Методика организации и проведения занятий
Практическая деятельность учащихся на уроке музыки разделена на три части музыкально-пластической деятельности: прослушивание музыки, пение и музыкально-пластическое интонирование. Всего в третьем классе было проведено 15 занятий, 6 из которых были посвящены исследовательской работе. Остальные занятия представляли собой подготовительные, творческие и по интересам детей. Первая часть урока: прослушивание и понимание музыки. Цель - развитие музыкального восприятия как разновидности эстетического, эмоционального и содержательного восприятие музыкального произведения. Оно направлено «на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство». [22,67] В процессе подготовки к прослушиванию составляются наброски музыкальных образов, смыслов музыки и ее звучания. Акцент на качестве музыкального восприятия, различий времени природы музыки и формирования в массовом сознании предпочтений восприятия разной степени сложности ( от серьезной к легкой). Вторая часть урока: пение как исполнительство. Осознание музыки через пение, объединение пения с движением для целей сосредоточения, распределения внимания и физических нагрузок. На этом этапе используются способы отбора репертуара, разнообразные виды разучивания песен по методике В Коэна, с использованием пластического интонирования, восприятия музыки через пение и движение. Получение из урока в урок навыков запоминания песен, мотивов, словесных фраз, умений вслушивания в мелодию в естественных условиях ( от друзей в компании, в телепередачах, от мамы, по радио). Развитие игровых форм пения: дирижирование, повторение слов и движений, импровизация. Третья часть урока –музыкально-пластическое интонирование. Деятельно-практическое, творческое отношение к музыке не только в процессе восприятия и исполнения, но и в процессе музыкально-ритмических движений в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях. На этом этапе задания носят творческий характер через который проявляется стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, самовыражению личности, накоплении опыта исполнительства, развития музыкальных способностей. Каждый блок оценивается по ряду критериев 1. Динамика прослушивания музыкального произведения, включающая критерии динамики и словесной характеристики музыкального образа. 2. Динамика пения, включающая качество развития мелодической линии гармонию исполнения (норму владения музыкальным языком). 3. Динамика музыкально-пластической деятельности оцененная по показателю ритмическая пульсация и темп (включающая самовыражение и творчество). Исходная диагностика и все последующие уроки имеют тенденцию преемственности, повторяемости и воспроизводства. Структура уроков такова: 1. Прослушивание определенного музыкального произведения и беседа по его восприятию, эмоциональной направленности, эстетическому характеру и осмысленности музыкальных образов. 2. Работа с коллективом по подбору и разучиванию песни, развитию качества мелодической линии, гармонии исполнения (нормы владения музыкальным языком). 3. Выполнение заданий по музыкально-пластической деятельности, включающей коллективные действие в форме музыкально-пластического интонирования под музыку, отражение последней в движении, улучшая ритмическую пульсацию и темп исполнения, творчество и самовыражение. Музыкальный материал подбирался к каждому занятию, разнообразие уроков отличалось в зависимости от яркости и содержательности музыкального произведения. На каждом уроке учащимся предлагался анализ двух разноплановых по характеру и образному содержанию произведений. Музыкальный материал отличался единство «исходного» и «выходного» материалов, что позволило привести к единству и наиболее точному анализу результатов исследования . Таблица музыкального материала Таблица 2
Следует отметить, что работа по первой части урока от занятия к занятию все больше была направлена на развитие динамики и словесной характеристики музыкального образа, показатели которой были низкими при исходной диагностики (в сумме высокие и средние - 56% и 48%, следовательно низкий уровень составил 44% и 52%). Динамика осмысления содержательных и значений словесной характеристики музыкального образа (от двух до пяти-семи), которыми обладала сама музыка, позволяла улучшать качество восприятия музыка, развивая эмоциональную и эстетическую стороны. С каждым занятием процесс слушания был более динамичен в части осмысления и более качественным в части словесной характеристики музыкального образа. Учащиеся в беседах делились друг с другом впечатлениями, рассказывали о восприятии ярких и не очень образов. На заключительном занятии дети могли грамотно обосновывать музыкальные образы, смыслы музыки и ее звучание. В ходе второй части урока совершенствовалось развитие мелодической линии и гармонии коллективного пения. Исходная диагностика свидетельствует о среднем качество готовности к пению: развитие мелодической линии показала уровень ( 70%); гармония чуть ниже (58%), а низкие результаты составили соответственно 30% и 42%. В ходе работы над этой частью принималось во внимание подбор, разучивание и исполнение песни В.А. Гаврилина «Мама». В процессе работы над ней, посредством беседы (диалогов учитель-ученик, разбора содержания песни) бала достигнута положительная динамика. Ученики пусть и не все правильно пели, но эмоциональный эффект и его динамика были положительными (некоторые дети от переизбытка положительных чувств «заплакали»). Из урока в урок занятие пением усиливало выразительность средств музыки и улучшало ее восприятие. Работа в третьей части урока включала коллективные действия в форме музыкально-пластического интонирования под музыку, преимущественно современную, что развивало творчество и самовыражение учащихся, было самой интересной и занимательной частью урока. Дети с большим удовольствием демонстрировали в движениях и пластике свои «фантазии», повторяли за учителем и другими ребятами движения, импровизировали. Несмотря на то, что показатели ритмической пульсации в исходной диагностики показали средний уровень (64%), а темп (соответственно 74%), ученики с низким уровнем ( 36% и 36%) - показали интерес к улучшению своих результатов. Дополнительно в этой же части предлагалось в домашних условиях запечатлеть в рисунках свои красочные впечатления и эмоции, воспроизвести в картинке восприятие музыки, пения и движения. Этот вид деятельности показал высокую ответственность всех учащихся класса и 10% выполнение домашних заданий. ( Рисунки смотреть в приложении) Каждый урок формировал тенденции улучшения восприятия музыки через различные формы музыкальной деятельности, а к заключительному занятию все дети улучшили свои результаты по каждой части урока. В ходе проведения итоговой диагностики были получены следующие результаты (Таблица итоговых результатов Приложение 2):
Рисунок 2.Результаты итоговой диагностики Прослушивание музыки: Динамика Низкая - 1 учеников из 27 (4%); Средняя- 12 учеников из 27 (44%); Высокая – 14 учеников из 27 (52%); Словесная характеристика музыкального образа Низкая - 0 учеников из 27(0%); Средняя- 18 учеников из 27(67%); Высокая - 9 учеников из 27(33%); Пения: Развитие мелодической линии Низкая - 6 учеников из 27(22%); Средняя- 9 учеников из 27(34%); Высокая - 12 учеников из 27 (44%); Гармония Низкая - 1 учеников из 27(4 %); Средняя- 15 учеников из 27 (55%); Высокая - 11 учеников из 27 (41%%);
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (315)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |