Причины образования бюджетного дефицита
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать: 1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности. 2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса. 3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия) 4. Неэффективность финансовой системы государства. 5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами. 6. Коррупция в государственном секторе. 7. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики. Классификация бюджетного дефицита 1. По характеру возникновения: · случайный (обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств); · действительный (объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов, закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета). 2. По продолжительности: · хронический (повторяется в бюджете из года в год, чаще всего является следствием продолжительного экономического кризиса); · временный (является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов, при неумелом управлении также может перерасти в хронический). 3. По отношению к плану: · плановый (предусмотрен законодательным актом о бюджете); · внеплановый (объясняющийся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов). Меры по управлению бюджетным дефицитом 1. Эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. 2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита. 3. Секвестирование бюджета. 81. Бюджетный процесс: сущность, содержание, участники. Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Бюджетный процесс В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях. В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается: · прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов; · приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы; · общий объём расходов; · верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга; · нормативная величина резервного фонда; · дефицит или профицит федерального бюджета; По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может: · предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума); · вернуть в правительство на доработку; · поставить вопрос о доверии правительству. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает: · приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета; · бюджетные ассигнования по разделам; · программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов; · программа государственно внутренних и внешних заимствований; В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета. После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ. До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством. Выделяют следующие стадии бюджетного процесса: · составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета; · утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год; · исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете; · контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года. Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются: · Президент Российской Федерации; · высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; · законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы); · исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); · Центральный банк Российской Федерации; · органы государственного (муниципального) финансового контроля; · органы управления государственными внебюджетными фондами; · главные распорядители бюджетных средств; · главные администраторы доходов бюджета; · главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; · получатели бюджетных средств. 82. Принципы бюджетного федерализма. Условия эффективного функционирования моделей бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм — система государственного финансирования общественно-значимых услуг в стране с многоуровневой бюджетной системой, основанная на децентрализации бюджетно-налоговых прав и полномочий между участниками. устимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; - недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным Кодексом. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня. Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (732)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |