Экономическая сущность, роль и значение прибыли в современных экономических условиях
Содержание
Введение 1 Значение, формирование и направления повышения прибыли в условиях рыночной экономики 1.1 Экономическая сущность, роль и значение прибыли в современных экономических условиях 1.2 Факторы, влияющие на размер прибыли предприятия 1.3 Порядок формирования прибыли отчетного периода 1.4 Порядок распределения и использования прибыли 1.5 Сущность и содержание экономической категории «рентабельность» 1.6 Направления повышения прибыли организации в современных условиях 2 Анализ формирования и распределения прибыли УП «Витебсклифт» 2.1 Краткая характеристика организации и анализ основных экономических показателей деятельности за 2005-2006 года 2.2 Анализ динамики и структуры выручки от реализации продукции 2.3 Анализ формирования, состава и динамики прибыли отчетного периода 2.4 Факторы, влияющие на формирование прибыли отчетного периода и оценка степени их влияния 2.5 Анализ формирования и распределения чистой прибыли 2.6 Анализ показателей рентабельности 3 Мероприятия по увеличению прибыли УП «Витебсклифт» 3.1 Повышение прибыли за счет сдачи в аренду складских помещений 3.2 Повышение прибыли за счет внедрения системы беспроводной диспетчерской связи 3.3 Замена теплотрассы и экономия затрат на теплоэнергию 4 Охрана труда и промышленная экология 4.1 Охрана труда 4.2 Промышленная экология Заключение Список использованных источников Приложение А. Бухгалтерский баланс за 2006 год Приложение Б. Отчет о прибылях и убытках за 2006 год Приложение В. Расшифровка внереализационных доходов и расходов за 2005 год Приложение Г. Расшифровка внереализационных доходов и расходов за 2005 год Приложение Д. Отчет о затратах на производство продукции, работ, услуг за 2006 год Введение Работа в условиях рыночных отношений в экономике Республики Беларусь ставит по-новому и расширяет возможности деятельности предприятия, как основного ее звена. В новых условиях существенно поменялись правовые, финансово-экономические и социальные отношения как внутри предприятия, так и во внешней среде. Сложилось многообразие форм собственности, существенно изменились отношения предприятий с государством и другими субъектами рынка. Экономическая свобода, как условие и следствие рыночных отношений, предъявляет более высокие требования к уровню хозяйствования и экономической деятельности предприятия. Прибыль, как экономическая категория, получила новое содержание в условиях перехода к рыночным отношениям, которые характеризуются развитием конкуренции, свободного ценообразования и частной собственности на капитал. Прибыль является основным побудительным мотивом осуществления любой предпринимательской деятельности, поскольку обеспечивает рост благосостояния собственников предприятия через доход на вложенный капитал. Наемные работники также заинтересованы в прибыльности предприятия, которая в определенной мере является не только гарантом их занятости (долгосрочная перспектива), но и обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение социальных потребностей (краткосрочная перспектива). Кроме этого, прибыль предприятия через систему налоговых платежей позволяет формировать доходную часть государственных бюджетов всех уровней, создавая тем самым базу экономического развития государства в целом. Таким образом, актуальность исследования вопросов образования и распределения прибыли обусловлена тем, что прибыль, обеспечивая интересы государства, собственников и персонала предприятий, является одним из важнейших показателей оценки эффективности деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Высокий уровень рентабельности дает преимущество любому предприятию в привлечении инвестиций, в получении кредитов, в выборе поставщиков, что определяет конкурентоспособность, а также степень его независимости от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры. Формирование механизма жесткой конкуренции, непостоянность рыночной ситуации, ставили перед предприятием необходимость эффективного использования имеющихся в его распоряжении внутренних ресурсов, с одной стороны, а с другой, своевременно реагировать на изменяющиеся внешние условия, к которым относятся: финансово-кредитная система, налоговая политика государства, механизм ценообразования, коньюктура рынка, взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Вследствие перечисленных причин меняются и направления аналитической деятельности. Анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения. Тема увеличения прибыли особенно остра для белорусских предприятий, поскольку именно прибыль, в условиях быстроразвивающейся экономики, является тем финансовым ресурсом, на основе которого организации могут выстраивать долгосрочную инвестиционную политику. Цель данной дипломной работы – исследование направлений повышения прибыли УП «Витебсклифт» в условиях рыночной экономики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть прибыль как главный критерий эффективности организации в условиях рыночной экономике, в том числе: - сущность, виды, функции и значение прибыли в экономике; - порядок формирования прибыли отчетного периода; - порядок распределения и использования прибыли; - сущность и содержание экономической категории «рентабельность»; - факторы и направления повышения прибыли организации в современных условиях; -провести анализ формирования и распределения прибыли УП «Витебсклифт», в том числе: - дать краткую характеристику организации и провести анализ основных технико-экономических показателей деятельности за 2005-2006 года; - провести анализ выручки от реализации продукции; - провести анализ формирования, состава и динамики прибыли отчетного периода; - определить факторы, влияющие на формирование прибыли отчетного периода и оценка степени их влияния; - провести анализ формирования и распределения чистой прибыли; - провести расчет и анализ показателей рентабельности; - на основе проведенного анализа определить направления повышения прибыли УП «Витебсклифт». Теоретической и методологической основой для написания дипломной работы послужили: методические и инструктивные материалы Министерства экономики и Министерства финансов Республики Беларусь, данные статистической и бухгалтерской отчетности УП «Витебсклифт», труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики, данные периодической печати. В процессе исследований, анализа и систематизации полученной информации применены методы наблюдения, группировки, сравнения, факторного анализа и экономико-математические методы. 1 Значение, формирование и направления повышения прибыли в условиях рыночной экономики
Экономическая сущность, роль и значение прибыли в современных экономических условиях
Переход к социально-ориентированной рыночной экономике, многообразие форм собственности, новые системы хозяйствования выдвигают новые важные проблемы. В области экономики необходимо максимально повышать эффективность общественного производства, добиваться наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Повышение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств страны имеет важное значение во всех отраслях экономики. Важнейшей формой выражения деловой активности предприятия является величина текущего финансового результата за определенный период – прибыли, полученной от операционной, финансовой, инвестиционной деятельности, а также в результате чрезвычайных обстоятельств. Финансовый результат представляет собой прирост или уменьшение стоимости собственного капитала организации, образовавшийся в процессе ее предпринимательской деятельности за отчетный период. Результат такой деятельности определяется путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков (потерь) за отчетный период. Финансовый результат также характеризуется помимо суммы полученной прибыли еще и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и выше уровень рентабельности, тем устойчивее его финансовое состояние. Конечным положительным финансовым результатом хозяйственно-финансовой деятельности субъекта хозяйствования является прибыль. Значение прибыли обусловлено тем, что, с одной стороны она зависит в основном от количества работы, создает экономическую заинтересованность в наиболее эффективном использовании ресурсов, поскольку является основным источником производственного и социального развития. А с другой стороны, прибыль является важнейшим источником формирования государственного бюджета. Таким образом, в росте суммы прибыли заинтересованы каждый субъект хозяйствования и государство. Под прибылью понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, произведенными в процессе производственной и сбытовой деятельности. [7, с. 58]. Таким образом, в отличие от заработной платы, процента и ренты прибыль не является своеобразной равновесной ценой, установленной в договорном порядке, а выступает в качестве остаточного дохода. Такой взгляд утвердился в науке не сразу. Прибыль долгое время не отличалась от зарплаты и от процента на капитал. Впервые различие между прибылью и заработной платой провел Д. Рикардо, а независимость прибыли от процента на капитал обосновал Ж. Б. Сэй. [35, с.108] Современные авторы трактуют прибыль как вознаграждение за выполнение функции предпринимателя, т.е. как доход от фактора предпринимательства. [8,c.384] Таким образом, прибыль - часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Прибыль - это обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. [12, c.316] Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Анализируя различные литературные источники, в том числе и зарубежных авторов, в которых рассматриваются вопросы, связанные с прибылью предприятия, можно составить следующую классификацию показателей прибыли: 1. По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности, которая включает прибыль от реализации продукции и прочие операционные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности. 2. По составу включаемых элементов различают: маржинальную (валовую) прибыль; прибыль от реализации продукции; общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль или прибыль отчетного периода); прибыль до налогообложения (налогооблагаемая прибыль); чистую прибыль. Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль от реализации продукции — это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия. Брутто-прибыль включает финансовые результаты (до выплаты процентов и налогов) от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала). Чистая прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. 3. В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия. 4. По характеру налогообложения различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается. 5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде. 6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы). 7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую. Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия. Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц. Нужно учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц. Для собственников предприятия важен конечный финансовый результат — чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности и упрочения своих рыночных позиций. Для кредиторов размер чистой прибыли, который остается собственнику, не представляет интереса. Их больше интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал. Государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов, так как именно она служит источником поступления денег в бюджет. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она является конечным финансовым результатом, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. [11, с. 89] Таким образом, прибыль становится важнейшим показателем для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует его деловую активность и финансовое благополучие. Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования – отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимым затратам, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. В настоящее время любое предприятие, вне зависимости от формы собственности, является экономически самостоятельным субъектом и несет полную материальную ответственность за проводимую им финансовую политику. Этот факт определяет новые подходы к финансовому планированию, задачей которого является формирование будущего финансового состояния. Однако любая задача успешно выполняется в том случае, если верно определены условия и сформулированы исходные предпосылки для ее решения. Поэтому финансовое планирование должно строиться на рыночных принципах хозяйствования с использованием новых методов и технологий. К сожалению, на многих белорусских предприятиях, пока оно строится на иных принципах и не решает многих задач управления. Недостатки применяемых методов планирования выручки и прибыли отчетного периода заключены уже в формулировке исходных данных. В качестве предпосылки принимается план производства. Между тем в рыночных условиях главной задачей для предприятия является не столько произвести продукт, сколько произвести нужный продукт, успешно реализовать его потребителю и своевременно получить за это деньги. Поэтому планирование, на наш взгляд, нужно начинать с разработки краткосрочной маркетинговой стратегии предприятия — с оценки, какой продукт и в каком количестве будет принят рынком, и принесет ли он предприятию желаемую прибыль. Применяемая же сегодня модель планирования выручки и прибыли отчетного периода является, по сути, декларацией о намерении произвести запланированный объем продукции, реализовать ее потребителям и в этом же периоде получить за него деньги [27]. В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками. За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется значительная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятия и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда. Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |