Йога каждому дает только то, что он заслужил. 3 страница
После этого необходимо увидеть услышанную формулу воли в виде яркого образа. Используйте все ваше воображение и представьте себе свою цель, насколько это можно, реальной, воплощенной в жизнь — как будто она уже достигнута. Не отвлекайтесь ни на миг. Помните, что в своем воображении вы можете все, что пожелаете— вот так вы стоите или сидите, вот так вы ведете себя в какой-то ситуации, вот такие запахи, звуки, ощущения испытываете—• ваша цель достигнута! Ощутите то, что бы вы чувствовали, если бы это действительно случилось. Исследуйте свои ощущения, представьте себе все в деталях, смакуйте ощущения от осоз,- нания победы. Извлеките из закоулков своей памяти время, когда вы действительно чувствовали себя так же хорошо. Старайтесь удержать себя в этом же состоянии как можно дольше, чтобы ваше вживление в образ приобрело реальность и глубину ощущений. Вызывая волевыми усилиями определенные картины, мы активно воздействуем на наше подсознание и включаем скрытые резервы организма. И чем ярче мы учимся видеть, чувствовать то, чего добиваемся, тем быстрее приходит успех. Скажите себе: «Я добьюсь цели!» Поверьте в это совершенно искренне, ведь у вас есть обязательство перед своей памятью. Изобразите (неважно, как это у вас получится, это может быть и просто символ, понятный только вам), запишите свою формулу цели и поместите на видном месте в квартире. И чем больше их, тем лучше. Вы должны просыпаться и засыпать, имея перед собой напоминание о своей цели. Это помогает выработать необходимое состояние сознания, настраивает воображение. Со временем цель завладеет .всем вашим существом, станет действовать на вас как магнит. Однажды поставив перед собой цель, вы будете стремиться достигнуть ее, не совершая над собой ежедневных титанических усилий. Ваше сознание обретет новое качество— само регуляцию, которая опирается на огромные возможности подсознания. Повторяйте упра?кнение несколько раз в день. Постоянно создавайте внутри себя образ того, что вам необходимо совершить или достичь в жизни, и новая, целенаправленная организация ваших мыслей и воображения преобразят вас. Первое упражнение будет наиболее полезно тем, кто обладает образным мышлением. А сейчас я вам дам еще один способ настройки. Второе упражнение больше подойдет людям с логическим складом ума, тем, кто еще не умеет оперировать мысленными образами. В любом случае я советую опробовать оба упражнения всем начинающим (и даже тем, кто считает себя очень волевым человеком). При этом ваш опыт не должен быть одномоментным, дайте себе срок, прочувствуйте оба способа, а потом уже можете остановиться на каком-то одном. Упражнение 2 Возьмите лист чистой бумаги из тетради и заполните его полностью своими формулами цели. Подбор слов, их компоновка, последовательность словесных формул произвольна, но старайтесь разнообразить формулы, словесное оформление, сохраняя суть цели. Целей может быть несколько, но главная — одна. Как вы уже поняли, текст этой вашей страницы — программа вашего курса, суггестивное (внушаемое) обращение к себе. В середине листа нарисуйте зеленую точку, диаметром 3—4 миллиметра. Порядок выполнения упражнения: Перед каждым выполнением упражнения прочитать весь текст, спокойно и не спеша. (С каждым днем вы невольно будете читать свою программу все быстрее и быстрее. Наконец вам будет достаточно одного взгляда, чтобы воспринять весь текст. Это будет ваша первая победа на пути освоения упражнения.) После этого садитесь за письменный стол. Листок с текстом перед вами. Спокойное, ровное освещение. Ноги, руки, все тело расслаблено, дыхание ровное, спокойное. Никаких отвлекающих мыслей. (Если вы в состоянии сидеть в одной из медитативных поз в течение 10 минут, садитесь на пол и лист с текстом прикрепите перед собой на уровне глаз на расстоянии, с которого можно спокойно, не напрягая зрение, читать текст.) После этого 10 минут созерцайте зеленую точку, размещенную в центре страницы с текстом. Внимание, взгляд, все мысли сконцентрированы на зеленой точке. По истечении 10 минут закрыть глаза, прикрыть их ладонью и сразу лечь спать. Иллюзия продолжения созерцания точки должна быть последним зрительным впечатлением прошедшего дня. Это упражнение комплексное и решает одновременно несколько задач. Во-первых, мы учимся контролировать состояние своего тела, то есть в течение определенного времени сохранять выбранную неподвижную позу, причем необходимо поддерживать расслабление всего тела, особенно мышц лица и глаз. Резь, слезливость и усталость глаз — признаки технических ошибок. При правильном выполнении упражнения не должно возникать никаких неприятных ощущений в глазах. Для их устранения рекомендуется перед началом упражнения расслабить мышцы глаз и лица. Веки должны быть полуоткрыты, взгляд как бы полусонный. Выполнив это упражнение, мы также тренируем свое внимание, расширяем оперативное поле зрения, ну и, конечно, усиливаем свои волевые качества, приобретаем чувство уверенности. Созерцая зеленую точку, сознание проходит несколько стадий. По мере достижения сосредоточенной успокоен-
ности, микродвижения глаз становятся все более плавными, мягкими, почти незаметными. Становится все легче удерживать внимание на точке, думать только о ней. Вместе с тем вас подстерегает опасность заснуть. Первым признаком сонливости будет такое изменение координации восприятия, при котором изображение точки начинает «плыть» в различных направлениях: влево — вправо, вверх — вниз. Иногда точка начинает приближаться к вам или, наоборот, отодвигаться, уходить за плоскость страницы. Это вполне закономерные явления, которые не должны беспокоить. Следует сохранять состояние спокойной ■сосредоточенности и мягко возвращать точку на место. Иногда нарастание сонливости выражается в отяжеле- нии век и непреодолимом желании закрыть глаза. Если не поддаться в этот момент, преодолеть себя, то возникает своеобразное и приятное состояние. Смотреть на зеленую точку становится легко и просто, глаза безо всяких усилий неподвижно останавливаются на ней, все посторонние мысли исчезают. Видение точки становится необычайно отчетливым, ярким, живым. Достигается какая-то особая ясность сознания. (Достижение подобного состояния оказывает глубокое благотворное влияние на физиологию и психику ученика.) . По прошествии двух недель с момента достижения этого состояния нужно попробовать увидеть одновременно с зеленой точкой все больше фрагментов текста. Вначале нужно расширять поле зрения в ширину, по горизонтали. Не упуская из виду зеленую точку, старайтесь увидеть всю строчку текста, начиная с центра страницы по горизонтали. Когда вы освоите это, постарайтесь увидеть одновременно с точкой и 2—3 строчки текста вверх и вниз. Причем, видеть одновременно с точкой, то есть не читать текст, а ощущать его наличие как графическое окружение зеленой точки. Чтение всегда связано с движением глаз, сменой точек фиксации. Здесь же это запрещено. Взгляд все вре- :.<*.-й?;».-й& ийм«&м;&1-. «^йбьябъс&м^х$^<:';мйй мя фиксирует только зеленую точку, а боковым зрением пытайтесь различать контуры, очертания окружающих точку слов и предложений. Постепенно вы будете видеть все большие и большие фрагменты текста. Конечный этап этого упражнения в том, что в отдельные мгновения сосредоточения, ясного сознания, вы вдруг увидите всю страницу сразу, вместе с зеленой точкой в центре. Панорама страницы видится ясно, отчетливо. Это продолжается недолго, всего несколько мгновений, но этого достаточно для преобразования инертного мышления и формирования четкой, волевой установки. Упраж- , нсние повторять в течение всего подготовительного курса (2—3 месяца) ежедневно и без перерывов. Кроме формирования волевых качеств упражнение содер?кит ряд других важных аспектов, которые будут отдельно и подробно рассмотрены в дальнейшем. Само же упражнение хорошо еще и тем, что дает возможность ученику уже в начале тренировок почувствовать в себе нераскрытые психические возможности и поверить в эффективность работы над собой. Мы рассмотрели один из важнейших моментов первых двух ступеней йоги. А сейчас поговорим подробнее и о других психологических факторах ямы и ниямы, на которых строится общий успех занятий. Счастье и здоровье человека, по мнению восточных мыслителей, во многом зависят от того, насколько гармоничны отношения человека с окружающим миром, насколько царит гармония в нем самом. Мы счастливы или несчастливы не благодаря тому, что имеем, и не в связи с тем, кем являемся, где находимся и что делаем. Наше внутреннее состояние определяется тем, что мы обо всем этом думаем. Поэтому первым шагом в изменении нашего нынешнего состояния является осознание важности того, что мы думаем, какие мысли царят в нашем сознании. То есть вначале самая большая проблема— это выбор правильного, позитивного мышления и восприятия себя и окружающего мира. Мы должны научиться управлять своими мыслями, а следовательно, и эмоциями, желаниями, действиями и в конечном счете судьбой. «Наша жизнь— есть то, что мы думаем о ней» (Марк Аврелий). И действительно, если мы думаем о радостных, счастливых событиях, то чувствуем себя счастливее, если у нас печальные мысли, мы грустим. Если думаем о болезнях, мы чаще болеем, думаем о неудачах — их вероятность возрастает. Существует такое понятие, как нравственное здоровье. Оно важно не только само по себе, как сопутствующий фактор для достижения внутреннего спокойствия, душевного равновесия и чистоты ума. Дело в том, что состояние нашего сознания оказывает исключительное и непосредственное влияние и на наше здоровье. Врачи давно замечали, что состояние здоровья их пациентов напрямую зависит от настроения, характера, целеустремленности и веры в себя. «Раны победителей, — гласит пословица, — заживают быстрее, чем раны побежденных». Открытия в области психоэндокринологии меняют традиционные представления о сознании. Выявлена исключительно важная роль пептидных гормонов— связующего звена между психикой и телом. Оказалось, что пептиды, которые вырабатываются под воздействием определенных мыслей, эмоций, образов, воспроизводятся и воспринимаются не только мозгом, но и другими органами: сердцем, почками, печенью и т.д. Эмоции могут вызывать не только явные расстройства психики, но и скрытые, долго не проявляющиеся болезни тела. Именно с ними в последнее время связывают происхождение инфаркта миокарда, гипертонии, бронхиальной астмы, язвы желудка и кишечника, аллергии и других, отнюдь не психических заболеваний.
Все в нашем организме взаимосвязано. Любая мысль —' это электрическая и химическая реакция. Она не исчезает бесследно, а образует связь, вначале очень слабую, со временем— более прочную. За годы неправильного отношения к жизни и к себе в организм прочно внедряются порочные, болезненные связи и процессы. Поэтому ученик должен стремиться уничтожить отрицательные черты характера, поведения, отрицательные мысли и эмоции, которые ведут не только к дисгармонии с окружающим миром и самим собой, но и к заболеваниям психики и тела. Именно поэтому в йоге на первом месте стоит дисциплина нравственности — ступени яма и нияма. Конечной целью этих ступеней является формирование спокойного, чистого сознания и контролируемого тела, из которых формируются психологические и физиологические предпосылки дости?кений в йоге. Современная цивилизация, породившая сложные взаимоотношения между людьми и всевозможные условности, научила нас в той или иной мере контролировать внешние проявления своих мыслей, чувств при неумении избегать внутренних потрясений, ведущих к нарушению гармонии взаимодействия тела и психики, к разрушению душевного равновесия. Возникает вопрос: как мы можем изменить свое психоэмоциональное состояние и избежать ненужных реакций организма? Ведь мало провозгласить необходимость чего- то, надо знать, как это можно осуществить. Рассмотрим эту проблему более подробно. Итак, общая цель ясна, нужно конкретизировать наши действия и их последовательность. • Первый шаг в этом направлении состоит в том, чтобы ясно и четко увидеть в себе те чувства, настроения, качества характера, от которых мы хотим избавиться и от которых страдаем. Сформулируйте их и произнесите вслух. Только после того, как вы научитесь четко видеть свои отрицатель ные качества, признаете их пагубность, вы сможете избавиться от них путем «вживления» в свое сознание и подсознание необходимых положительных эмоций и мыслей. На первых порах может не быть видимого эффекта, но сознание, строй мыслей уже будет не таким, как прежде. Многие нежелательные черты психики вы будете видеть, держать под контролем. Это само по себе уже очень важно. Упражнение 3 Сядьте поудобнеу, так, чтобы можно было ослабить напряжение тела. Пусть ничто вас не отвлекает. Сконцентрируйте все свое внимание на своем «Я». Думайте о себе, о своем истинном «Я». Сосредотачиваясь на физической стороне своего «Я», думайте о себе как о создании, независимом от тела, чувствуйте его как нечто отдельное от себя. Думайте о теле как о состоящем из атомов и клеток, которые непрерывно меняются и держатся вместе только силой вашего внутреннего, истинного «Я». Вы просто живете в теле, пользуетесь им для своего удобства как структурной оболочкой и орудием для достижения своих целей. Размышляйте над своими ощущениями, эмоциями, зависящими от этого физического начала. Рассмотрите некоторые из своих эмоций: раздра?кение, гнев, ненависть, страх, гордость и сотню других эмоций, находящихся в вашей душе и непрерывно меняющихся. Рассматривая свои эмоции, вы увидите, что способны отойти от каждой из этих эмоций в сторону и изучать ее со стороны, разделить ее на составные части, анализировать, думать о ней, как о вещи, отдельной от себя. И тогда вы получите возможность понимать возникновение, развитие и конец каждого из этих чувств. Вызывая их в памяти, вы будете наблюдать их так, словно эти чувства, эмоции не ваши, а принадлежат постороннему человеку. Бы увидите, что все испытанные раньше чувства сохраняются в различных уголках вашей памяти и вы можете заставить их пройти перед собой и показать себя во всей полноте. И тогда вы ясно увидите это что-то, что вы носите с собой, и легко сможете представить себе, что вы прекрасно обходитесь, живете без этих эмоций и, тем не менее, остаетесь собой. Бы поймете, что ваше «Я» выше тела и выше всех этих эмоций и вы можете быть независимы от них, как хозяин, пользующийся своими вещами, которым совсем недавно служил, как раб. Продолжая и развивая эту тему, переходим к следующему упражнению. Упражнение 4 Примите удобную позу, закройте глаза. Постарайтесь так же, как вы это делали в предыдущих упражнениях, достичь максимального мышечного расслабления и психического покоя. Сосредоточьте все внимание на себе, стараясь увидеть себя, свое лицо, его выражение, черты, индивидуальные особенности. Представьте себе, что вы держите ваши пороки, недостатки и все отрицательные качества в правой руке. А ваши достоинства— в левой. Не спеша рассмотрите их, каждое отдельно. Теперь положите ваши невидимые грехи перед собой, на пол и так же поступите со своими достоинствами. Посмотрите на свое лицо. Баше лицо покрыто особой, характерной только для вас маской. Баша личная маска включает, отражает ваш возраст, пол, национальность, эмоции, настроение, мысли, профессию и т.д.
Некоторые черты этой маски безобразны и сделаны из глины, железа, они черные. Это ваши недостатки, пороки. Другие черты— мраморные, золотые... Они прекрасны. Но какова бы ни была ваша собственная маска, положите ее на время перед собой на землю. Услышьте шум упавшей на землю маски. Вы сняли маску, а вместе с ней исчезли все характерные черты вашей личности. Вы чувствуете, испытываете чувство глубокой пустоты и дезориентации. Вы теперь умственно и духовно просто ЦЕНТР СОЗНАНИЯ, освобожденный ото всего, не владеющий ничем. Вы — лишь небольшое пламя в безбрежном океане огня. Вы сейчас далеко от границ земли и огонь вашей души, ваше «Я» соединяются с огнем далеких звезд, с «Я» Великого Космоса и образует одно целое. В0емя остановилось, все остановилось. Здесь все существует в один и тот же момент, где нет ни настоящего, ни прошлого, ни будущего. Вы подошли к плану Недлящегося. Ощутите Великую Пустоту и Эхо Великой Тишины. Не существует больше ни «до», ни «после», ни «вверху», ни «внизу», ни «здесь»., ни «там». Это чувство полного единства с безвременным и безграничным миром. Задержитесь на несколько мгновений в этом состоянии. (Если вам это удалось, вы испытаете чувство исчезновения действительности и легкое, приятное парение.) Проговариваем мантру: «Есть только одна жизнь, и она пронизывает собой всю Вселенную, проявляясь в разных формах, но, в конце концов, являясь единой. Мое тело составляет единство с мировой материей, моя энергия и жизненная сила составляют единство с мировым сознанием, моя жизнь составляет единство с мировой жизнью. Вселенная, абсолют выразился и проявился в моем истинном «Я». Я чувствую мое единство, мою связь с Абсолютом. Я сознаю, что мое «Я» есть выражение и проявление Вселенского «Я», Абсолюта.
Я исполнен божественной силой и любовью. Я разделяю с Вселенским «Я» его власть, силу и мудрость. Я проявляю свою волю над телом, энергией и мыслями ». Спуститесь теперь на землю, возвратитесь снова в свою скорлупу, оболочку, вновь возьмите свою маску и оденьте ее. Посмотрите вокруг себя, вглядитесь в свою маску- лицо, и вы увидите, что некоторые из ваших отрицательных черт, привычек исчезли и появились новые достоинства. Возьмите те и другие, ясно осознавая, что каждой из этих черт, привычек вы можете пользоваться по своему желанию так же, как используете одежду. Откройте глаза. Примечание: Упражнение желательно выполнять в группе под руководством инструктора, который и проговаривает текст в определенном темпе, акцентируя и удерживая внимание слушателей на нужных моментах. В крайнем случае упражнение можно выполнять под магнитофон. Это необходимо для того, чтобы освободить сознание ученика от контроля за текстом и последовательностью упражнения и тем самым помочь достичь состояния максимальной углубленности в себя. Сознавая как хорошие, так и слабые стороны своего «Я», своего характера, большинство людей склонны смотреть на них, как на нечто вполне определившееся и неизменяемое. Обычно человек считает, что он «такой, каким его создал Бог». Он не сознает, что творит себя сам из того материала, который дан ему при рождении. В сущности, все мы обладаем этим искусством созидания, хотя и не всегда сознаем это. Характер человека — это результат мыслей, эмоций, царящих в его уме, тех идеалов, которые он рисует и удерживает в своем воображении. Человек сам творит в себе и хорошее и плохое. Кто посто-
янно думает о себе, как о неудачнике, обиженном судьбой, тот мысленно выращивает образы именно этого плана, и каждое его действие будет определяться именно этими мыслями и идеалами. И наоборот, тот, кто носит в своем сознании, душе идеалы успеха и совершенствования, чувствует, что вся его природа как бы стремится к успеху. «Человек не столько есть, сколько становится». То есть исходный материал, получаемый нами при рождении, постоянно изменяется, и если у среднего человека он со временем меняется под влиянием внешних обстоятельств, то человек, обладающий знанием, целью, сам изменяет и формирует свой характер. Сила воли человека пропорциональна силе желания достичь этой цели. Поэтому постоянно удерживайте свои мысли на предмете желания, на своей цели, постоянно создавайте точный образ того, чего вы желаете достичь. Способ рискованный, потому что можно взрастить в себе как хорошие, так и плохие желания, цели. Поэтому не позволяйте своему уму останавливаться на предосудительных желаниях, отводите от них ваше внимание, мысли, а главное— ваше воображение. Вначале это может потребовать некоторой силы воли с вашей стороны, но чем дальше, тем будет легче. И однажды почувствовав вкус победы, вы ощутите новый прилив сил. В деятельности такого рода каждая победа прибавляет сил. Одна из главных целей первых двух ступеней йоги заключается в умении избавляться от ненужных мыслей и эмоций. Пока человек не может делать этого, говорить о какой-либо власти над природой психики не приходится. Можно даже сказать, что движение к самосовершенствованию и самореализации начинается только тогда, когда ты овладел этим искусством. Часто люди считают, что обладают полной или достаточной властью над своими мыслями, и это мешает им /у
серьезно заниматься практикой психотехнических упражнений. Однако усталые и измученные лица, которые мы постоянно видим, выразительно говорят нам, как редко достигается это качество. Обычно человек становится добычей каждой своей мысли. Он может сожалеть, что целую ночь ему не дают спать мысли о деле, результат которого выяснится на следующий день или через неделю, но ему кажется невероятным, что только от него самого зависит: спать или не спать. Ваша задача— осознать, что вы в состоянии, когда это нужно, владеть своими мыслями и эмоциями, что вы — господин, а не раб своих мыслей. Провозгласите вашу независимость от собственных мыслей-тиранов (желаний, забот) и практикуйте. Вот что предлагает Патанджали для достижения этой цели. «При возникновении нежелательных помыслов, необходимо развивать их противоположности» (Гл. 2, п. 33). Если, например, ученик хочет преодолеть чувство страха, он должен сосредотачивать свое внимание не на этом чувстве с целью его искоренения, а, напротив, — на идеале смелости. Мы устроены таким образом, что можем единовременно находиться только в каком-то одном психоэмоциональном состоянии, например радости или, наоборот, печали, быть спокойными или раздраженными. Поэтому, сосредоточившись на положительной эмоции, мысли, образе, мы тем самым одновременно избавляемся от отрицательных. Как вы поняли, предлагаемые упражнения направлены не на изнуряющую борьбу, подавление нежелательных мыслей, а на преобразование их силы, энергии в светлое качество душевного покоя. Вначале пробуйте свои силы на маленьких, незначительных делах, и вы увидите, что в состоянии преодолеть затруднения, которые раньше вас беспокоили. И если вы привыкнете действовать таким образом в своих
мыслях, воображении, то легко решите свою задачу и в самые трудные минуты. Для некоторой категории учеников будет полезно употреблять и создавать словесные образы при выработке тех или иных желательных черт. Потому что иногда уму трудно возводить свои построения вокруг какой-нибудь идеи, если она не выражена словами. Слова, употребляемые в таких случаях, обладают могучей силой, если, конечно, ученик в это время думает о значении этих слов, вживается в это качество, а не просто повторяет их. В данном случае слово есть концентрация мысли, подобно тому как мысль есть центр эмоционально окрашенного образа, а образ— центр растущей привычки. Воспитание характера— это создание привычек и изменение привычек. Этот факт необходимо запечатлеть в своем сознании. Привычка — почти исключительно продукт подсознательного. Конечно, привычки берут свое начало в сознании, в многократно повторяющихся мыслях и действиях, но, раз установившись, они опускаются в глубины подсознательного и затем становятся «второй натурой», которая часто бывает сильнее основной природы. Таким образом, если вы хотите привить себе определенную привычку, вы должны создать образ того, кем или чем вы желаете быть. Проявляйте ее в своем вооб- ра?кении постоянно, по возможности чаще. Продолжая действовать в этом направлении, вы вскоре заметите, что начинаете выражать свою мысль, образ в действии, потому что мысль всегда стремится превратиться в действие. Вы будете действовать все более и более согласованно с вашим мысленным образом, пока, наконец, новая привычка не укрепится и не станет естественной, то есть не будет требовать умственных и волевых усилий. «Посеешь мысль— пожнешь действие, посеешь действие — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер— пожнешь судьбу». x*i<: х&ч .--х^чч^Ач-: хох&ч ^хо^Ач-х^А.-х^х- .<^ч^<ч<^$х*х:^.<^ч>г^А.<<:^>.-А^>х^. x$AvN$A.-:Y*W&< Каким образо.м Патанджали рекомендует взращивать свои чувства и мысли? «Очищение сознания (достигается) культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку» (Гл. 1, п. 33). Комментарий Вьясы: «Пусть ученик культивирует дружелюбие по отношению ко всем живым существам, наслаждающимся счастьем, сострадание к тем, кто испытывает страдание, радость по отношению к добродетельным, беспристрастность к обладающим порочными склонностями. У того, кто взращивает (свои чувства) подобным образом, возникает "светлое" качество, а отсюда и происходит очищение сознания». «Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания» (Гл. 1, п. 34). После спокойного, глубокого выдоха задержите дыхание в течение 10—15 секунд, и вы достигнете психоэмоционального спокойствия. «Либо же ментальная устойчивость вызывается развитием высших чувственных восприятий объектов» (Гл. 1, п. 35). При длительной концентрации внимания на кончике носа возникает ощущение необычного запаха, на кончике языка— необычного вкуса, на нёбе— восприятие цвета, формы и т.д. Эти явления вызывают устойчивость сознания, устраняют сомнения в эффективности практики и в дальнейшем становятся средством достижения сосредоточения. "Либо же сознание (достигает) устойчивости, делая опорой то, что лишено страстей» (Гл. 1, п. 37). "Либо же благодаря созерцанию того, что приятно» (Гл. 1, п. 39). Вы можете концентрировать свое внимание на самом счастливом моменте в своей ?кизни или на любом благом объекте, если это ведет к душевному равновесию и стабильности сознания. У того, кто полностью контролирует беспорядочное функционирование психики, возникает способность к сосредоточению. И еще несколько советов. Большинство людей не может ни минуты оставаться спокойными и совершает много бесполезных движений: один кусает губы, другой качает ногой, вертит карандаш и т.д. Необходимо избавляться от таких недостатков. Для этого следует хотя бы в течение часа делать конкретные дела, не отвлекаясь ни на что другое. Ни одно действие не должно совершаться без предварительного намерения. Мысль и действие должны быть приведены к единству и согласованности. Благодаря этому правилу достигается состояние сосредоточенности, максимальной углубленности в себя. Кроме того, сознательное и намеренное ограничение действия создает спокойный и подчиненный ум. Очень полезно на начальном этапе практики проводить еженедельные разгрузочные дни (36 часов — ночь + день + ночь) в сочетании с молчанием. Причём молчание обязательно должно быть доброжелательным по отношению к окружающим. Выполнение этого предписания культивирует терпение, стойкость и развивает способность к преодолению препятствий. Подводя итог сказанному, есть смысл привести одно из главных правил первых ступеней: «Сознание следует успокаивать, энергию и кровь приводить в движение». До сих пор мы развивали тему очищения сознания. Это главное. и необходимое условие практики первых двух ступеней, которое создает предпосылки к успешному освоению высших ступеней йоги. Но как мы уже говорили, чистота, очищение, бывает двух видов: внешняя и внутренняя. •«♦кЛЙЬ ■'<?*.;:fe-.<.*rx-:®:;.ife-.,(&. »&ЪЛ&м8и<л??х ^кйЙМЙ1мАк ^«ЛИч-Й^Л Внешняя чистота — это очищение тела, то есть поддержание чистоты тела как снаружи, так и изнутри. Этой проблеме в йоге уделяют большое внимание, так как очищение тела является надежным средством восстановления и улучшения физического и психического здоровья: «В здоровом теле— здоровый дух». Здоровое и красивое тело само по себе является очень важной целью занятий, но, кроме того, тело является инструментом для преобразования психики и храмом для души, поэтому оно должно быть чистым, красивым, полностью управляемым и исправным (то есть здоровым).
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |