Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Учебно-тематический план (очная форма обучения)
Всего – 108 часов. Аудиторные занятия – 51 час. Самостоятельная работа – 57 часов.
Раздел, тема
|
Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемостии промежуточной аттестации | ||||||||||||||||||||||
Аудиторные занятия | ||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||||||||||
1 |
Вводная тема: Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Методы научного исследования» в становлении аспиранта как исследователя | 8 | 6 | 2 | 2 | |||||||||||||||||||
2 | Тема 2. Школы и направления современной методологии | 12 | 6 | 6 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||
3 | Тема 3. Методы науки и их роль в поиске истины | 10 | 5 | 5 | 4 | 1 | ||||||||||||||||||
4 | Тема 4. Методы формальной логики и их роль в научном исследовании | 12 | 6 | 6 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||
5 | Тема 5. Гипотетикодедуктивный путь познания | 8 | 4 | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||
6 | Тема 6. Абдукция и поиск объяснительных гипотез | 12 | 6 | 6 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||
7 | Тема 7. Методы анализа и построения теории | 12 | 6 | 6 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||
8 | Тема 8. Методы и функции научного объяснения | 12 | 6 | 6 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||
9 | Тема 9. Методы и функции понимания | 10 | 6 | 4 | 2 | 2 | ||||||||||||||||||
10 | Тема 10. Философские методы в сфере подготовки научного исследования | 12 | 6 | 6 | 4 | 2 | ||||||||||||||||||
Общая трудоемкость | часов | 108 | 57 | 51 | 34 | 17 | * | |||||||||||||||||
з.е. | 3 | |||||||||||||||||||||||
Учебно-тематический план (заочная форма обучения)
Всего – 108 часов.
Аудиторные занятия – 22 часа.
Самостоятельная работа – 86 часов.
№ |
Раздел, тема
|
Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемостии промежуточной аттестации | ||||||||||||
Аудиторные занятия | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
1 |
Вводная тема: Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Методы научного исследования» в становлении аспиранта как исследователя | 10 | 8 | 2 | 2 | ||||||||||
2 | Тема 2. Школы и направления современной методологии | 14 | 10 | 4 | 2 | 2 | |||||||||
3 | Тема 3. Методы науки и их роль в поиске истины | 10 | 8 | 2 | 2 | ||||||||||
4 | Тема 4. Методы формальной логики и их роль в научном исследовании | 10 | 10 | ||||||||||||
5 | Тема 5. Гипотетикодедуктивный путь познания | 10 | 8 | 2 | 2 | ||||||||||
6 | Тема 6. Абдукция и поиск объяснительных гипотез | 10 | 8 | 2 | 2 | ||||||||||
7 | Тема 7. Методы анализа и построения теории | 12 | 8 | 4 | 2 | 2 | |||||||||
8 | Тема 8. Методы и функции научного объяснения | 10 | 8 | 2 | 2 | ||||||||||
9 | Тема 9. Методы и функции понимания | 8 | 8 | - | |||||||||||
10 | Тема 10. Философские методы в сфере подготовки научного исследования | 12 | 10 | 4 | 2 | 2 | |||||||||
Общая трудоемкость | часов | 108 | 86 | 22 | 16 | 6 | * | ||||||||
з.е. | 3 | ||||||||||||||
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы |
Тема 1. | Предмет, задачи и функции учебной дисциплины «Методы научного исследования» в становлении аспиранта как исследователя. | Методология науки как научное направление и как учебная дисциплина. Предмет и задачи учебной дисциплины «Методы научного исследования». Функции учебной дисциплины «Методы научного исследования». Место методологии науки в системе социально-гуманитарных наук. Соотношение философии науки и методологии науки. Структура учебной дисциплины «Методы научных исследований». Онтологические, гносеологические, диалектические, аксиологические аспекты философского знания как теории. |
Тема 2. | Школы и направления современной методологии | Методология науки как философская дисциплина. Развитие представлений о научной методологии в европейской философской мысли. Сократ, Платон и Аристотель о научных методах. Научный метод Евклида. Философия Нового времени о научном методе: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Трансцендентальный метод И. Канта. Философскоспекулятивная методология Г. Фихте и Г. Гегеля. Развитие методологии науки в позитивизме: Милль, Конт, Мах, Шлик, Карнап. Кун и Лакатос о парадигме. Методологический анархизм П. Фейерабенда. Эволюционная эпистемология как инновационное направление в современной методологии. |
Тема 3. | Методы науки и их роль в поиске истины | Развитие представлений о научных методах в истории философской мысли. Общая характеристика методов науки. Предмет методологии науки. Классификация методов. Взаимодействие методологии с другими дисциплинами. Критерии и нормы научного познания. Анализ исследования и обоснования его результатов. Классификация научных методов. Методы эмпирического познания. Методы теоретического познания. Специфика методов философской теории. |
Тема 4. | Методы формальной логики и их роль в научном исследовании. | Соотношение уровней сенситивного и рационального познания. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Сущность и классификация понятий. Отношения между понятиями. Суждения и их классификация. Сложные суждения. Простой категорический силлогизм. Полисиллогизмы. Полная и неполная индукция. Селективная и элиминативная индукция. Аналогия и ее разновидности. |
Тема 5. | Гипотетикодедуктивный путь познания | Индуктивная модель обоснования науки. Гипотетикодедуктивный метод рассуждений. Гипотетикодедуктивный метод в естествознании. Логическая структура гипотетико-дедуктивных систем. Метод математической гипотезы и его применение в науке. Гипотетико-дедуктивная модель науки. |
Тема 6. | Абдукция и поиск объяснительных гипотез | Абдукция как альтернатива гипотетико-дедуктивному методу. Абдуктивные рассуждения и их особенности. Возможные способы применения абдуктивных рассуждений. Критика и дальнейшее развитие принципов абдукции. Новые подходы к анализу роли абдукции в научном поиске. |
Тема 7. | Методы анализа и построения теории | Сущность научной теории и ее место в научном познании. Соотношение эмпирического и теоретического знания. А. Эйнштейн о роли и специфике научной теории. Функции и типология научных теорий. Теории феноменологические и нефеноменологические. Теоретические и эмпирические понятия. Теории формальные и содержательные Структура научных теорий. Методологические принципы построения научных теорий. |
Тема 8. | Методы и функции научного объяснения | Функции объяснения и понимания в социальном познании. Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Методы научного объяснения. Объяснение — функция теории. Дедуктивно- номологическая модель объяснения. Альтернативные модели научного объяснения. |
Тема 9. | Методы и функции понимания | Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органону наук о духе» (В. Дильтей, Г.-Г. Гадамер). Специфика понимания. Понимание как семантическая интерпретация. Взаимопонимание и диалог. Понимание как процесс развития познания. Герменевтика — наука о понимании и интерпретации текста. Интерпретация и смысл языка. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям — общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в философских теориях. |
Тема 10. | Философские методы в сфере подготовки научного исследования | Функции философии, реализуемые в процессе социального познания: интегративная, критическая, онтологическая, гносеологическая, методологическая, познавательно-прогнозирующая. Философское понимание специфики социального познания. Философия и частные науки. Диалектика и метафизика как философско-методологические основания подготовки научного исследования. Основные формы диалектики. Методологическая роль элементов диалектики. Принцип историзма. Принцип анализа диалектических противоречий. Границы действия диалектического метода. |
Планы групповых занятий
Семинар. Тема 1. Предмет, задачи и функции учебной дисциплины
«Методы научных исследований» Цель: Выявить специфику учебной дисциплины, ее предмет и функции. УК - 1-5; ОПК – 1.
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность методологии научного исследования.
2. Специфика методов исследования предметного поля философии как социального феномена.
3. Соотношение философии и методологии науки. Темы докладов/рефератов:
1. Античная философия о научном методе.
2. Развитие представлений и о методе в философии Нового времени. Задания для самостоятельной работы аспирантов
1. Покажите место методологии в системе философии науки.
2. Выявите социальные условия становления методологии науки.
3. Обоснуйте различия теоретических и практических моделей в научном познании.
Образовательные технологии: технология объяснительноиллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии, технология выполнения презентации подготовленного сообщения.
Формы контроля самостоятельной работы аспирантов – выступление на семинаре, выполнение индивидуальных заданий.
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций – опрос аспирантов по содержанию изучаемой темы. Выявление степени изучения аспирантами основной и дополнительной литературы.
Семинар-дискуссия. Тема 2. Школы и направления современной методологии. Цель: Выявить специфику школ и направлений современной методологии. УК - 1-5; ОПК – 1.
Вопросы для обсуждения:
1. Методология науки как философская дисциплина.
2. Развитие представлений о научной методологии в европейской философской мысли.
3. Философия Нового времени о научном методе.
4. Развитие методологии науки в позитивизме.
5. Эволюционная эпистемология как инновационное направление в современной методологии.
2019-07-03 | 201 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Объём дисциплины и виды учебной работы |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы