Комплектование должностей и прохождение службы государственными служащими.
При всей важности гос-ой службы привлекательности для гражданина быть таким гос-ым служащим, порядок комплектования гос-ого аппарата гос-ыми служащими является во многом определяющим качество гос-ого управления в целом. Ввиду непосредственной связи правосознания граждан, выполняющих обязанности по должностям гос-ой службы, с качеством осуществляемой ими властной деятельности, гос-ая служба носит классовый характер, и в ответственные моменты истории подвергается особенно резко выраженному правовому регулированию. Общепризнанными являются два способа комплектования гос-ого аппарата - система добычи и система заслуг. Система добычи заключается в том, что победивший на выборах президент страны, или лицо, совершившее гос-ый переворот и захватившее власть, считает вполне заслуженным поставить на все гос-ые должности своих сторонников. Это оперативная и эффективная система захвата власти и ее удержания, но она недолговечна ввиду неспособности такого аппарата создать условия нормального функционирования экономики в гос-ве. Система заслуг предполагает, что на гос-ые должности приходят лица, победившие на организованных гос-ом открытых и независимых конкурсах по выбору специалистов. Основным отличием системы заслуг от системы добычи является специальные требования качества гос-ого служащего, его квалификация в области гос-ого управления. При системе добычи квалификация гос-ого служащего тоже является привлекающим фактором для руководителя гос-ва, однако не она является определяющим критерием; более важным в этом случае критерием является возможность руководителя осуществлять реальный контроль за таким лицом. Гос-ая служба предполагает не только эффективное осуществление служебной деятельности гос-ыми служащими на основе специальных знаний и умений, но также наличие определенного набора деловых, личностных и нравственных качеств, без которых невозможно исполнять возложенные на гос-ых служащих функции и задачи. Определение гос-ой службы как профессиональной деятельности требует установления качественных характеристик трудовых функций гос-ых служащих, которые они выполняют при занятии определенной гос-ой должности, а также установления соответствующих требований к их знаниям и квалификации. Этим целям служит Квалификационный справочник "Гос-ые должности гос-ых служащих", утвержденный Постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ № 135 от 24.10.2003. Справочник является техническим НПА, регламентирующим наименования гос-ых должностей, должностные обязанности гос-ых служащих и предъявляемые к ним квалификационные требования. Под прохождением гос-ой службы понимается совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение гос-но-служебных отношений. Прохождение гос-ой службы - непрерывный процесс и тщательно регламентируется нормами права с учетом должностей и способов их замещения. Основанием возникновения гос-но-служебных отношений является приказ руководителя гос-ого органа, предприятия, учреждения, организации о назначении на должность или постановления уполномоченного органа об избрании на должность. Должности гос-ых служащих могут замещаться также по контракту, на основании конкурса. С этого момента у гос-ого служащего возникают должностные обязанности и права по выполнению возложенных на него функции. Право поступления на гос-ую службу имеют лица, достигшие 16-летнего возраста. В некоторых сферах гос-ой деятельности установлены иные возрастные критерии, напр., для служащих, профессиональной обязанностью которых является зашита жизни и здоровья людей, ценностей нашего общества, установлен возраст поступления на службу (служба в органах внутренних дел, военная и др.) с 18-ти до 20-ти лет. Состав гос-ых служащих комплектуется с соблюдением общих и специальных условий. Общими являются условия, обязательные при назначении на любые должности и для всех граждан. Они сводятся к тому, что не могут быть зачислены на гос-ую службу лица, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы; на конкретные должности; лица, лишенные судом права занимать их в течение определенного срока. Запрещается также состоять на службе лицам близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их гос-ая служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Исключения из названного правила устанавливаются законодательством. Так, данное правило не распространяется на должности врачей, педагогов и некоторых других категорий служащих. В гос-ом аппарате не имеют права занимать должности лица: 1) служащие, профессиональная подготовка которых не соответствует квалификационным требованиям: 2) ограниченные решением суда в дееспособности либо признанные недееспособными, а также те, кому судом запрещено занимать должности в гос-ом аппарате или заниматься определенной деятельностью; 3) служащие, имеющие в соответствии с заключением медицинского учреждения заболевание, препятствующее выполнению служебных обязанностей; 4) имеющие судимость, не снятую или не погашенную в установленном законом порядке. Специальными являются условия, обязательные для замещения определенных должностей. Это наличие необходимого возраста, образования, стажа работы, здоровья, ученых степеней и званий. Законодательством предусмотрены случаи, когда вступление в должность предполагает принесение присяги (напр., работники милиции). Вместе с тем при поступлении на гос-ую службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от социального или имущественного положения, пола, расовой и национальной принадлежности, отношения к религии, политических воззрений. В целях наиболее рационального использования служащих, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело прохождение гос-ой службы по отдельным должностям связано с периодической аттестацией служащих. Оценка деятельности гос-ого служащего и рекомендации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комиссиями. Режим прохождения гос-ой службы включает регулирование работы гос-ых служащих по совместительству, служебных командировок, введение для некоторых категорий служащих персональных званий (классных чинов, рангов), форменной одежды.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |