В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Признаки новизны: -Новизна абсолютная (принципиально неизвестное – патент выдается). -Относительная новизна (местная, частная, условная). -Псевдоновизна (оригинальниченье, прожектерство, стремление сделать не лучше, а просто иначе). Часто встречается в практике. -Изобретательские мелочи. Также часто в практике. Говорят: курица снесла яйцо, а кудахчет так, словно снесла целый мир. Структуры инновационных процессов Инновационным процессам свойственна полиструктурность. Выделяют: Деятельностную структуру, котроая включает всю совокупность компонентов деятельности: мотивы, по которым ДОУ вступает в инновационный процесс, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты инновационного процесса. Все эти компоненты реализуются в определенных условиях (материальных, финансовых, морально-психологических, временных). Субъектная структура включает в себя инновационную деятельность всех субъектов развития детского сада: заведующую, педагога, воспитателей, детей, родителей, методистов, преподавателей ВУЗов, консультантов, работников органов образования. Необходим учет функциональных и ролевых соотношений всех участников на каждом из этапов инновационного процесса. Вклад каждого значим. Уровневая структура отражает взаимодействие образовательных структур и органов на уровне региона, района, федерации, международном. Исследователи отмечают и позитивное и негативное влияние вышестоящих органов на инновационные процессы. Необходима деятельность по согласованию содержания, инновационной политики, финансирования и т.д. Структура жизненного цикла. Особенностью инноваций является их циклический характер: возникновение, старт, рост, освоение, диффузия - распространение, насыщение, рутинизация и кризис (исчерпание возможностей). Управленческая структура предполагает взаимодействие 4 видов управленческих действий: планирование, организация, руководство, контроль. Прежде чем внедрять что-либо детский сад должен выработать концепцию развития, программу развития детского сада и только затем деятельности по ее реализации. Проблема в том, что работники ДОУ порою не в состоянии написать качественную программу. Не видят перспектив, не знают точно чего хотят и т.д. Организационная структура включает такие этапы: диагностический (необходимо выявить прежде всего потребности родителей, уровень детей, степень подготовки педагогических кадров, материальные возможности д/с. – это основа), затем этап прогностический (новшество как бы «примеряется» к возможностям данного ДОУ), организационный (подготавливаются и создаются все необходимые для преобразований условия – закупается литература, методические пособия, создается развивающая среда и п, переподготовка кадров и пр.), практический (само внедрение должно идти постепенно, экспериментально апробироваться), обобщающий (систематизация и обобщение результатов внедрения, сравнение с тем, что было с тем, что сделано по-другому, анализ результатов), внедренческий (новшество внедряется с учетом выявленных слабых мест, корректируется педагогический процесс). Должна быть развитость всех структур, т.к. они все связаны между собой. Если инновационный процесс тормозит, то причина в недостаточном функционировании одной из структур. Инновационные процессы осуществить невозможно вдруг, с наскока, за вечер, за неделю и даже за год. Это серьезный, длительный процесс. Проблема в том, что привлекательность перспектив в сочетании с неумением оценивать результаты нововведений и как следствие неграмотный подход в выборе средств, идей, источников инноваций. Источники инноваций 1. Потребности страны, региона – социальный заказ. 2. Директивные и нормативные документы. 3. Достижения, разработка всего комплекса наук о человеке (психология, педагогика, медицина, социология, нейрофизиология и пр.). Особенно важна связь с медициной, т.к. современное обучение чревато перегрузками ребенка, м.б. нанесен ущерб его здоровью. Невропатолог Уманский: «Из всех научных экспериментов – самый опасный это эксперимент над детьми. » 4. Педагогическая практика, передовой и массовый педагогический опыт. Есть свои плюсы и минусы. Необходима экспериментальная работа! 5. Печатные издания: пед.газеты, журналы. 6. Люди – научные работники, методисты и пр. 7. Информационные системы (телевидение, радио, интернет) Курсовая работа и ВКР – школа внедрения и разработки новшеств! Типы инноваций. 1. По объему (масштабу) преобразований: - частные (локальные, единичные) – отдельные методы, не связанные между собой; - модульные (комплекс частных, связанных между собой задач, относящихся к одной группе) – например, парциальные программы; - системные (охватывающие все образовательное учреждение) – например, комплексные программы. 2. По инновационному потенциалу: -модификационные (связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением программы, методики) – например, приемы ТРИЗ можно применить в разных методиках. - Комбинаторные (новое конструктивное соединение элементов, ранее известных методик, которые в прошлом в таком сочетании не использовались) – например методика подготовки руки ребенка к письму Е.Н. Потаповой. 3. Классификация по отношению к своему предшественнику: -замещающие; -отменяющие; -открывающие (компьютеризация детского сада); -ретровведение (освоение когда-то используемого, но упраздненного по ошибке, забытого). Все новое – хорошо забытое старое. Идеи Л.С.Выготского, Е.И.Тихеевой, П.П.Блонского и т.д. М.Монтессорри. 4. Изменения могут происходить во всей структуре образовательного процесса: -в содержании образования, т.е. в учебных планах и программах, -во внутренней организации деятельности образовательного учреждения, -в отношениях «воспитатель-ребенок», -в методах обучения, технологиях воспитания и обучения, средствах. -оперативные и стратегические нововведения, -планируемые и незапланированные, -своевременные и запоздавшие, -актуальные на сегодня и «опрокинутые» в будущее, -абсолютно новые и относительно новые, -легко внедряемые и трудноосваиваемые, -завершенные и незавершенные, -единичные и массовые. Знание всех этих классификаций новшеств поможет практическим работникам в рефлексировании инновационного процесса, позволить определить степень сложности и глубины преобразований, осуществляемых в детском саду.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (697)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |