Вопрос 1 Средневековая философия
Средневековая философия – исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XV века. Основные проблемы: 1. Сотворен ли мир Богом или существует от века? 2. Постижима ли воля и намерения Бога и сотворенный им мир? 3. Каково место человека в мире и какова роль его в истории сквозь спасения человеческой души? 4. Что есть общее, единоличное и отдельное в свете учения о «тринитарности» (триединстве, троице)? 5. Если Бог есть истина, добро и красота, то откуда в мире зло и почему Творец его терпит? 6. Как соотносятся истины откровения, выраженные в Библии, и истины человеческого разума? Философская мысль Средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма). К таким религиям принадлежат иудаизм, христианство и мусульманство. Отличительные черты: -Теоцентризм – понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. -Креационизм – сотворение мира Богом. -Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия в глазах ученых и в массовом сознании была не просто «Книга книг», но боговдохновенное произведение, слово Бога, Завет и тем самым объект веры. Библия стала отправным источником, мерой оценки любых теорий философии. -Рационалистическое обоснование догматов церкви: Вечная Истина уже дана человеку в библейских текстах, но она дана ему откровением, то есть нелогическим актом сознания, и задача философии состоит в её обосновании, а не в поиске какой-то новой истины. Всякое знание имеет два уровня: Верхний – откровение Библии, полученное сверхъестественным путем. Низкий – это знание, полученное естественным путем человеческого разума. Оба этих уровня не противоречат друг другу, но низкое человеческое знание подчиненно верхнему, и предназначено для того, чтобы сделать сверхъестественное содержание веры доступным человеческому уму. -Патристика – использование в качестве теоретической базы сочинений Отцов Церкви. -Схоластика – схоласты усматривали путь постижения Бога в логике и рассуждении, а не в чувственном созерцании. -Провиденциализм: мир, согласно учению церкви, был в начале времен сотворен разумным творцом на разумных началах и совершеннейшим образом управляется им во все времена – до скончания века; -Красной нитью через все средневековье проходит дискуссия о природе универсалий (общих понятий), Позиции оппонентов в этом споре тяготели к двум полюсам – реализму и номинализму. Согласно реализму общее существует реально. Эта позиция была представлена в 2 вариантах: 1. Умеренный реализм: общее существует в самих вещах (концепция Аристотеля). 2. Крайний реализм: подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (концепция Платона). Номинализм – это позиция, согласно которой общее существует после вещей и является результатом нашей мыслительной деятельноти. 1. Крайний номинализм: универсалии – это лишь имена, которые выдуманы человеческим умом по его свойству что-либо обобщать, в то время как конкретные вещи существуют реально. Существуют только индивиды, придумывающие роды и виды, то есть – люди, придумывающие имена, и никаких универсалий. 2. Умеренный индивидуализм (концептуализм): общее – это не просто название или обозначение, а понятие, включающее действительные общие признаки единичных предметов. Богословие, или теология – систематическое изложение и истолкование какого- либо религиозного учения, догматов какой-либо религии. Представляет собой комплекс дисциплин, занимающихся изучением, изложением, обоснованием и защитой вероучения о Боге, его деятельности в мире и его откровении, а также связанных с ним учениях о нравственных нормах и формах Богопочитания Проблема соотношение веры и разума. Попытки совместить разум и веру имеют две стороны: 1. Вера должна служить основанием разума. Разум без веры слепнет, начинает блуждать в ошибках, и потому независимо от веры он вреден. «Верю и поэтому знаю». 2. Разум может подводить к вере, со своей стороны подтверждать правильность учения. Нельзя верить в то, что непонятно. «Познаю то, во что верю». В решении вопроса соотношения веры и разума существенными являются две концепции. Аверроэс – предложил идею двойственной истины. Есть истины религиозные, дарованные Богом, и до них разум не может дойти самостоятельно. Однако он обладает средствами познания, и способен добывать истину. Предмет веры – Бог, сущность мира, отношения человека и Бога. Предмет разума – творения природы и их устройство. Теория двойственной истины в развитии приходит к автономии разума, и в итоге последний может мыслить природу как бесконечную реальность, не сотворённую Богом, а имеющую свою первооснову. Фома Аквинский (13 в.) – предложил теорию гармонии разума и веры: Разум исследует творения Бога, так что если разум не заблуждается, то он должен подтвержать Творение и приходить в конце концов к Богу. Разум, который не заблуждается, должен подтвержать существоание Бога-творца. А если и заблуждается, то должен быть откорректирован. Фактически, это означает подчинение науки религии.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (602)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |