Практическое занятие №14
ЗНАЧЕНИЕ ЭТИКИ Цели: определение главных проблем, решаемых этикой; расширение кругозора; умение формулировать собственное мнение. Краткие теоретические сведения
Этика по праву считается одной из древнейших теоретических наук, объектом исследования которой стали и общественная мораль людей, и индивидуальная нравственность конкретного человека. Само ее зарождение свидетельствовало о глубокой духовной революции в сознании и поведении людей в человеческом обществе. Традиционное представление об этике как науке в ее историческом развитии состоит в том, что она занимается проблемой изучения источника и философского основания возникновения и функционирования в общественном сознании и морали, и нравственности. Кстати, разнообразные формы и виды этики возникли в период становления рабовладельческого общества, исходя из новых человеческих потребностей в установлении межличностной коммуникации на базе уже первых сложившихся ценностей, которые претендовали на некие гарантии сохранения саморазвития человеческого рода и более того - повышения достоинства и чести каждого принадлежащего к нему социального индивида. Гуманные ценности этики рождались в мире, где личность постепенно приобретала свободу выбора в своем поведении. (Речь, конечно, не идет о рабах.) Свободный человек обращается к гуманным идеям и принципам этики, когда лично осознает важность отыскания смысла в собственной жизни. Мораль уже в античной философии понималась как некая мера «господства» человека над внешними обстоятельствами жизни и самим собой. Она стала показателем того, насколько человек понимает и принимает ответственность на себя за все то, что он делает в обществе. Мораль, согласно Сократу (469-399 гг. до н.э.), - это учение о том, как людям надо жить, чтобы жить достойно, по-человечески. Философ жизнь рассматривал как особое искусство овладения необходимым знанием для творческой и добродетельной деятельности. Сократ считал, что в жизни счастлив только добродетельный человек. Таким образом, признанный философ выступал как этик-эвдемонист (греч. eudemonia - счастье, блаженство), т.е. как человек, который рассматривает достижение счастья как основную цель и средство своей жизни. Сократовский эвдемонизм тогда означал требование достижения внутренней свободы личности для самопознания и овладения знанием о мире, без которых невозможно обрести независимость от природных сил и благосостояния в обществе. Взгляд на мораль как качественную определенность человека обосновал ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он разработал этику как науку о морали, уделяя особое внимание вопросам справедливости, добра и зла. С его именем связывают три сочинения по этике: «Никомахова этика», «Евдемова этика», «Большая этика». В иерархии всех наук этику и политику он относил к практическим наукам. Этика, по Аристотелю, - учение о нравственности и морали. Именно оно, с точки зрения Аристотеля, ведет людей к счастью. Но понимание счастья у всех людей разное. По мнению Аристотеля, счастье - высшее и самое прекрасное благо, доставляющее величайшее удовольствие людям. Но для достижения счастья необходима деятельность как добродетель. Причем превыше всего философ ставил добродетель не тела, а души. В душе он выделял два состояния добродетели: активная мыслительность, мудрость, сообразительность, рассудительность, нравственность и такая добродетель, как мужество, благоразумие, щедрость. Аристотель говорил об этике в трех смыслах: как теории, учении и практике. Философ призывал воспитывать все человеческие добродетели, но, прежде всего, имеющие отношение к душе. Анализируя разные возможности нравственного воспитания людей и совершенствования у них добродетелей, он развил принцип соотношения природных и социально-приобретенных качеств. Согласно его учению, нравственные добродетели у человека возникают по природе. Но ни одна из нравственных добродетелей в полной мере не дана людям при их рождении, а существует в них только как возможность, т.е. потенциально. Поэтому нравственная добродетель возникает в виде привычки к деятельности. Что же касается мыслительной добродетельности, то она возникает в результате умственного обучения. Совершая нравственные поступки, человек поступает и благоразумно, и мужественно. А постоянное повторение всех благородных поступков рождает соответствующие моральные устои в обществе. Таким образом, по его мнению, очень многое, пожалуй, даже все в обществе людей зависит от того, к чему приучили ребенка с детства. Порядок выполнения Задание 1. Дайте определение этики, перечислите основные этические проблемы. Задание 2. Каким должен быть идеальный человек с точки зрения этики? А с вашей точки зрения? Задание 3. Как связаны этика и высокие технологии? Содержание отчёта 1 Тема и цели занятия. 2 Этика и её проблемы. 3 Идеал человека. 4 Связь этики и высоких технологий. 5 Вывод. Контрольные вопросы 1 Кто является автором термина «этика»? Какой смысл он в него вкладывал? 2 Актуальны ли этические нормы киников в наше время? Почему?
В ходе выполнения заданий практического занятия формируется умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; ОК – 1 - усваиваются основные категории и понятия философии, роль философии в жизни человека и общества; знания об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; - о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. ОК – 3,6
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (535)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |