Вопрос 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
а) середина века связана с формированием собственных взглядов на человека и его роль в обществе, с развитием рефлексии своей самобытности, своих научных и психических особенностей. — как естественные, так и гуманитарные науки имели тенденцию к созданию универсальных теорий, направленных на открытие основных закономерностей развития человека и общества (концепции А.В Веселовского, А.А.Потебни, И.М. Сеченова, К.Д. Кавелина и др.); б) два направления в проблеме человека: — Перед психологией встал вопрос: на основе какой науки следует формироваться. На основе философии или на основе физиологии. Исходя из этого предложили 2 концепции развития психологии. У истоков первой сто В.Соловьев. На основе этих концепций развивались другие направления психологии; в) антропологические принципы в философии Н.Чернышевского Н.Чернышевский подчеркивал, что единство человеческого организма обосновывалось и онтологически и гносеологически. Соответственно, и психика не является самостоятельной сущностью и требует научно-обоснованного изучения; г) П.Д. Юркевич о душе и внутреннем опыте: - Юркевич отстаивал "опытную психологию", согласно которой психические явления принадлежат к миру, лишенному всех определений, свойственным физическим телам, и познаваемым только субъектом. —Он говорил, что познание человека будет происходить двояко: внешними чувствами — тело, его органы и внутренним чувством — душевные проявления. —Юркевич утверждал, что психология, использующая внутренний опыт, является эмпирической областью знания и этим обретает себе достоинство; Д) К.Д. Кавелин —Он доказывал, что нравственная личность человека является "живым двигателем" всей индивидуальной и общественной жизни людей. —Считал, что важнейшими чертами психологии являются антропологизм и этическая направленность. —Этнографические исследования привели Кавелина к мысли о том, что анализ народного творчества может являться методом изучения национальной психологии так же, как и анализ продуктов индивидуального творчества. Вопрос 3. РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РОССИИ а) создание В.М. Бехтеревым Психоневрологического института в Петербурге — в стенах института было разработано учение об индивидуальных различиях. Было выделено две сферы: эндопсихика — врожденная основа личности и экзосфера — система взаимоотношений личности с окружающим миром. - построена классификация личностей; б) создание Института экспериментальной психологии Г.И. — проводились эксперименты, связанные с наблюдения —высказана мысль о том, что эксперимент базируется на первичных понятиях, а следовательно, можно считать исследование психологическим даже если оно не использует эксперимент; в) создание естественно-научной ориентации психологии Н.Н. - Н.Н. Ланге разработал монотонную теорию внимания, согласно которой колебания внимания при двойственных изображениях определяются движением глаз. — Он выделил следующие стадии в психической эволюции: стадию недифференцированной психики; стадию приобретенного опыта; развития психики у человека как социально-культурного существа.
Вопрос 4. РУССКИЙ ПУТЬ В НАУКЕ О ПОВЕДЕНИИ а) основатель науки о поведении — И.М. Сеченов - И.М. Сеченов переосмыслил понятие "рефлекса" и вы I блок — сигнал, т.е. рефлекс начинается с различия внешних условий. II блок — образ. Происходит изменение действия в сторону соотношения с "картиной" среды, которую осваивает организм. —И.М. Сеченов установил, что в механизме поведения, проходящем по типу рефлекса, действует рефлекторное кольцо. —Им был экспериментально изучен процесс центрального торможения; б) И.П. Павлов — создатель учения об условно-рефлектор Основные идеи учения: - живое существо неразрывно взаимосвязано со средой; - не все раздражители являются для организма сигналами; - существуют 2 вида рефлексов: условные и безусловные; в) объективная психология В.М. Бехтерева —исследовал взаимосвязь психической деятельности с энергетическими законами. —отдельные жизненные проявления организма приобретают черты механической причинности и биологической направленности и имеют характер целостной реакции организма. - Бехтерев разработал рефлексологический метод изучения младенцев. Вопрос 5. ПУТИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В 20 - 50-Е ГОДЫ XIX ВЕКА А) реактология - К.Н. Корнилов предложил считать основным элементом б) Психология социального бытия Г.Г. Шпета: —учение предполагает анализ социально-исторических —Г.Г. Шпет видел будущее искусства и науки в межкультурном взаимодействии;
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (433)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |