Задание для самостоятельной работы.
Ознакомьтесь с 1 дополнительным источником на выбор, сделайте конспект: 1. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987. С. 113-127. 2. Мир философии. Ч. 1. М, 1991. Аристотель (С. 12-13), Шлегель Ф. (С. 46-50), Гегель Г.B.Ф. (С. 53), Шопенгауэр А. (С. 56-57), Герцен А.И. (С. 86-87), Бердяев Н.А. (С. 97-111), Хайдеггер М. (С. 118-125). 3. На переломе. Философские дискуссии 20-х гг. Философия и мировоззрение. М., 1990. Ильин И.А. (С. 43-50), Рубинштейн М.М. (С. 61-72), Яковенко Б.В. (С. 97-101). 4. Шелер М. Философское мировоззрение // Шелер М. Избр. произведения. М., 1994. С. 3-14. 5. Айер А.Д. Язык, логика и истина. Глава 6. «Критика этики и теологии» // Аналитическая философия. Избранные тексты. М, 1993. 6. Виндельбанд В. О принципе морали // Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. М., 1995. С.231-253. 9. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч. в 6 т. М., 1965. Т.4 (1). С. 243-250. 10. Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 98-111. 11. Гадамер Г. Философия и герменевтика. Актуальность прекрасного. М., 1991. С. 9-10. 12. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М., 2000. С. 12-23. 13. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000. С. 169-171. 14. Кураев А. О вере и знании без антиномий // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 45-47, 51-57. 15. Франк С.Л. Философия и религия // На переломе. Философские дискуссии 20-х гг. Философия и мировоззрение. М., 1990. С. 319-335. Тема № 3: «Деловая игра (групповая дискуссия)»
Проведение данного практического (семинарского занятия) в форме деловой игры, предполагается по завершению раздела «Введение в философию». Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам, которые озвучивает преподаватель. Игроки могут не иметь опыта самостоятельного рассмотрения проблем, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи.
Проведение деловой игры в форме групповой дискуссии по проблематике раздела «Введение в философию» предполагает: 1. формирование микро-групп. 2. выбор идейной позиции. 3. коллективная (внутри микро-групп) подготовка основной речи. 4. выступление «основных спикеров», представляющих позицию микро-группы. 5. ответы на вопросы оппонентов. 6. вопросы оппонентам. 7. анализ, подведение итогов. Тема 4: «Проблема оптимально социально-политического устройства государства: взгляд с Древнего Востока» План практического занятия 1. Своеобразие восточной философской традиции. 2. Основные этико-политические учения Древнего Китая: 2.1. Этико-политическая концепция Конфуция: принцип «Жэнь», 5 типов отношений, понятие ритуала – «Ли», понятие справедливости – «И», образы «благородного мужа» и «низкого человека», роль исторической традиции, полемика с даосами и легистами. 2.2. Учение легистов: принципы закона «фа», понимание человека в легизме, принцип оглупления и ослабления народа, необходимость жестоких наказаний, принцип получения должностей, необходимость круговой поруки и доносительства, критика конфуцианства. 2.3. Даосизм: понятие «Дао», понятие «Дэ», «знающий не говорит, говорящий не знает», принцип вэй у-вэй – действие без действия (действие без намерения, искусство боя без боя), критика конфуцианства и легизма. Вопросы для самопроверки 1. Какой смысл заключается в конфуцианском понятии благородного мужа? 2. Какой смысл заключается в конфуцианском понятии низкого человека? 3. Основные представители конфуцианства? 4. Основные представители легизма? 5. Основные представители даосизма?
Проблемные вопросы и упражнения 1. Приведите, пример, современной практики оглупления людей с целью осуществления власти в любой форме (политической, экономической, семейной и др.). 2. Укажите древнекитайское этико-политическое учение, принципы которого представляются Вам наиболее подходящими? Почему? 3. Как Вы понимаете фразу Конфуция: «Добродетель благородных мужей – ветер, добродетель маленьких людей – трава. Куда дует ветер, туда и склоняется трава»? (Конфуций Беседы и суждения XII, 19 Цит. по: Переломов Л.С. Лунь Юй. М.: Издательская фирма Восточная литература РАН, 1998.) 4. Как Вы понимаете фразу из Дао де цзин: «Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное Дао» (Дао дэ цзин 47. Цит. по: Дао де цзин (книга пути и добродетели) / пер. Ян Хин-Шун. URL: http://tao-te-ching.ru/)?
Задание для самостоятельной работы Ознакомьтесь с 1 дополнительным источником на выбор, сделайте конспект: 1. Дао де цзин (книга пути и добродетели) / пер. Ян Хин-Шун URL: http://tao-te-ching.ru/ 2. Лунь Юй: перевод и комментарий // Переломов Л.С. Лунь Юй. М.: Издательская фирма Восточная литература РАН, 1998 3. Шан Ян Книга правителя области Шан // Библиотека древних рукописей (сайт) URL: http://drevlit.ru/docs/kitay/I/San_Jan/vved2.php Тема 5: «Проблема поиска первоначал: Досократическая философия» План практического занятия 1. Почему древнегреческих философов перестало устраивать мифологическое понимание мира? 2. Милетская школа: поиск первоначала (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). 3. Пифагорейское учение о числе как о первоначале. Учение пифагорейцев о душе. 4. Учение элеатов (Парменид, Зенон) о бытии и мышлении. Мышление и мнение: алетейя и докса. Апории Зенона. 5. Основные идеи философии Гераклита. Идея непрестанного изменения. Учение о Логосе. 6. Атомистические представления в досократической философии (Левкипп, Демокрит).
Вопросы для самопроверки: 1. Что такое «архе»(др.-греч. ἀρχή)? 2. Что такое «фюзис» (др.- греч. φύσις)? 3. Что такое «космос» (др.-греч. κόσμος)? 4. Дайте определение понятия стихийный материализм. 5. Дайте определение понятия гилозоизм. 6. Дайте определение понятия нумерология. 7. Дайте определение понятия идеализм. 8. Что такое монизм? 9. Что такое дуализм?
Проблемные вопросы и упражнения: 1. Как Вы понимаете фразу Анаксагора: ««Все вещи были вперемешку, затем пришел ум и их упорядочил» (Анаксагор // Фрагменты ранних греческих философов / Отв. ред. И. Д. Рожанский. М.: Наука, 1989. Т. 1. От эпических космогоний до возникновения атомистики. С. 505)? 2. Какая из рассматриваемых в рамках семинара онтологических позиций Вам ближе? 3. Есть ли точки пересечения в учениях Гераклита и элейской школы? 4. Есть ли точки пересечения в учениях пифагорейцев и элейской школы?
Задание для самостоятельной работы и вопросы для обсуждения: 1. Запишите любую из апорий Зенона. Объясните, как Вы понимаете её смысл? Можно ли её решить? Если да, сформулируйте решение. Если нет, аргументируйте почему. 2. Какой смысл на ваш взгляд заключается в образах Гераклита: «Война», «Огонь», «Логос», «Лук и Лира»?
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (558)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |