни. Исходя из этого, образовалось крупное направление, названное психоанализом (основатель 3. Фрейд); г) исследования немецких психологов привели к необходимости включения личности в систему ценностей культуры; д) появились различные школы, углубленно изучающие различные категории (образ, действие, мотив или личность), что начало приводить к распаду психологии на разные, противоположные школы и повлекло за собой кризис психологии
ЛЕКЦИЯ № 16 Тема: СТРУКТУРАЛИЗМ План Структурная школа — лидер В. Вундт. Представитель экспериментального учения Э. Титченер. Вопрос 1. СТРУКТУРНАЯ ШКОЛА - ЛИДЕР В. ВУНДТ а) главной задачей психологии В. Вундт считал экспериментальное исследование структуры сознания; — школа В Вундта проводила поиск исходных ингредиентов психики и способов их структурирования Но это был подход с точки зрения механистического естествознания Вопрос 2. ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО УЧЕНИЯ Э. ТИТЧЕНЕР а) В1905 г. Э. Титченер публикует учение "Экспериментальная психология". Основные идеи: —определил задачи экспериментальной психологии. —сознание имеет собственный строй и материал, скрытый под поверхностью явлений, подобно тому, как скрыты реальные процессы физики и химии от постороннего взгляда. Чтобы высветить этот строй, испытуемый должен справиться с неотвязно преследующем его "ошибкой стилизма", которая выражена в сменинии психического процесса с наблюдаемым внешним объектом (стимулом этого процесса); —Э. Титченер отмечает необходимость очистки научно- —вводит понятие психической "материи" и различает в ней три категории элементов: —ощущение (простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, длительностью), —образ; —чувство; -совокупность чувственных элементов приводит к представлению о каком-либо объекте; -чувственные элементы могут покидать сознание, но сенсорная основа остается и может воспроизвести ушедшие элементы; Титченер выдвинул идею о том, что связь интроспекции с экспериментом и математикой поможет психологии войти в группу естественных наук. ЛЕКЦИЯ № 17 Тема: "ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА" План
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |