II. Работа с учебником
Чтение статьи о жизни и творчестве А. П. Чехова (По А. Захаркину; ч. I, с. 261—263).
Вопросы для беседы после прочтения: 1. Каким человеком представляется вам Чехов? 2. Что вы знаете о его детстве, юности? 3. Какими талантами обладали Чехов, его сестра и братья? 4. Как относился Чехов к чтению, книгам? 5. Когда появились первые рассказы писателя? О чем они? 6. Как Чехов подписывал свои произведения? 7. Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему? 8. Объясните смысл выражений «гомерический хохот», «земская больница», «юмор», «фельетон», «сатира».
А. П. Чехов — выдающийся русский писатель. Формированием своей личности Чехов обязан прежде всего самому себе, своему огромному трудолюбию. Он рос в обстановке, которая в свое время «загубила» множество талантливых людей, и у Чехова тоже могло бы пропасть всякое желание писать и стать писателем. Отец его владел в Таганроге бакалейной лавкой с вывеской: «Чай, сахар, кофе, мыло, колбаса и другие колониальные товары». Подчиняясь требованиям отца, Павла Егоровича, Антоша вместе с братьями работал в лавке, отсиживал долгие часы, занимаясь копеечными расчетами. В свободное от работы время дети пели в церковном хоре (любимое увлечение отца). Отец был деспотичен и часто наказывал детей розгами. Работа в лавке отца допоздна, физические наказания и другое повлияли на формирование личности Антоши и выработали у него отвращение к несправедливости и насилию, а также чувство собственного достоинства. «В детстве у меня не было детства», — так написал впоследствии Чехов. Радость и успокоение в жизнь детей вносила мать, Евгения Яковлевна. Еще в детстве будущий писатель защищался от лжи и пошлости теми средствами, которые были ему доступны, — юмором, неиссякаемой жизнерадостностью, насмешками. Вместе с братьями Антоша играл в сценках, изображая то зубного врача, то высокомерного чиновника, то лживого священника. Будучи студентом-медиком, он стал писать короткие юмористические рассказы в журналах «Сверчок», «Будильник», «Стрекоза», «Зритель», «Осколки» и др. Рассказы выходили под псевдонимами: Антоша Чехонте (так когда-то называл Чехова преподаватель Таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский), Вспыльчивый человек, Брат моего брата, Человек без селезенки, Крапива, Врач без пациентов и др. (У Чехова было более 50 псевдонимов).
Задание 2 «Проверь себя», с. 263.
III. Чтение рассказа «Хирургия» (1883 г.). Читает учитель или по ролям заранее подготовленные ученики, с. 263-268.
IV. Беседа. Вопросы: 1. Понравился ли вам рассказ? 2. Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения? 3. Вспомните фамилию фельдшера. На что сна намекает? 4. Каким перед вами предстает больной дьячок? 5. Кто вызывает больше смеха или сочувствия: дьячок Вонмигласов? фельдшер Курятин?
Домашнее задание: перечитать рассказ «Хирургия»; ответить на вопросы «Размышляем о прочитанном», с. 286. Индивидуальные задания по группам учащихся: 1-я группа. Прочитать рассказы Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Певчие» и др. (по выбору), подготовить их пересказ. 2-я группа. Нарисовать иллюстрации к рассказу «Хирургия»; подобрать иллюстрации художников к произведениям А. П. Чехова. 3-я группа. Подготовить проект – инсценировку рассказа «Хирургия», электронную презентацию «Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова» (с. 268).
Урок 38. О СМЕШНОМ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. ОСОБЕННОСТИ ЧЕХОВСКОГО ЮМОРА Цели деятельности учителя: совместно с учащимися на основе анализа рассказа «Хирургия» выяснить, какими средствами писатель создает юмористическую ситуацию, что такое юмор и какую задачу он выполняет; обменяться впечатлениями о прочитанных юмористических рассказах Чехова; учить школьников выразительному и внимательному чтению произведений Чехова, понаблюдать за языком рассказов, смыслом заголовков, особенностями композиции, обратить внимание на «говорящие» фамилии героев. Планируемые результаты изучения темы: Предметные знания: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников. Рабочих тетрадей. Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Оборудование: иллюстрации к рассказам А. П. Чехова.
Ход урока
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |