Философия нового времени. Эмпирическая традиция. Бэкон (взгляд на науку, учение об идолах, учение об индуктивном методе)
Эмпиризм(чувственный опыт) представители: Бэкон, Гоббс, Юм, Локк, Теория Врожденных идей, критикуют теорию Метод исследования – индукция (от частного к общему) Надо начинать научное познание со сбора материала Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт (нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах). Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон. Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма- заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе. В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: "Знание — сила". Создание новой науки требует разработки нового метода, новой логики исследования. Наука должна начинать с опыта, с эксперимента – это главное положение Бэкона относительно метода. Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция (метод восхождения от частного к общему). Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе систематизации общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции ( (лат. deductio — выведение) — метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего), предложенному Декартом. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции). Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении и систематизировании человечеством как можно большего опыта во всех областях знания. Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность: • 1 путь. Путь паука, когда из общих умозрительных положений выводится частный случай. 2 путь. Путь муравья. Это максимальное скопление фактов. • 3 путь. Путь пчелы, который предполагает сбор все совокупности фактов, их обобщение и использование рациональных приемов для понимания сущности явлений. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом. Своей установкой на то, что подлинное знание должно опираться на опыт, он, безусловно, способствовал формированию в Англии эмпирического подхода к познавательному процессу Учение Ф. Бэкона об «идолах разума». Он считает, что не льзя полностью познать предметы из-за предрассудков – идолов. человеческий ум, по мысли Бэкона, должен быть очищен от «идолов», искажающих познание. Он выделяет четыре вида «идолов», которые препятствуют человеку получить истинное знание: Идолы рода свойственны всем людям, коренятся в самой природе человека, в его склонности считать чувства человека мерой всех вещей. Но человеческий разум склонен вносить в природу больше порядка, чем в ней есть; он склонен поддерживать то, что раз принял; на него больше всего действует то, что его больше всего поражает; он опирается на чувства, которые несовершенны и обманывают его. Таким образом, он очеловечивает природу, искажая её. Идолы пещеры по природе своей во многом схожи с идолами рода, но связаны с индивидуальными особенностями ума, воспитания, пристрастий, привычек. Люди отдают предпочтение тому, во что они больше всего вложили своего труда; одни из них больше склонны к почитанию древности, другие – к новизне; они отдают предпочтение тому, с чем больше всего связан их опыт. Но более всего мешают познанию идолы площади (рынка). Связаны с проблемами коммуникации. Слова многозначны и каждый трактует их по своему Указанные выше идолы или врожденны, или проникают в разум тайно, в ходе воспитания и общения. Четвертый вид идолов –идолы театра– имеют другую природу. Представляет собой слепую веру в авторитет. Разум, если он хочет постигнуть природу, должен очиститься от этих идолов. Только так, по мысли Бэкона, может быть создана подлинная наука о природе, которой в предшествующей истории человечества или совсем не было места или уделялось очень мало внимания.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1637)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |