Наименование темы или раздела дисциплины
| Трудоемкость, час.
| Список рекомендуемой литературы
| Вопросы для самопроверки
|
Основная (№ из перечня)
| Дополнительная (№ из перечня)
|
Тема 1. Специфика исследований в социологии, психологии, педагогике, социальной работе
| 2/14
| 1-5
| 1-10
| 1.Сущность и структура научного познания.
2. Понятие о научном исследовании. Специфика научного исследования
в социальной работе.
3. Методология научного исследования, его основные принципы.
4. Методологический подход, основные методологические подходы, используемые в социальной работе.
|
Тема 2 Парадигмы современного социального знания
| 2/14
| 1-5
| 1,3,5,10
| 1. Сущность и особенности «статистической» традиции в социальных ис-
следованиях.
2. Сущность и особенности «гуманитарной» традиции в социальных иссле-
дованиях.
3. Количественные исследования.
4. Качественные исследования, их виды и особенности.
5. Факторы, влияющие на выбор определенного вида исследования.
|
Тема 3 Виды исследований в социальной работе
| 2/14
| 1-5
| 2,6,9
| 1. Классификация исследований: критерии, виды.
2. Направленность и особенности фундаментальных и прикладных иссле-
дований в социальной работе.
3. Специфические особенности различных видов исследований.
4. Факторы, влияющие на выбор вида лонгитюдного исследования.
5. Место и роль мониторинговых исследований в социальной работе.
|
Тема 4 Программа и рабочий план исследования
| 4/14
| 1-5
| 3,8,9
| 1. Программа исследования, обоснование необходимости и общие тре-
бования.
2. Основные процедуры программы исследования.
3. Планирование научного исследования.
|
Тема 5 Выборка в исследованиях социальной работы
| 2/14
| 1-5
| 4,8
| 1. Выборочное исследование, требования к выборке, ее организация.
2. Понятие репрезентативности, ошибки выборки.
3. Виды выборочного отбора.
|
Тема 6. Измерение в социальных исследованиях.
| 4/14
| 1-5
| 1,2,6
| 1. Социальная информация, сущность и типология.
2. Измерение социальных характеристик.
3. Понятия «шкала» и виды шкал. Измерение качества шкалы.
4. Основные этапы процедуры шкалирования.
5. Шкалы, применяемые для измерения ценностей и социальных установок, их особенности и технологии построения.
|
Тема 7. Опрос как метод сбора первичной информации
| 2/13
| 1-5
| 1-10
| 1. Опрос в социальных науках, особенности, виды, этапы.
2. Анкета как инструмент опроса.
3. Интервью, виды, инструментарий.
4. Социометрический опрос, возможности его применения в социаль-
ной работе.
|
Тема 8. Наблюдение как метод сбора первичной информации
| 9/14
| 1-5
| 1,4,6
| 1. Место и роль метода наблюдения в социальной работе.
2. Классификация видов наблюдения.
3. Разработка программы наблюдения.
4. Разработка инструментария наблюдения.
5. Сочетание метода наблюдения с другими методами исследования в со-
циальной работе.
|
Тема 9. . Метод анализа документов как метод сбора информации;
| 9/12
| 1-5
| 3,8,10
| 1. Понятие документа и виды документальной информации в социаль-
ной работе.
2. Анализ документов, виды анализа документов.
3. Основной инструментарий документального анализа.
4. Возможности контент-анализа для исследования проблем социальной работы.
5. Применение дискурс-анализа в исследовании социальных проблем.
|
Тема 10. Качественные методы в исследованиях социальной работы.
| 9/14
| 1-5
| 3,6,7
| 1. Качественные методы в социальных науках, их специфика.
2. Сущность биографического метода и возможности его применения в
исследовании проблем социальной работы.
3. Метод «кейс-стади» как один из основных качественных методов исследования.
4. Общая характеристика психологических методов исследования. Разработка инструментария исследования психологическими методами.
5. Тесты, их место и роль в исследованиях проблем социальной работы.
|
Тема 11. Методика проведения эксперимента в социальной работе
| 9/12
| 1-5
| 2,5,6
| 1. Общая характеристика эксперимента как метода исследования.
2. Классификация экспериментов.
3. Характеристика логических схем эксперимента.
4. Проблемы формирования экспериментальной и контрольной групп в ходе социального эксперимента.
5. Применение эксперимента как метода исследования в социальной работе: достоинства и ограничения.
|
Тема 12. Обработка, анализ данных и внедрение результатов исследования в социальной работе.
| 9/14
| 1-5
| 5,8,9
| 1. Подведение итогов как завершающий этап исследования.
2. Исследовательский отчет, его структура и требования к отчету.
3. Проблемы апробации результатов исследования.
4. Разработка рекомендаций.
5. Внедрение в практику результатов исследования.
|
Тема 13. Методика подготовки выпускной квалификационной работы.
| 9/14
| 1-5
| 1,5,7
| 1. Понятие государственной аттестации.
2. Понятие выпускной квалификационной (дипломной) работы.
3. Основные требования к дипломному исследованию.
4. Структура дипломной работы.
5. Современные стандарты оформления научного исследования.
|
Итого
| 72/177
|
|
|
|