Тема 5. Выборка в исследованиях социальной работы
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра социологии и социальной работы
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета социальных технологий ________________В.Н. Киселев «___» _________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Методы исследования в социальной работе»
по направлению: 040400.62 - «Социальная работа»
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социологии и социальной работы «__» ________ 20__ года, протокол №___
Заведующий кафедрой _________________ А.В. Клюев (подпись)
Программу составил (а) _________________ С.В. Ляшко (подпись)
Санкт-Петербург 2014 ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Формирование исследовательской культуры специалиста по социальной работе, предполагающей способность к получению информации о социальных проблемах, анализу, осмыслению этих проблем, прогнозированию будущих тенденций и процессов.
Формируемые компетенции Освоение дисциплины направлено на формирование компетенций: ОК-6, ОК-9, OК-10; ПК-13, ПК-21. - стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6); - использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9); - использовать в профессиональной деятельности основные законы естественно-научных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10); - быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13); - быть способным к участию в работе научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям обеспечения социального благополучия (ПК-21); Знать: основные методы и технологии исследования, обработки его результатов, требования, предъявляемые к оформлению научноисследовательских работ и отчетов, апробации и внедрению результатов исследований в практику, методику подготовки выпускной квалификационной работы; Уметь: применять на практике полученные знания и навыки по использованию различных методов получения социальной информации, ее апробации, внедрения, анализа и мониторинга состояния и развития объектов социальной работы. Владеть: методологией, навыками планирования и организации исследования, особенностями научноисследовательского процесса в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.
Матрица формирования компетенций в процессе освоения дисциплины
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Методы исследования в социальной работе» включена в ООП, в профессиональный цикл дисциплин, индекс Б3.Б.9. Необходимо отметить, что при изучении данной дисциплины обучающимся необходимо опираться на знания и умения, полученные в ходе предшествующего знакомства с дисциплинами гуманитарного, социального цикла и, прежде всего, с курсами социологии, политологии, а также ряда математических дисциплин из математического и естественнонаучного цикла. Успешное освоение дисциплины «Методы исследования в социальной работе» необходимо для понимания сложных проблем организации и планирования исследований в социальной сфере, внедрения полученных результатов в практику социальной работы.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часов.
Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебно-тематический план дисциплины с указанием часов Наименование темы |
Всего часов | В том числе, час. (очно/очно-заочно/заочно) |
Формы Контроля (очно/очно-заочно/заочн | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудиторная работа |
Самост.работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции |
Практич . занятия | Лабораторные | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего | Из них в интерактивной форме | Всего | Из них в интерактивной форме | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 1. Специфика исследований в социологии, психологии, педагогике, социальной работе | 8/16 | 2/1 | -/- | 4/1 | -/- | 2/14 | УО/УО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2 Парадигмы современного социального знания | 10/ 15 | 4/1 | -/- | 4/- | -/- | 2/14 | УО/УО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3 Виды исследований в социальной работе | 8/14 | 2/- | -/- | 4/1 | 2/14 | УО/УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4 Программа и рабочий план исследования | 16/ 14 | 4/1 | 4/2 | 4/1 | 2/2 | 2/2 | 4/14 | УО/УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 5 Выборка в исследованиях социальной работы | 10/ 16 | 4/1 | 4/1 | 4/- | 2/14 | УО/УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 6. Измерение в социальных исследованиях. | 12/16 | 4/1 | 4/2 | 4/1 | 4/14 | УО/УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 7. Опрос как метод сбора первичной информации | 10/15 | 4/1 | 4/- | 4/1 | -/- | 2/- | 2/13 | УО/УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 8. Наблюдение как метод сбора первичной информации | 17/ 16 | 4/1 | -/- | 4/1 | -/- | 9/14 | УО/УО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 9. . Метод анализа документов как метод сбора информации; | 19/ 14 | 4/1 | -/- | 6/1 | -/- | -/- | 9/12 | УО/УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 10. Качественные методы в исследованиях социальной работы. | 17/ 16 | 4/1 | 4/1 | 9/14 | УО/УО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 11. Методика проведения эксперимента в социальной работе | 17/ 14 | 4/1 | 4/1 | 9/12 | УО/УО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 12. Обработка, анализ данных и внедрение результатов исследования в социальной работе. | 19/ 16 | 4/1 | 6/1 | 9/14 | УО/УО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 13. Методика подготовки выпускной квалификационной работы. | 17/ 16 | 4/1 | 4/1 | 4/- | 9/14 | УО/УО | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промежуточный контроль | 36/ 13 |
| Зачет экзамен | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 216/ 216 | 48/12 | 12/4 | 56/12 | 10/2 | 4/2 | 72/177 |
УО – устный опрос
Т - тестирование
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1 . Специфика исследований в социологии, психологии, педагогике, социальной работе
Научное познание, его сущность и структура. Теоретический и эмпирический уровни познания. Основные компоненты структуры теоретического познания: проблема, гипотеза, теория. Научное исследование как целенаправленное познание. Отличительные признаки научного исследования. Понятие методологии научного исследования. Общенаучные, частнонаучные и конкретно-научные методологические принципы исследования.
Понятие методологического подхода. Основные подходы, используемые в социальной работе. Особенности исследования в социальной работе в различных сферах жизнедеятельности и с различными группами населения.
Понятие метода. Социология как метод. Социологическое исследование как метод. Методы исследования, их классификация. Методика и техника исследования.
Основные термины:Гипотеза, исследование научное, метод, методика, методология научного исследования, познание научное, проблема, теория, техника исследования.
Тема 2. Парадигмы современного социального знания
Понятия «статистическая» и «гуманитарная» традиция (парадигма) при исследовании социальной реальности. Познавательные возможности методологии количественного и качественного исследований. Теоретические истоки методов. Виды количественных исследований, их стратегия и тактика. Виды качественных исследований. Стратегия и тактика качественных исследований. Особенности построения программы качественного исследования. Логика действий исследователя. Особенности полевого этапа качественного исследования. Особенности первичного анализа данных в качественно и количественной стратегии исследовательского поиска.
Основные термины Исследование качественное, исследование количественное, парадигма,традиция «статистическая», традиция «гуманитарная».
Тема 3 . Виды исследований в социальной работе
Критерии классификации исследований. Методологическое обоснование выбора вида исследования. Факторы, определяющие выбор предполагаемого исследования. Направленность исследований. Многообразие видов исследования. Фундаментальные и прикладные исследования. Описательные и аналитические исследования. Пилотажное (зондажное) исследование. Временной фактор в типологии исследований. Панельное и лонгитюдное исследования. Когортные и трендовые исследования. Ограничения, накладываемые на повторные исследования. Мониторинг как повторное, сравнительное исследование. Правила проведения мониторингов в социальной работе.
Основные термины: Исследование когортное, исследование лонгитюдное, исследование описательное, исследование панельное, исследование прикладное, исследование пилотажное, исследование трендовое, исследование фундаментальное, классификация, мониторинг.
Тема 4. Программа и рабочий план исследования
Обоснование необходимости программы исследования. Сущность и структура программы исследования. Общие требования к программе исследования. Принципиальная последовательность развертывания блоков программы. Эксплицитность программы. Логическая последовательность элементов программы исследования. Гибкость программы. Проблемная ситуация, проблема, объект и предмет исследования. Цели и задачи исследования.
Уточнение и интерпретация понятийного аппарата. Эмпирическая интерпретация как процесс. Выдвижение рабочих гипотез. Требования и критерии качества гипотетических предположений.
Разработка стратегического плана исследования. Типы стратегических планов и условия их применения. Формулятивный план. Дескриптивный план. Планы аналитико-экспериментального и экспериментально-практического исследования. План повторно-сравнительного исследования.
Основные термины: Предмет исследования, проблема исследования, программа исследования, объект исследования, репрезентативность.
Тема 5. Выборка в исследованиях социальной работы
Программные требования к выборке. Репрезентативность выборки. Случайные и систематические ошибки выборки. Определение величины выборки в зависимости от объема генеральной совокупности. Организация выборки: случайная бесповторная выборка и многоступенчатая выборка. Условия качества выборки.
Основные термины: Выборка (выборочная совокупность),репрезентативность выборки, ошибка выборки, виды выборочного отбора.
2019-11-13 | 329 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Тема 5. Выборка в исследованиях социальной работы |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы