Практическое занятие №12
МАТЕРИЯ И ЕЁ АТРИБУТЫ Цели: формирование представлений о материи, пространстве и времени как философских категориях; формирование представлений о причинности и целесообразности; развитие умений работать с учебной литературой. Краткие теоретические сведения Понятие материи в философии начало складываться в древности. Первым мыслителем, употребившим термин «материя», был древнегреческий философ Платон. В философии Платона большую роль играло представление о «мире идей», противопоставляемом «миру вещей» и предшествующем ему. С точки зрения Платона, материя – это субстрат вещей. По мнению Демокрита, материя состоит из атомов – мельчайших неделимых частиц. Материя в философии – это нечто, что существует в многообразии конкретных систем, а также образований, числу которых нет предела. Характерные черты материи: самоорганизация, наличие движения, способность к отражению, размещённость во времени и пространстве. Изменившись, она может погибнуть полностью либо закрепиться и продолжить существовать дальше. Любая материя проявляет способность к самоорганизации – то есть способна воспроизводить саму себя без участия каких-либо внешних сил. Флуктуация – это случайные отклонения и колебания, которые присущи материи. Данный термин употребляется для описания ее внутренних изменений. В результате подобного рода изменений материя со временем переходит в иное, совершенно новое состояние. Изменившись, она может погибнуть полностью либо закрепиться и продолжить существовать дальше. Материя в философии – это нечто, что существует в многообразии конкретных систем, а также образований, числу которых нет предела. Конкретные формы материи не содержат первичной, неизменной и бесструктурной субстанции. Все материальные объекты обладают системной организацией, а также внутренней упорядоченностью. В первую очередь упорядоченность проявляется во взаимодействии элементов материи, а также в закономерности их движения. Благодаря этому, все эти элементы и образуют системы. Пространство и время – это всеобщие формы бытия материи. Ее универсальные свойства проявляются в законах ее существования. Аристотель рассматривал материю как вечную, несотворимую и неуничтожимую субстанцию. Сама по себе материя – лишь потенциальное существование, реальной она становится лишь при соединении с формой. Такое представление о материи было унаследовано философией Средневековья. Представления о материи в философии Нового времени весьма разнообразны. С точки зрения сенсуализма, материя – это все, что воздействует на органы чувств. Некоторые философы-идеалисты – в частности, Дж. Беркли – отрицают существование материи. С точки зрения философии Просвещения, материя существует, проявляя себя в конкретных предметах и явлениях. В начале ХХ века, когда научные открытия заставили в корне пересмотреть представления о материи, существовавшие много лет в рамках классической физики, возникает множество идеалистических теорий, основанных на рассуждениях об «исчезновении материи»: если представления о природе материи могут так кардинально меняться, значит, материи как таковой не существует. Этим концепциям противостоял диалектический материализм. Согласно этой концепции, материя вечна, бесконечна и неисчерпаема, исчезнуть может не сама материя, а лишь предел человеческих знаний о ней. В рамках диалектического материализма родилось определение материи, сформулированное В.И. Лениным: «Объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания и данная нам в ощущениях». Это определение нельзя назвать безупречным, ведь не все уровни организации материи доступны ощущениям – например, на атомарном уровне они не действуют. Современная философия рассматривает материю как объективную реальность, существующую в двух формах – вещество и поле. Фундаментальные свойства материи – пространство, время и движение. Под движением понимается все многообразие изменений в пространстве и во времени. Выделяется пять форм движения материи: физическое движение, химическое, механическое, биологическое и социальное (Ф. Энгельс). Ни одна из этих форм не может быть сведена к другой. Например, восстания и войны можно объяснить с точки зрения социальных закономерностей, но не биологических. Пространство и время – основные категории философии. Наряду с понятием движения они имеют непосредственное отношение к объективным характеристикам бытия. Первые представления о природе времени и пространства зародились в древности, когда человек на опыте познавал окружающий его мир. В обыденной жизни пространство и время человек понимает буквально и интуитивно, вне зависимости от философского содержания этих понятий. Люди из опыта знают, что все материальные объекты имеют физические размеры и протяжённость. Смена времени суток и сезонные изменения природы издавна указывали человеку на то, что все события имеют определенную длительность. С появлением и развитием философского знания отношение ко времени и пространству стало меняться. Одни мыслители, например Эпикур и Демокрит, рассматривали эти категории в качестве самостоятельной основы бытия, которая может существовать независимо от материи и вне её. Эти философы предполагали, что между материей, пространством и временем существуют те же взаимосвязи, что и между отдельными субстанциями или стихиями. Другой точки зрения придерживались Аристотель и Лейбниц. Эти философы рассматривали время и пространство в качестве единой системы отношения, в которой определяются взаимодействиями между составляющими мир материальными объектами. Вне такой системы взаимодействия пространство и время становились пустыми абстракциями, не имеющими самостоятельного содержания. Пространство, если рассматривать его с позиции современной науки, есть структурная характеристика материи, способ и форма её существования. Пространство – многомерная категория. По отношению к нему часто используют термины «протяжённость» и «бесконечность». В философии категория пространства имеет смысл лишь в той степени, в которой материальный мир может быть структурирован. Время – другая форма бытия материи. Она предстает в философии в качестве способа, посредством которого материальные объекты и явления могут изменяться. Для описания категории времени широко используют термины «длительность», «течение», «ход», «прошлое», «настоящее» и «будущее». Современные физические и философские знания позволяют утверждать, что время обладает свойствами направленности и необратимости. Согласно выводам теории относительности А. Эйнштейна, время и пространство могут существовать лишь в качестве атрибутов материального мира, а их характеристики определяются силами гравитации. Философские категории следствия и причины появляются на стыке принципов всеобщего развития и взаимосвязи. С позиции принципа всеобщего развития, причинность определяется посредством динамики: любое изменение и развитие, то есть трансформация в сторону возникновения нового параметра, имеет свою причинно-следственную связь. С точки зрения всесвязывающего принципа, причинность будет определяться как один из основных способов связи – это генетическая связь процессов и явлений, где одно порождает другое: причина порождает следствие. Причина является уникальной категорией, так как она по своей сути универсальна. В нашем мире нет никаких явлений, которые не имели бы следствия, или не имели бы причины. Если говорить с категоричностью, то наш мир имеет в наличии только причину и следствие, но причина также может быть и обстоятельством, и внутренним противоречием, и внешним явлением. Разные причины могут вести к одному и тому же месту, так же как и разные пути. Одна причина может послужить началом развития нескольких процессов и, в конце концов, следствий. Причина не имеет абсолютную однозначность, так как её результат напрямую зависит от типа и характера определённого явления, которое направляется на её продуцирование. Необходимо понимать, что одна причина может порождать множество следствий и наоборот, одно следствие может являться результатом продуцирования и наличия множества самых разнообразных причин.
Порядок выполнения Задание 1. Дайте развёрнутое определение материи как философской категории. Кто по-вашему прав, идеалисты или материалисты? Задание 2. Дайте развёрнутое определение пространства как философской категории. Чего, по-вашему, мы не знаем о пространстве? Задание 3. С помощью философского словаря дайте развёрнутое определение времени как философской категории. По-вашему, оно было всегда? Задание 4. Дайте развёрнутое определение движения как философской категории. На сегодняшний день открыты все формы движения? Содержание отчёта 1 Тема и цели занятия. 2 Развёрнутое определение материи. 3 Развёрнутое определение пространства. 4 Развёрнутое определение времени. 5 Развёрнутое определение движения. 6 Вывод. Контрольные вопросы 1 Что есть покой в философии? 2Чем отличаются субстанциональная и релятивистская концепции пространства и времени? В ходе выполнения заданий практического занятия формируется умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; ОК – 1,3 - усваиваются основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества; основы научной, философской и религиозной картин мира; ОК – 4,7
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |