Тема 6: «Проблема бытийного статуса идей, внутреннего мира
Человека и идеального государственного устройства: Философия Платона» План практического занятия 1. Платон: краткая биография, роль и значение в истории философии. 2. Проблема идей и вещей, теория познания. Миф о пещере. (Платон Государство VII // Сочинения: в 4 т. Т. 3. Ч. 1. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 349-353) 2.1. Смысл образов Платона: «узники», «пещера», «цепи», «тени», «реальные вещи», «ширма», «люди за ширмой», «мир за стенами пещеры», «Солнце»? 2.2. Устройство пещеры. 2.3. Как человек должен двигаться к пониманию/просвещению? 2.4. Почему Платон прибегает к языку «мифологических» образов? 3. Модель идеального государства и понимание человеческой природы Платоном. (Платон Государство IV // Сочинения: в 4 т. Т. 3. Ч. 1. С. 223-262) 3.1. Анализ модели идеального государства. 3.2. Принцип деления людей на сословия. 3.3. Три начала человеческой души. 3.4. Обучение и воспитание, жизнь и быт сословия стражей. Платоновские идеи цензуры и евгеники. 3.5. Решение проблемы богатства и бедности в идеальном государстве. 3.6. Соответствие типов людей – типам государственного устройства.
Вопросы для самопроверки 1. Сколько сословий должно было быть в идеальном государстве Платона? Перечислите их и укажите их функции. 2. Возможна ли социальная мобильность в идеальном государстве Платона? 3. Что является критерием распределения людей на сословия? 4. Есть ли у воинов семьи и собственность? 5. В чём различие в подготовке атлета и война? 6. Какую роль Платон придаёт (мусическому) искусству? 7. Представляется ли в идеальном государстве Платона свобода творчества? 8. Почему Платон предлагает контролировать даже характер игр детей? 9. Почему Платон предлагал контролироваться внешний вид подрастающего поколения воинов? 10. Для реализации, какой задачи в государстве Платона должно служить искусство? Проблемные вопросы и упражнения 1. Считается ли Вы, что социально-политические практики в принципе можно преобразовать по определённому умозрительному плану? Ответ обоснуйте. 2. Что кажется Вам наиболее удачным в политическом проекте Платона? Почему? 3. Что кажется Вам наименее удачным в политическом проекте Платона? Почему? 4. Согласны ли Вы с мыслью Платона о связи между типами людей и типами государства (общества)? Ответ обоснуйте.
Задание для самостоятельной работы: 1. Сделайте рисунок Пещеры Платона. 2. Сделайте конспект Платон Государство, 4 кн. // Сочинения: в 4 т. Т. 3. Ч. 1. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; Изд-во Олега Абышко, 2007. С. 223-262. 3. Сделайте конспект Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 582-625. Тема 7: «Философия Аристотея: метафизика, этика, поитика» План практического занятия 1. Аристотель (Стагирит): краткая биография, роль и значение в истории философии. 2. Метафизические и логические положения Стагирита: Учение о четырех причинах сущего. Расхождение Аристотеля с Платоном. Учение о разделении наук. Метафизика. Ум – перводвигатель. Особый статус логики. 3. Место этико-политического знания в философии Стагирита. 4. Аристотель о индивидуальном благе и счастье (Аристотель Никомахова Этика I // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 54-294) 4.1. Трактовка «блага» как цели и основания человеческих действий. 4.2. Иерархия целей («благ»). 4.3. Соотношение частного (этического) и общего (политического) блага по Аристотелю. 4.4. Счастье (др.-греч. Ευδαιμονία, эвдемония) как высшее благо человека. 4.5. Проблема верного определения счастья. 4.6. Связь счастья с делом (деятельностью) человека. Определение дела человека. 4.7. Необходимость совершения поступков. 4.8. Виды благ. Значение и роль внешних благ. 5. Политическая природа человека, проблемы: неравенства, рабства, войны (Аристотель Политика кн. 1 // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 376-402) 5.1. Определение человека как политического животного (др.-греч. πολιτικὸν ζῷον) – Аристотель Политика 1253a. Связь политического с речью. 5.2. Историческая линия развития государствам по Стагириту: семья – селение – государство. 5.3. Проблема рабства и неравенства: неравенство мужчин и женщин, взрослых и детей, рабы по природе и рабы по случаю, рабские тела и рабские души, эллины и варвары. 5.4. Проблема войны. Цель войны, справедливая и не справедливая. 6. Критика социально-политического проекта идеального государства Платона. (Аристотель Политика кн. 2 // Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 403-443) 7. Основные политические определения Аристотеля (Аристотель Политика кн. 3 // Сочинения: в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1983. С. 444-485) 7.1. Определение гражданина. 7.2. Определение политической власти. 7.3. Связь подчинения и властвования. 7.4. Цель создания государства. 7.5. Определение государственного устройства (др.-греч. πολιτεία). 7.6. Классификация форм правления (гос. устройств) по Аристотелю. 8. Социальная структура государства по Аристотелю, роль и значение среднего класса. 9. Соотношение счастья (блага) человека и государства по Аристотелю. Характеристика счастливого государства.
Вопросы для самопроверки 1. Почему Аристотель не относил логику ни к одному виду знания (теоретическому, практическому или поэтическому)? 2. Дайте определение понятию эвдемонизм. 3. В чём отличие концептов: «рабы по случаю» и «рабы по природе»? 4. Охарактеризуйте животный (скотский) образ жизни. 5. Охарактеризуйте политический (деятельный, государственный, практический) образ жизни. 6. Охарактеризуйте созерцательный (теоретический) образ жизни. Проблемные вопросы и задания 1. Перечислите основные расхождения взглядов Платона и Аристотеля. 2. Согласны ли Вы с мыслью о связи природы человека с природой государства? Или государство на ваш взгляд искусственное образование (договор, насилие и др.)? 3. Согласны ли Вы с положением Аристотеля о естественном неравенстве людей? Позицию обоснуйте. 4. Согласны ли Вы с аристотелевской критикой проекта идеального государства Платона? Подготовьте развёрнутый ответ.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (786)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |