Динамика музыкально-пластической деятельности
– Ритмическая пульсация – Темп 2. Исследование осуществлялось на основе анализа разнохарактерных музыкальных произведений, среди которых наиболее репрезентативные: - для прослушивания - Э.Григ «Утро» из сюиты Пер Гюнт и Г.В.Свиридов «Тройка» из цикла «Метель». - для пения - В.А. Гаврилин «Мама» и Л.В. Марченко «Рождество»; - для музыкально-пластической деятельности - Е.Осин и группа «Домисольки» «Алые паруса» и С.Пузанова «Море». Основывался процесс исследования на методах авторов Радыновой О.П., Комиссаровой Л.Н, Назайкинского Е.В., Абдуллина Э.Б., Асафьева Б.А., широко распространенных в общеобразовательной школьной практике и внеурочных формах деятельности. 3. Статистика исследования осуществлялась на основе использования таблиц исходной и итоговой диагностики, включающих шесть критериев оценки уровня музыкального восприятия. 4. Результаты исследования показали поступательное развитие умений и навыков учащихся по развитию музыкального восприятия посредством развития музыкально-пластических действий и проявления творческой активности . 5. С целью развития музыкального восприятия посредством использования музыкально-пластических действий подобран музыкальный материал и составлен план уроков. 6. Окончание исследований показало, что после проведения уроков у учащихся произошли качественные изменения и поднялся уровень развития музыкального восприятия посредством использования музыкально-пластических действий . 7. Мониторинг действий, оценка степени развития восприятия учащимися музыкальных произведений с использованием альтернативных форм музыкально-пластических действий на уроках музыки - положительно повлияла на результат учебного и внеурочного обучения.
Развитие музыкального восприятия сегодня является важнейшей составляющей школьного образования. Задачи музыкального воспитания учащихся, все чаще становятся предметом обсуждения в кругу педагогов, психологов и музыкантов. Музыкальное воспитание происходит в процессе использования всех видов музыкальной деятельности. Однако восприятие музыки является и самостоятельным видом музыкальной деятельности, развитие которого возможно при изучении классических музыкальных шедевров. Музыкальное восприятие сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образовательное отражение действительности. Однако, почувствовав в музыке настроение, важно целостно осмыслить идею произведения, которое осуществляется благодаря активизации музыкального мышления, творческого воображения, которое зависит от уровня общего и музыкального развития. Развитие музыкального восприятия в подростковом возрасте на уроках музыки осуществляется в процессе изучения музыкальных произведений при активном самостоятельном "добывании" знаний через постановку и разрешение проблемных ситуаций, формирование выводов и обобщений, применение знаний по различным видам искусства. Широкие возможности информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий, разнообразно используют в области образования. Они могут облегчить преподавание и изучение материала на всех уровнях. Перед учителем музыки учащихся младших классов стоит сложная задача – добиваться эффективного развития творческих способностей каждого ребенка, вооружать их различными способами действий и развивать способность самостоятельно ставить перед собой цели, планировать направления их реализации, мониторить и оценивать свои достижения. Основная идея выпускной работы - создание условий для развития музыкального восприятия через различных форм музыкально-пластических действий, и как следствие развитие у учащихся активного, эмоционального, эстетического и осознанного восприятия лучших образцов отечественной и зарубежной музыкальной культуры современности и прошедших времен. Результаты исследования показали, что повышение степени музыкального восприятия через музыкально-пластические действия способствую развитию новых форм восприятия музыки, поэтапному ее развитию и представлению в форме модулей и частей (слушание музыки, пение, музыкально-пластические действия). После проведения занятий учащиеся существенно повысили качество и степень своего музыкального восприятия, изменилась динамика музыкального восприятия в процессе осуществления музыкально-пластических действий. Анализ результатов данного исследования учащихся младших классов может активно использоваться для дальнейшего развития форм музыкально-пластических действий на уроках музыки, что позволит положительно влиять на результаты обучения. Список используемой литературы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 29.12.2017 года. [Электронный ресурс] Код доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922(от 05.06.2018) 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [Электронный ресурс] Код доступа: https://минобрнауки.рф/документы/922(от 05.06.2018) 3. Абдулина Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования. - М., 2004. - С. 145-152. 4. Айдарова И. Электронный учебник на уроке музыки: мечта или реальность? / А.А. Мелик-Пашаев // Искусство в школе. - 2008. - №4. - С. 64-66. 5. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М.: Издательство ВКЛАДОС- Пресс 2002. - С. 154-159. 6. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. - М 2004. - С. 19-22. 7. Асафьев Б.В. История музыки и музыкальной культуры (важнейшие этапы). Краткий конспект лекций. (Ленинград, 1929) 8. Афонина Н. Ю. Концепция музыкального ритма в трудах Е. А. Ручьевской. Электронный ресурс. Код доступа: http://journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/2017_1%2817%29_3_Afonina_rhythm_Ruch.pdf на 02.05.2018. 9. Беляева – Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия в музыке// Проблемы музыкального мышления. – М.: Музыка,1974. 10. Бонфельд М. Ш. Понимание музыки: основные стадии процесса / Проблемы и перспективы музыкального образования в ХХI веке: материалы научно-практической конференции. М., МПГУ, 2000. С. 165-167. 11. Бороздин А.О. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроке музыки в общеобразовательной школе / Наш общий мастер класс // Музыка в школе. - 2006. - №1. - С. 27-31. 12. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М.: Издательский дом "Классика-XXI", 2008. - С. 89-159. 13. Валькова В.Б. Музыкальный тематизм – мышление – культура / В.Б.Валькова. – Н.Новгород: Нижегор. Ун-т, 1992. – 163с. 14. Вендрова, Т. Е. «Пластическое интонирование» музыки в методике Вероники Коэн [Текст] // Искусство в школе. Т. Е.Вендрова. - М.: 1997. (№ 1). - 61 - 64 с. 15. Волков П.Д. Применение мировых информационных ресурсов в образовании / П.Д. Волков // Информатика и образование. - 2007. - №7. - С. 96. 16. Волконский С.М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста. (По Дельсарту)». — СПб, 1913- 147с. 17. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. - М., 1983. 18. Едунов С.М., Праслова Г.А. Программы по музыке в контексте ведущих тенденции развития отечественного музыкального образования: история и современность. С-Пб., 2001. - С. 49-50. 19. Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и искусства.М.:2011.-156с. 20. Жирков В.С. Справочник по современным отечественным программам по предмету "Музыка" для общеобразовательных школ. - Я., 2005. - С. 30. 21. Зарипов Р.Х. Кибернетика и музыка. АН СССР. Научный совет по комплексной проблеме Кибернетика. М. Наука. 1971г. `236 с. 22. Затямина Т.А. Современный урок музыки: Методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие - М., Глобус, 2007. - С. 26-27. 23. Кадина Г.В. Мультимедиа технологии - одно из перспективных направлений учебного процесса / Г.В. Кадина // Музыка в школе. - 2009. -№3. - С. 39-40. 24. Кравцов С.С. Компьютерные игровые программы в работе педагога-психолога как средство стабилизации эмоционального состояния дошкольников / С.С. Кравцов // Информатика и образование. - 2006. - №12. - С. 108-109. 25. Леонтьева О. Карл Орф. — М.: Музыка, 1964. —160 с. 26. Медушевский В.В. Дух музыки и дух музыкального воспитания //Искусство в школе.1995.№1.С.17-25 27. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки.- М., 1993 28. Морозов В. П. Резонансная теория голосообразования. Эволюционно-исторические основы и практическое значение // Сб. трудов Первого международного междисциплинарного конгресса «ГОЛОС». — М.: Центр информационных технологий в природопользовании, 2007. — С. 12-25. 29. Музыка: программы общеобразовательных учреждений / Д.Б. Кабалевского; под рук. Д.Б. Кабалевского. - М., 2004. - С. 3-18., С. 49-53. 30. Назайкинский Е.В История в музыке. Избранные исследования. — М., 2009 31. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., 1972.-197с. 32. Немов Р.С. Общая психология. - М., Владос, 2003. - С. 62-64. 33. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений: В 3 кн. - 3-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - кн. 1. Общие основы психологии. - С. 181-182. 34. Овсянкина Г.П. Музыкальная психология. Издательство "Союз художников", 2007. - С. 74-108. 35. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. Пособие для студ. нач. фак. Педвузов,-М.: Издательский центр "Академия", 2001 - С. 368. 36. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. - Киев, 1975. 37. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / В.С. Кукшина. - Москва: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004. - С. 144-146. 38. Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М., 2006. - С. 156-159. 39. Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. 40. Программы общеобразовательных учреждений: Музыка 1-7 Искусство 8-9 классы/ Глав. ред. Ю.М. Соболёва - М. "Просвещение". 2007. - С. 24-25., С. 96-99. 41. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Под ред. Г.М. Цыпина. - М.,2003 - С. 68-127. 42. Рачина Б.С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. Учебное пособие. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2007. нот, ил. - С. 74-96. 43. Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М., 2000. - С. 9-12. 44. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. - М., 1974. 45. Сумина Т.Н. Художественно-педагогическое общение на уроке музыки // Проблемы реформы музыкального воспитания. – Минск, 1990.- 147с. 46. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. 47. Хентова С.Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах, книга 2. - Л.: Сов. Композитор, 1986. - С. 7-65. 48. Челышева Т.В. Спутник учителя музыки / Библиотека учителя музыки. - М., 1993. - С. 8-19., С. 26-57. 49. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004. - С. 242-254. 50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989 - С. 277. 51. Яворский Б. А. Морозова С. О музыкальном воспитании детей // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 16. – М.: Музыка, 1985.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (366)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |