Организация логоритмических занятий для детей с заиканием.
У детей с заиканием имеются выраженные нарушения моторной сферы: напряжение мышечного тонуса перед началом речи, дискоординация движений, в том числе и речевых, наличие двигательных уловок, нарушение темпа и ритма движений. По уровню развития моторной сферы всех детей с заиканием можно разделить на две подгруппы: с низким уровнем, куда входят дети с неврозоподобным заиканием, и со средним уровнем, где преобладают дети с невротическим заиканием. Своеобразие нарушений моторной сферы требует от логоритмиста дифференцированных приемов воздействия. Основной задачей логопедической ритмики для заикающихся являются нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Нормализация двигательной сферы способствует критическому отношению к собственным движениям и к речи, воспитывает чувство уверенности в своих силах, снимает эмоционально-стрессовое напряжение в общении, формирует устойчивость к сложным эмоциональным ситуациям. Логоритмические занятия с заикающимися проводятся с самого раннего возраста, с 2—3 лет, и являются составной частью любой коррекционной методики по устранению заикания. Содержание логоритмической работы зависит от этапа логопедической работы, между логопедом группы и логоритмистом существует тесная взаимосвязь. В условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида формирование плавности речи детей с заиканием проводится поэтапно, от простого к сложному: этап ограничения речи, этап сопряженной-отраженной речи, этап диалогической речи, этап самостоятельной речи и этап спонтанной речи и эмоционального общения. На каждом этапе существуют свои задачи и логопедические технологии формирования плавной речи, дифференцированными являются и средства логопедической ритмики. Этапы формирования плавной речи у заикающихся дошкольников средствами логопедической ритмики 1-ый этап ограничения речи. Задача логопедической работы — ограничить речевое общение детей с целью постепенного отказа от прежней речи, ломки старого речевого стереотипа. На логоритмических занятиях в это время вводятся все неречевые средства, такие, как упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания, мышечного тонуса, произвольного внимания, двигательной памяти, мелкой и мимической моторики. Выполнение упражнений чередуется со слушанием музыкальных отрывков — инструментальной или вокальной музыки. Темы музыкальных произведений соотносятся с темами логопедических занятий. 2-ой этап сопряженной и отраженной речи. На логопедических занятиях развивается и совершенствуется речевое дыхание, фраза постепенно увеличивается до 4—5 слов, произнесенных на одном выдохе, формируются основные речевые правила, развивается артикуляционная моторика. На логоритмических занятиях кроме неречевых средств постепенно вводятся речевые с малой нагрузкой, такие, как упражнения и игры с пением, упражнения для развития дыхания с речевым сопровождением, для развития дикции и артикуляции, мелкой моторики с речевым сопровождением. 3-ий этап диалогической речи. Логопедическая работа направлена на умение медленно, четко и ясно отвечать на вопрос, подбирая по смыслу отдельные слова, перед началом речи взять дыхание и произнести ответ на выдохе, плавно, эмоционально-выразительно. Развитие просодической стороны речи продолжает формироваться и на логоритмических занятиях. В этом периоде предлагаются следующие средства: упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движений и речи, игры с речевым сопровождением, счетные упражнения, песни, диалоги с музыкальным сопровождением. 4-ы этап самостоятельной речи. Логопедические занятия формируют умения повторять рассказы логопеда, а затем самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин, по сюжетной картине и по плану. В логоритмические занятия включаются речевые задания, игры и упражнения без музыкального сопровождения, упражнения с элементами танца, с предметами и речевым сопровождением. 5-ый этап спонтанной эмоциональной речи и общения. Закрепляет навыки плавной речи в конкретной ситуации общения. Логоритмические занятия включают творческие задания с элементами театрализованной деятельности, музыкально-двигательные игры, инсценировки и мелодекламацию — чтение стихотворных текстов под музыкальное сопровождение. Таким образом, к этапу спонтанной эмоциональной речи и общения у детей с заиканием формируются основные качества во всех видах моторики, совершенствуется навык плавной речи на материале любой речевой сложности. Задачи логопедической ритмики для заикающихся: нормализация темпа и ритма движений и речи, обучение мышечной релаксации, развитие координационной моторики. Методика проведения логоритмических занятий с заикающимися детьми как составная часть любой коррекционной методики по устранению заикания. Содержание логоритмической работы, зависящей от этапа логопедической работы, взаимосвязь между логопедом группы и логоритмистом. Этапы проведения логоритмических занятий в условиях логопедической группы детского сада компенсирующего вида: этап ограничения речи, сопряженно - отраженной речи, диалогической речи, самостоятельной речи и этап спонтанного эмоционального общения. Знакомство на каждом этапе с задачами и логопедическими технологиями формирования плавной речи, дифференцированными средствами логопедической ритмики.
Примерная схема логоритмического занятия с заикающимися дошкольниками Вводная часть Упражнения на различные виды ходьбы и бега, упражнения для развития дыхания. Основная часть Упражнения для развития голоса, дикции и артикуляции. Пение. Упражнения для развития чувства темпа и ритма движений. Упражнения на координацию движений и речи. Игры-драматизации или упражнения с элементами танца. Заключительная часть Упражнения с элементами мышечного расслабления. Спокойная ходьба, упражнения для восстановления дыхания. Упражнение на развитие диафрагмального дыхания. Под медленную музыку («Лесной олень») лежа на полу на вдох поднимать животом мягкую игрушку и на выдох опускать. Конспект логоритмического занятия в старшей группе детей с заиканием (Степанова И. Г.logopedy.ru›portal/images/vesen-les.doc)
Лексическая тема: «Путешествие в весенний лес» Цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Задачи: Образовательные: 1.Воспитание чувства ритма. 2. Развитие эмоциональной сферы личности ребенка. 3. Воспитание динамической организации двигательного акта в сочетании с ритмическим музыкальным воздействием. 6. Расширение и актуализация словаря, уточнение знаний о временах года. Коррекционные: 1. Воспитание продолжительного речевого выдоха на гласных звуках и звукоподражаниях, воспитание ритма речевого дыхания, умения контролировать свое дыхание. 4. Воспитание навыков вопросно-ответной речи, вопросительной интонации. 5.Воспитание плавной связной речи в сочетании с музыкой. Воспитательные: 1.Воспитание уважительного отношения друг к другу, умения внимательно выслушивать друг друга; 2. Обучение правилам игр, их соблюдению, воспитание навыков творческой, коллективной и ролевой игр. 3. Воспитание волевых качеств личности, самостоятельности, активности. Оборудование: снежинки из бумаги, костюмы- шапочки зверей зайчиков, медведей, белочек и ежей. Ход занятия 1.Введение в тему (Организация начала занятия. Сообщение темы занятия, создание у детей установки, готовности к деятельности). Дети входят в зал. Логопед: - Сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздороваемся с гостями. Дети выполняют поклоны головой. Логопед: - Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в лес. Наши гости посмотрят, какие вы старательные и любознательные, как много вы умеете и знаете. А отправиться в путешествие нам поможет наш волшебный поезд. 2. Игра «Паровоз»( Обучение правилам игры, их соблюдению. Развитие слухового внимания, оптико-пространственных представлений). Логопед: - Всем направо повернуться. (Дети выполняют поворот направо). Логопед: - В локтях рученьки согнуться. ( Дети сгибают руки в локтях). Дети: - Раз, два, три - Поездом вдруг стали мы. (дети проговаривают, выполняя одновременно хлопки) Логопед: - Первый будет паровозом. Даст вагончикам сигнал. Ребенок: - Загудел паровоз: У-у-у. И вагончики повез (Развитие координации движения рук и ног в соответствии с музыкой). (музыка – Метлова «Поезд»). Дети идут топающим шагом, имитируя движение поезда, проговаривая: Чу-чу-чу. В конце музыкального произведения «Поезд» останавливается: Ш-ш-ш. 3.Воспитание координации речи с движением. Логопед: - Станция «Лесная». Вот она какая! (логопед выполняет выразительный указательный жест правой рукой) Дети повторяют за логопедом слова и движение. Логопед: - Перед нами лес большой, (медленно поднимает руки вверх. дети повторяют слова и движения за логопедом) Логопед: - Но еще совсем не одетый. Только ели и сосны стоят зеленые и красивые (медленно опускает руки вниз). Дети повторяют слова и движения за логопедом. Логопед: Кто знает, когда это бывает? Дети: - Это бывает ранней весной. 4.Развитие слухового внимания. Развитие общей моторики. Логопед:- А какие же ранней весной стоят деревья? Давайте мы их покажем. Дети кружатся три раза, проговаривая: «раз, два, три». (Музыка - «три аккорда»). Затем свободно перемещаются по залу (музыка - Вальс «Осенний сон»). Музыка кончилась, все останавливаются и проговаривают: Деревьями вдруг стали мы: две елки, березы, еще три сосны. (Поднимают вверх руки, головы подняты так же вверх). Логопед: - Деревья качает легкий весенний ветерок. Дети слегка качают поднятыми вверх руками, и одновременно перебирая пальцами (легкий ветер). Логопед: - Ветер усилился. Дети выполняют наклоны вправо - влево, с поднятыми руками (сильный ветер) (музыка - «Лендлер», Бетховена). 4.Развитие координации пальцев рук и речи. Логопед:- Скоро-скоро на деревьях появятся свежие зеленые листочки. Какие это листочки? Это - лист кленовый, лист дубовый, лист березовый. Дети пропевают: - лист кленовый, - лист дубовый, - лист березовый, выполняя движения: пальцы развести в стороны, напряжены; пальцы согнуть в средних фалангах, большой палец прижат к остальным; пальцы выпрямить, соединить все вместе. Упражнение выполняют сначала правой рукой, затем левой и обеими руками (музыка «Во саду ли, в огороде»). 5. Воспитание темпа движений в соответствии с темпом музыки. Логопед: - Зима злится, весне уступать не хочет. Силу свою показывает. Но подул вдруг ветерок. И посыпался снежок. Мы сейчас пойдем И снежиночки возъмем. Дети подходят к своим стульчикам берут снежинки. (музыка «Вальс снежинок» Чайковского) Под музыку дети двигаются в разных направлениях, меняя темп движений в соответствии с изменяющимся темпом музыки. Садятся. Развитие грамматической функции словообразования. Логопед: - Какие у нас снежинки? Дети: - Снежинки легкие, холодные, прозрачные, белые, узорчатые. 6. Воспитание продолжительного выдоха. Логопед:- возьмите в правую руку по снежинке. Вытяните вперед и подуйте на снежинку плавно и долго. Дети дуют: на акцент в музыке делают вдох, на слабые доли - выдох. (Повторить 5-6 раз.) 7.Воспитание координации музыки, движения, речи. Развитие пантомимики, воображения, умения перевоплощаться.Развитие вокальных навыков. Логопед: - но весна сильнее зимы, она все снега растопит, все речки отопрет ото льда. Давайте, сдуем снежинки, пусть отдыхают до будущей зимы. Все сдувают снежинки в мешочек. Звучит музыка Моцарта «Приди, о май». Приди, о май, и снова, Пусть рощи оживут. Под шум ручья лесного Фиалки пусть цветут. (Дети поют куплет песни и жестами изображают колыханье веток рощи, колебанье воды в ручье, как растут фиалки...). 8.Развитие музыкального слуха. Нормализация мышечного тонуса. Звучит «Колыбельная» Моцарта Логопед: - Какую вы услышали музыку? Дети: Тихую, спокойную. Логопед: Что нам хочется делать под такую музыку? Дети: Отдыхать, готовиться ко сну, успокаиваться. Логопед: - Как мы спим? Дети изображают спящих. Расслабляются. Отдыхают. Логопед:- Мы проснулись, потянулись. А теперь поиграем в оркестре. 9. Развитие просодического компонента речи. Дети поют, одновременно выполняя движения, соответствующие словам распевки (изображают игру на скрипке, на дудочке, на барабане). Нежно скрипочка играй -ля-ля-ля-ля-ля Дудка тоже подпевай - ду-ду-ду-ду-ду Барабан сильней играй - бом-бом-бом-бом-бом. 10.Развитие фонематического слуха, просодической стороны речи. Логопед: - А теперь с нами хочет поиграть лесное эхо. Дети поют. Кричу в лесу: А-у! А-у! А мне в ответ: А-у! А-у! Логопед: Какой первый звук мы слышим в слове «АУ?» Дети: - Первый звук А. Логопед:- Какой второй звук в слове «АУ?» Дети: Второй звук У. Логопед: -Пропоем еще раз АУ. (Дети поют). 11.Повторение игры «Паровоз» 12.Организация окончания занятия, подведение итогов, уточнение лексических понятий, употреблявшихся на занятии. Релаксация. Затем дети прощаются и выходят из зала.
Использованная литература. 1.Бабушкина Р.Л. Логопедическая ритмика: методика работы с дошкольниками страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л Бабушкина, О.М. Кислякова, под научной редакцией проф. Г.А. Волковой. - Издание второе: дополненное, переработанное - Санкт-Петербург: 2010. - 103 с. 2. Филичева Т.Б. Коррекция нарушений речи:программы логопедической работы / Т.Б. Филичева и др. - Москва: «Просвещение» - 2008. – 39 с. 3.. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г.Р. Шашкина. — Москва: Академия, 2005. — 192 с.
Музыкальный материал по логоритмике рекомендуется использовать из пособия «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» (Сост. Е.П. Раевская и др. - М., 1991), из аудиокассет «77 детских песен на слова Ю. Энтина» («Мелодия», Гостелерадиофонд, 2003), «Танцы народов мира» («Мелодия», 2000), «Звуки родной природы» («Мелодия», 1977).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (867)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |