Рождение человека— подарок Вселенной, Бога. Жизнь человека— благодарность Богу.
•: ?.:Z\ ■:'&>-.<5?S,S'iv. >«ёыММ&М&.< ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС Три внутренних компонента, средства йоги имеют одну и ту же сферу применения — внешние функции сознания, и обозначаются одним общим термино.м — санъяма. Поэтому изло?кение упражнений будет идти как бы одним непрерывным курсом, без четких границ между ступенями. Цепь этих упражнений общая — самадхи, но курс включает определенные группы упражнений, объединенных одной задачей, решение которой позволяет успешно решить следующие, более сложные задачи. Конечно, можно было бы изложить материал и по ступеням, но так как суть, содержание многих упражнений пересекается, переплетается и дополняет друг друга, то разумнее и практичнее воспринимать и осваивать курс психотехники как одно целое. Начнем с усвоения некоторых правил и рекомендаций: 1. Наиболее удобное место для проведения занятий (особенно на начальном этапе) — замкнутое пространство комнаты, где вашим занятиям никто не помешает, также весьма желательна хорошая звукоизоляция. 2. Оптимальными позами являются медитативные. 3. Наилучшее время для занятий — раннее утро (до завтрака) или через 2—3 часа после ужина. Но если у вас нет выбора, занимайтесь, когда это возможно. Упражнения обязательно выполнять ежедневно, раньше всех других, более второстепенных дел. Известная строгость правил при этом необходима. -4. Временные рамки занятий могут значительно изменяться, но общая длительность сеанса (если только это не разучивание нового упражнения) не должна быть меньше 30 минут и в первые 6—8 месяцев больше 50 минут. В дальнейшем, если есть необходимость, можно увеличить время занятия, но за счет их повтора, то есть первое занятие длится 50 минут, второе— 50 минут. В конечном счете длительность выполнения каждого упражнения определяется индивидуальными особенностями ученика и наличием свободного времени. Поэтому, если нет противопоказаний, продолжительность выполнения упражнения может составлять от 30—50 минут до 5—8 часов в день. 5. Сон должен быть полноценным и достаточным, в зависимости от индивидуальных потребностей. 6. Не выполнять упражнения сразу после тяжелой физической работы и после сильных эмоциональных и умственных перегрузок. 7. Не выполняйте упражнений вблизи работающих источников электромагнитных полей. 8. Придерживайтесь принципа от «простого к сложному», постепенно увеличивайте нагрузки. Если вы в процессе занятий устали, заканчивайте и выполните упражнения по снятию чрезмерного напряжения психики. Так вы будете застрахованы от нежелательных побочных эффектов. 9. Если ваша цель— самадхи, желательно соблюдать принцип брахмачарья. 10. Важное значение имеет правильное видение и установка цели. От этого будет зависеть общая направленность и результаты занятий. Многим могут показаться примитивными и малозначительными упражнения начального этапа, но не пытайтесь достичь серьезной цели сразу начиная с середины или даже с последних упражнений курса. Наверняка, у вас ничего не получится. Наоборот, самые простые упражнения при их систематическом и добросовестном выполнении дадут вам возможность раскрыть и развить в себе очень много полезных качеств и способностей. К
«Для того, чтобы творить свое "Я" необходимо счастливое спокойствие». Освоив упражнения пятой ступени, мы достигаем определенной независимости сознания от сенсорных помех окружающего мира, но для успешного выполнения и освоения последующих ступеней, нам необходимо освободить сознание и от помех внутреннего мира, то есть мы должны научиться управлять непрерывным и однонаправленным потоком своих мыслей. Часто люди считают, что обладают полной или достаточной властью над своими мыслями, и эта идея мешает им серьезно заниматься практикой этих упражнений. Но попробуйте длительное время думать о каком-нибудь одном предмете или явлении, и вы скоро заметите, как мысли уходят, перескакивают, переключаются на другие объекты. Приходиться прилагать определенные волевые и умственные усилия, чтобы вернуться к первоначальному объекту и удержать свое внимание. Проблема не столько в том, что кто-то или что-то отвлекает внимание человека, — сильный и постоянный источник помех находится внутри нас самих. Это бесконтрольная игра ума и воображения, затягивающая нас помимо нашей воли. Отдаваясь течению беспорядочно возникающих мыслей, образов, воспоминаний, человек отвлекается от поставленной задачи и как бы спит наяву. И чем глубже погружаемся мы в этот процесс, тем более рассеянными становимся, тем больше ошибок совершаем в том деле, которым заняты в данное время. Для того чтобы успешно выполнять упражнения основного курса, необходимо взять под контроль случайные, беспорядочные колебания ума. Регулярно выполняемые упражнения этого ряда формируют в сознании ученика своеобразного наблюдателя, способного следить за течением мысли как бы со Стороны. Постепенно этот контроль становится естественным и превращается в собранность, аккурат ность и умение управлять мыслями не только во время’ упражнений, но и в повседневной жизни. Развитие внутреннего контроля хорошо прослеживается и на уровне действий, и поведения (эту проблему мы уже частично затронули при рассмотрении психоэмоционального контроля). А сейчас продолжим описание упражнений. Упражнение 19 Сядьте и наметьте себе какой-нибудь предмет, например, яркую, красивую картину. Всматривайтесь в нее, размышляя о том, как она исполнена, какими красками, при каких обстоятельствах, что могло побудить художника написать ее, какую цель он преследовал... Размышляйте таким образом в течение 10—15 минут, не отрывая взгляд и внимание от картины. Думайте об избранном объекте. Все представления, мысли должны быть в тесной связи между собой, и, кроме того, они должны иметь прямое отношение к данному объекту. Вернитесь к этому упражнению в течение дня и в последующие дни, стараясь выявить все новые детали и особенности в изучаемом объекте, постигнуть его внутренний, тайный смысл. Кажется, что размышлять таким образом не составит труда, но первая же попытка показывает обратное. Сев перед картиной и размышляя о ней, вы через 2—3 минуты ловите себя на том, что думаете о другом. Поэтому вначале лучшим средством удержать внимание и мысль служит взгляд. Главное отличие упражнений от похожих предыдущих в непрерывности, однонаправленности и взаимосвязанности процесса мышления и зрения, причем определяющую роль здесь имеет мысль. Сначала лучше пользоваться яркими и сложными предметами, которые способны вызвать в сознании много разных мыслей и представлений. Затем переходите к объектам более простым, чтобы заставить мышление работать самостоятельнее, напряженнее. Упражняйтесь ежедневно, и внимание дисциплинируется, а мысль приобретет силу, яркость, однонаправленность. Упражнение 20 Во время выполнения упражнения по сосредоточению взгляда на одном из объектов, вы, вероятно, заметили, что взгляд ваших глаз все время соскальзывает в сторону, и каждое перемещение глаз вызывает перемену в течении мыслей. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что мысль можно удержать на чем-то одном, то есть достичь однонаправленности, только тогда, когда взгляд перестает метаться в стороны. Здесь естественная взаимная и обратная связь, причем главенствующее место, как правило, занимает взгляд. Воспользуйтесь этим явлением, так как на этом может быть построено упражнение, которое окажет вам существенную помощь. Суть упражнения— провести взглядом по контуру объекта при одновременном мысленном следовании за движением глаз. Начиная с внешней границы объекта, взгляд, при одновременной концентрации мысли, стремится по окружности к центру изображения. С течением времени движения упрощаются, замедляются, и вместе с тем и Мысль перестает метаться в стороны. Мысль приобретает способность однонаправленности и погружения в мысленный образ объекта. Упражнение осваивается с открытыми глазами, после чего попробуйте выполнить его с закрытыми глазами, «наматывая» взглядом закрытых глаз невидимый клубок. С каждым новым кругом глаз контур объекта уменьшается, постепенно устремляясь к центру. Упражнение 21 Наметьте себе какой-нибудь постоянный звук (запах, вкусовое или тактильное ощущение), например тиканье часов. Глаза закрыты. Спросите себя: какова причина этого звука? Пройдите путь вдоль ряда мысленных представлений, следя за звуком часов. Совсем не существенно, если ваше представление в этом упражнении будет не вполне соответствовать действительности, но очень важно, чтобы ваши мысли шли по длинному ряду последовательных представлений, ни разу не выпустив из виду источник размышлений. Упражнение 22 Сосредоточьте внимание на мысленном образе, представлении какого-либо предмета и порассуждайте о его особенностях, способах изготовления, употребления и'т.д. Последний тип упражнений самый сложный, так как нет зрительного или другого раздражителя, удерживающего мысль в нужном направлении. И если у вас возникли трудности с выполнением этих упражнений, попробуйте предварительно потренироваться в следующих. Упражнение 23 Сосредоточьтесь на мысленном представлении какого- либо объекта. Спустя некоторое время вы заметите, что думаете о другом. Как не допустить этого? Обыкновенно делают так: устремляют внимание на объект и затем возвращают обратно всякий раз, как только оно переходит на что-то постороннее. Сделайте вместо этого следующее: дайте мыслям стихий- ■я&мй»xMiAAAAAl&iAi ^4»м4»МЛ^ЛкЛ,.й?я„<Й5>^ и*:...-;':-<;?<:Л ную свободу, но держитесь крепко за нить бессвязных мыслей. Врывающуюся мысль нужно не отгонять, а проследить до конца и без перерыва. При этом не увлекаясь и не реагируя на нее. Соединяйтесь с данной мыслью и дайте ей нести себя, как на волнах, но при этом вы должны как бы всей тяжестью своего сознания опереться на нее. Вы действительно почувствуете при этом «тяжесть» своего сознания и, чувствуя это, вы легче будете удерживаться на «диком коне» своих мыслей. (Это похоже на то, как искусный наездник покоряет дикую лошадь. Вначале он дает ей полную свободу, стараясь только удержаться на ней, и, если это ему удается, — лошадь покоряется). После успешного выполнения упражнения, немного усложняем его. Упражнение 24 , Изберите объект внимания и затем дайте мыслям останавливаться на чем угодно, но не теряйте из виду избранный объект. Цель этого упражнения — изучение ассоциаций, вызываемых объектом, и звенья их соединений. Ход вашей мысли будет отличаться от обычного блуждания тем, что вместо перехода к другим мыслям, не связанным непосредственно с данным объектом, мысль убегает далеко, но не по прямой, а по кругу, и снова возвращается назад, не теряя при этом на всем своем пути из поля зрения исходного объекта. Следует стараться не сдерживать ход своей мысли, дайте ей убежать по кругу ассоциаций как можно дальше. Таким образом образуется склонность ума— возвращаться к центральной мысли, и внимание может быть долго удержано на одном объекте. В то же время упражнение позволяет при обдумывании вопроса быстро схватывать все имеющее значение и связанное с этим вопросом. Объект менять через несколько дней. Упражнение 25 Сядьте и расслабьтесь. Изберите объект, на котором вы хотите сосредоточиться. Предположим, что вам нужно сейчас думать о часах. Через некоторое время вы вспоминаете, что давно пора отнести и заменить батарейки в часах жены, но времени сейчас в обрез, а мастерская находится далеко, да и приемщица там такая неприятная, и вы только испортите себе настроение, лучше сходить в магазин, куда должна поступить интересная книга, и т.д. Но тут вы вспоминаете, что должны думать только о часах. Собрались с мыслями, начали думать о часах и... все повторяется. Суть’ предлагаемого приема, помогающего избежать вышеописанного блуждания мысли и дисциплинировать ход мысли, проста. Необходимо, как только вы заметите уклонение мысли от исходного объекта, начать «перекручивать» ход своих мыслей в обратной последовательности, ничего не пропуская, пока вы не вернетесь к первоначальному объекту. При этом возникает приятное ощущение остановки времени. Создается впечатление, что отвлечения мысли в сторону совсем и не было. Метод, несмотря на свою простоту, требует терпения. Поэтому настройтесь на серьезную работу в течение месяца, и время, потраченное на освоение этого упражнения, окупится сторицей. К тому же упражнение оказывает существенную помощь в развитии и укреплении памяти. Упражнение выполнять ежедневно, объект внимания периодически менять. И еще несколько дополнительных упражнений. Упражнение 26 Подумайте о каком-либо предмете или понятии и сразу найдите ему противоположное. •Й&М&Ч Х¥Й%< &>-.^<Сл<1^. .^sv4fc.\<$fc-.<-&X .<&•.«&:•. 4&>Л& t Л&. -Sfex-J^X Например: «круглый — квадратный», «мягкий — твердый» и т.д. Упражнение 27 Предварительно выберите несколько пар объектов (однотипных или противоположных по своим свойствам) Размышляя об особенностях какого-либо предмета, сразу переключитесь, сконцентрируйте внимание на свойствах другого, а затем так же быстро возвращайтесь к первому объекту в том же месте, в котором отвлеклись от него. Сначала можете помогать себе взглядом, затем упражнение выполняется мысленно. Два последних упражнения необходимо выполнять с максимальной быстротой и четкостью. Но вот вы почувствовали, что скорость и четкость упражнения замедляется, внимание рассеивается — вы устали. Не бойтесь утомления, потому что есть только одно универсальное средство повысить свои ресурсы, и это, как ни парадоксально, — подвергнуть себя утомлению. Конечно, переутомившись, необходимо отдохнуть и суметь восстановить свои силы с небольшим запасом относительно первоначального уровня. Отдых— это искусство. Отдых— занятие не менее ответственное, чем сама работа, и людей, умеющих правильно отдыхать, не так много. Можно утверждать, что человек, умеющий отдыхать, умеет и хорошо работать. Поэтому необходимо учиться не только работать, но и правильно и быстро отдыхать. Комплекс упражнений, которые помогают создать полную психическую рассредоточенность, достаточно велик и включает в себя не только работу с психикой, но и физические упражнения, а также выполнение пранаям с успокаивающей направленностью. Некоторые из них рекомендуются ниже. Упражнение 28 Глаза широко открыты. Взгляд направлен в «никуда» в течение 3—5 минут. Ни о чем конкретном не думайте, мысли идут, как хотят, и удерживаются в каком-то отвлеченном, «пустом» состоянии. Упражнение 29 Глаза закрыты. Представьте перед собой чистый лист бумаги или другую чистую, белую поверхность. Прикажите себе: «Я свободен, все исчезло, я все забыл, ничего не знаю». Прочувствуйте, вживитесь в это состояние освобождения в течение 2—3 минут. Затем откройте глаза. Если самовнушение сработало— вы увидите знакомую обстановку как бы впервые, отчужденно. Снова закройте глаза и освободите сознание. Повторите все раз пять. С каждым повторением эффект усиливается. Вы приблизитесь к тому первозданному видению, первоощущению вещей, которым каждый обладает в детстве: чистые поверхности, формы, краски, вещи, предназначенье которых неясно... Такое восприятие длится секунды, но за это время психика успевает отключиться от напряжения и отдохнуть. Упражнение 30 Закройте глаза. Сосредоточьте внимание на своем теле. Затем расширяйте сферу своего внимания, захватывая пространство непосредственно окружающее вас. Мягко, не спеша, непрерывно сфера внимания захватывает, поглощает все большее пространство— комната, дом, квартал, город и так далее, до бесконечности. Причем внимание движется не в одну сторону, а, подобно расширяющемуся шару, во все стороны сразу и не останавливаясь. Проделав это в течение нескольких минут, освободите внимание, побудьте немного в «невесомости”. Все эти упражнения используются прежде всего для достижения состояния покоя и отдыха психики. Но если в процессе упражнения вы используете зрение, то очень важно научиться снимать напряжение глаз. Роль и физическое состояние глаз в психических процессах огромны. Потому что зрение не столько физический процесс, сколько психический, взаимосвязь здесь прямая и бесспорная. Глаза могут создавать, задавать желаемые состояния и настроения, если мы можем управлять ими. А поэтому прежде всего важно научиться расслаблять глаза и тем самым успокаивать нервную систему. Упражнения в расслаблении Упражнение 31 Простейший способ отдыха глаз— закрыть их на более или менее длительный срок. Исключения воздействия света само по себе часто оказывается достаточным, чтобы добиться значительной степени расслабления. Можно просто посидеть с закрытыми и расслабленными глазами, но лучше находиться в абсолютно темной комнате с открытыми глазами. И все же даже полностью исключив попадание света в глаза, зрительные центры могут оставаться возбужденными, а глаза — напрягаться. Чтобы этого избежать, необходимо мысленно представить что-либо приятное, успокаивающее. К этому многие обычно прибегают инстинктивно.
Упражнение 52 Есть и иной хороший и простой прием расслабления, который также иногда используется бессознательно: слегка поглаживать себя пальцами по векам, по бровям, по лбу, вокруг глаз. В этих местах находятся нервные окончания, вызывающие успокоение. Упражнение 55 Быстро сжимайте и открывайте веки, не напрягая их. Моргайте так от 30 до 60 раз. Затем закройте и расслабьте глаза. Упражнение дает глазам хороший отдых, усиливает в них кровообращение. Очень хорошо делать это упражнение, моргая в воду. Наберите чистой воды в тарелку, опустите туда лицо и моргайте в воде. Моргание в этом случае медленное, спокойное. После моргания не вытирайте глаза, пусть они остаются влажными. Все эти приемы являются прекрасным успокаивающим средством. Кроме того, вы можете использовать в этих же целях упражнения 6, 7, 8 из главы 3 «Асаны»', а также упражнения из главы 2 «Яма. Нияма» и Савасана. После успешного освоения предыдущих упражнений вы наверняка почувствуете увеличившиеся возможности вашей психики. Ваши эмоции, чувства, ощущения и мысли находятся под контролем сознания, они уже не дают толчков для бесконечной и беспорядочной мысленной жвачки. Поток ваших мыслей не блуждает столь же своевольно, как и раньше, и вы в состоянии удерживать однонаправленный поток мыслей достаточно длительное время.
Следующий шаг— научиться вызывать и четко видеть внутренним взглядом образы в их полноте и материальности, научиться свободно оперировать образами. Многие люди сомневаются в значимости богатого воображения, необходимости освоения образного восприятия и управления мысленными, воображаемыми ощущениями. Даже после освоения простейших методов саморегуляции, психических и физиологических процессов, ценность воображения не всегда принимается всерьез. Но при переходе к регуляции непроизвольными функциями тела и управлению психикой роль воображения становится все более очевидной. Слова — это язык сознания, поэтому за счет словесного приказа или усилия воли трудно, а иногда и просто невозможно общение со своим подсознанием (а именно на этом уровне находятся огромные неиспользованные резервы организма). Необходим иной, особый язык — язык образов и эмоций, так как подсознание не приемлет сухого языка слов, не пробуждающих воображение и чувства. Проделайте маленький эксперимент. Пройдите у себя в комнате по участку пола шириной 15—20 сантиметров и длиной в несколько метров, что не вызовет у вас особых затруднений. Но вот представьте ту же самую доску на высоте нескольких десятков метров, лежащей между крышами двух знаний. Зримо представьте себя, стоящим на краю крыши, почувствуйте, что сейчас произойдет, если вы упадете с этой доски. И чем ярче, отчетливее вы это представите, тем быстрее забьется сердце, изменится дыхание, сосудистые реакции, то есть вегетативные, подсознательные реакции организма, обычно не поддающиеся словесным приказам. Этот простейший пример наглядно демонстрирует роль воображения в управлении подсознательными процессами организма. Развитие образного восприятия— не самоцель, а лишь способ продвижения вперед, так как на данном этапе результат этих упражнений будет напрямую зависеть от 10 Йом'
того, насколько у вас развито воображение, насколько вы можете им управлять, а, следовательно, и управлять подсознательными процессами. С этого момента вы должны начать систематическую работу по развитию и освоению образного представления, мышления и восприятия мира. Это совершенно необходимое условие для дальнейшего продвижения. Б качестве удобного, переходного, предлагаю широко практикуемое в медитативной практике упражнение. Упражнение 54 Оно, во-первых, очень удобно для самоконтроля — отвлекся, и глаза ушли в сторону, задремал — глаза закрылись. Во-вторых, пламя свечи гораздо легче воспроизвести в своем воображении, так как оно имеет небольшой, четкий и ярко окрашенный контур. Предварительная подготовка: Б помещении должен быть полумрак, так как яркое освещение делает пламя свечи плохо видимым, а полная темнота — слишком ярким. Свечу установить так, чтобы ее пламя находилось на уровне глаз, на расстоянии 1—1,5 метра. Сесть в удобное положение, расслабиться и созерцать пламя свечи,, сохраняя ненапряженную фиксацию взгляда. Через какое-то время возможно изменение восприятия пламени, оно начинает «расплываться». Появляется сонливость, желание закрыть глаза. Сознание начинает балансировать на грани реальности и сна. Нужно «мягко» переждать этот момент, после этого упражнение выполняется без особых усилий. Более того, пламя свечи становится отчетливым, ярким, живым. Наступает особая ясность сознания. (Не форсируйте события, потому что чрезмерное желание быстрее достичь этого состояния психики может стать препятствием для его достижения.) После'достижения этого этапа закрывайте глаза и старайтесь образно воспроизвести, увидеть пламя той же свечи. Периодически можно открывать глаза, помогая поддерживать видение пламени свечи сенсорным воздействием. Упражнение выполнять в течение 30—50 минут. Эффективность упражнения нарастает по мере регулярного повторения. Цель упражнения — добиться четкого видения воображаемой свечи. Упражнение 55 Сядьте, расслабьтесь, закройте глаза. Постарайтесь отключиться от воздействий внешнего мира и забыть о своем теле. В большинстве случаев в состоянии рассредоточенности возникают зрительные образы. Они могут быть черно-белыми или окрашенными, статичными и динамическими. Вы должны научиться фиксировать, останавливать спонтанно возникающие образные представления, можете начать с какого-нибудь одного цвета, доминирующего в поле вашего зрения. Затем переходим к следующему. Упражнение 56 Целенаправленное вызывание определенных цветовых представлений (видение заданного цвета). Сосредоточьте на нем свое внимание. Старайтесь как можно ярче увидеть и удержать внутренним взглядом выбранный цвет. Начинать лучше с белого цвета, а затем пройдитесь по всему цветовому спектру.
Упражнение 57 Созерцайте небольшой яркий предмет в течение 3— 5 минут. Затем, закрыв глаза, постарайтесь вызвать мысленно зрительный образ предмета целиком и во всех мельчайших подробностях. Открыв глаза, сравните «мысленное фото» с реальным изображением. Повторяйте так много раз. Ваша задача— добиться отчетливого внутреннего видения объекта. Образ будет вначале походить на размытый силуэт в сумерках, но настойчивость сделает свое дело. Предмет должен быть ярким, «живым» как наяву. Научившись «впитывать» и мысленно воспроизводить простые, яркие предметы, переходите к более сложным, объемным предметам. Людям, у которых преобладает логическое мышление и восприятие мира, освоение образного представления может представиться трудным. Для ускорения этого процесса попробуйте использовать следующие приемы и упражнения. Во-первых, большую помощь в активизации образного восприятия может оказать использование упражнений из Пранаямы. Практика таких дыхательных упражнений, как Бхастрика и Кевали в течение 10—30 минут очень эффективно и быстро активизирует образное восприятие. Такое же воздействие может оказать и голодание в течение нескольких дней. Во-вторых, попробуйте использовать вспомогательные упражнения:
Упражнение 58 Возьмите лист чистой бумаги и нарисуйте какую-нибудь простую фигуру (круг, квадрат). Многократно обведите контур фигуры. Затем закройте глаза и обводите карандашом и взглядом закрытых глаз контур фигуры, стараясь мысленно увидеть фигуру. Повторяйте так много раз. Упражнение 59 Возьмите тот предмет, которым вы уже пользовались в одном из ваших предыдущих упражнений. Теперь еще раз внимательно его рассмотрев, закройте глаза, стараясь увидеть его образ, вместе с этим вслух или мысленно называйте имя предмета, повторяя его снова и снова. Неожиданно он встанет перед вашим мысленным взором. Повторяйте это упражнение, пока не сможете вызывать образы и удерживать их хотя бы на короткий срок при помощи повторения слова. Можете использовать и сенсорные воздействия в качестве вспомогательного средства. Импровизируйте. Но наиболее оптимальным является следующий метод: Упражнение 40 Внимательно рассмотрите все подробности и детали объекта. Теперь закройте глаза и постарайтесь представить его образ. Вы найдете изображение неопределенным. Тогда откройте глаза и внимательно рассмотрите, запечатлейте какую-нибудь одну маленькую деталь, штрих этого предмета. Закройте глаза и воспроизведите эту
деталь. Бы сразу увидите, насколько она воспроизведена отчетливее целого предмета. Повторяйте так, пока не сможете вызвать образ одной детали сразу и совершенно отчетливо. Это явление имеет свою причину, так как внимание подобно лампе или лучу. Если оно освещает маленький участок пространства, то осветит его отчетливее. Над большим полем наблюдения оно рассеивается и тускнеет. Поэтому первое, что нужно сделать, — это сфокусировать внимание. При этом объем внимания ограничен и объект отчетливо виден. Затем, стараясь удержать эту четкость, внимание постепенно распространяется над более обширным полем. Но не торопитесь и не приступайте к быстрому расширению сферы внимания, пока не сумели достичь умения быстро и отчетливо воспроизводить мелкие детали объекта. Б этом причина большинства неудач. Научившись представлять один штрих, возьмите другой, вблизи первого. Вызовите и удержите его образ так же быстро и отчетливо. Затем представьте их вместе. Сравнивайте ваш воображаемый рисунок с оригиналом. Продвигайтесь вперед терпеливо, пока не будете в состоянии мысленно нарисовать отчетливо и ясно и без особых усилий весь объект со всеми мельчайшими деталями. Эта работа на многие часы, так как каждая деталь должна быть представлена с предельной точностью. Б одно упражнение обычно удается воспроизвести одну, две черты. Бее это очень индивидуально, соответственно должно быть скорректировано и время выполнения упражнения. Упражнение 41 Возьмите изображение знакомой вам картины или рисунка. Рассмотрите его внимательно, закройте глаза и воспроизведите в своем воображении. Удержите отчетливое изображение картины (как совокупноти деталей, расположенных в одной плоскости) в тече1ие примерно минуты, а затем начните углублять или Kai бы зрительно смещать восприятие ближнего, среднего i задНего плана картины. Старайтесь создать в своем вооб]ажении объемную картину так же отчетливо, как плоскосНуЮ. q подобным явлением вы уже сталкивались в жизнг уак например, рассматривая картину с очень близкого Рсстояния, вы наблюдаете только хаотичный набор каких-т, цветных пятен, мазков, мелких штрихов. Картину как таь)ВуЮ вы не воспринимаете. Но стоит вам отойти от картцЬ1 на несколько шагов, и она наполняется смыслом, глуби,О]^ динамичностью. Как вы уже поняли, цель этог, упражнения — научиться управлять действием своего ^имания и воображения, суметь распространять его нетопько в ширину, но и вглубь, то есть перейти от обра^ого восприятия в одной плоскости к объемному. Упражнен|е 42 Поставьте перед собой какогнибудь привычный предмет, так, чтобы вы могли рассмотреть его при желании со всех сторон. Рассмотрев г,едМет с какой-то одной стороны, закройте глаза и пр<цСтавьте его отчетливо с того места, где вы находитесь. Изображение будет, таким образом, однобоким, одностоюнним Теперь обойдите предмет, рассмотрите и предс/авьте его сзади. Когда вы представите оба изображения ^остаточно отчетливо, постарайтесь представить их вмсте, таК/ как если бы вы смотрели на предмет с обеих :торон Сра3у. Чтобы выполнить это удачно нужно избавиться от мысли, что вы находитесь только • одной стороны предмета и представьте себя одновремННо по обе его стороны, наблюдая его с двух сторон «^повременно. После этого обходите предмет, наблюдая ( воспроизводя его образ последовательно со всех сторон. Затем рассмотрите и запечатлейте образ предмета сверху. И наконец, последовательно проходя через все эти ракурсы вашего образного восприятия, постарайтесь слить все образы, полученные вами со всех точек, в один, мысленно схватить и удержать предмет таким, каким он является в действительности, независимо от вашего положения по отношению к нему. Б дальнейшем обходите и рассматривайте объект только мысленно, в своем воображении. Упражнение 43 Возьмите небольшой объемный предмет (например, пустую коробку спичек). Рассмотрите ее, закройте глаза и представьте ее со всех сторон. Затем откройте и внимательно осмотрите изнутри. После этого, закрыв глаза, представьте ее внутреннюю часть так, как будто вы находитесь внутри коробки и смотрите на нее оттуда. После этого начинайте постепенно расширять свое сознание, свое поле воображения, начиная с точки в середине коробки и превращаясь в большой прозрачный шар с предметом внутри себя. Постарайтесь воспроизвести и удержать все частные случаи предмета одновременно, слить в одно изображение. Меняйте периодически объекты: цветок, орех, стакан и т.д. Регулярно выполняя эти упражнения, вы рано или поздно научитесь быстро воспроизводить и удерживать внутренним взглядом образы предметов. Но оказывается, для того чтобы открыть дверь в кладовую своего подсознания и иметь возможность пользоваться ее дарами, недостаточно только образно представить себе что-то. Необходимо еще и вжиться в этот образ, наполнить его не только формой, но и красками, движе-
нием, запахни, звуками, тактильными ощущениями. Наконец, эмоцонально его окрасить. Только тогда мысленный образ оретает плоть и права на реальную, полноценную жизь, а вы — ключ к своему подсознанию. Начиная оваивать эту группу упражнений, мы уже сделали первьп пробный шаг в этом направлении. Сейчас нам предстот развить успех. Вернитесь^ выполнению упражнения 36, но при этом старайтесь почувствовать сопутствующие каждому цвету ощущени. Упражнение 44 Строго гбьря, это не одно упражнение, а целая группа упражненй, объединенных общей направленностью. Сейчас mi приступаем к мысленному воспроизведению совокуности ощущений. Начинайте с двух наиболее удобныхдля вас, например: цвет + звук, цвет + вкус, цвет + тактльное ощущение и т.д. Постепенно усложняйте комбиации возможных ощущений. В качеств исходного примера предлагаю следующее упражнение В состояни максимального расслабления постарайтесь воспроизвеси, увидеть цвета спектра и услышать соот- ветствующи'им звуки. ■Юкрашиваие» звука имеет определенные индивидуальные особеньсти, но здесь вам предлагается ориентировочная таблца, которой и следует в дальнейшем придерживаться. bi можете составить личную светомузыку, исходя из соего мироощущения. Ноте до сответствует фиолетовый цвет, ре— синий, ми — голубо, фа — зеленый, соль — желтый, ля — оранжевый, си - красный. Упражненй этой серии достаточно необычны и сложны, часто бшает трудно прочувствовать ту или иную
совокупность представлений, так сказать, в «чистом» виде, например, цвет совместить со вкусом. Попробуйте воплотить и объединить эти представления в какой-то предметный образ. Например: не просто желтый цвет— кислый, или красный— соленый, а желтый— лимон— кислый-кислый, красная— икра— соленая. Сочетание цвета и тактильных ощущений: белая— вата— мягкая, красные — угли — горячие, черная — колючка — острая. Такой же подход возможен и при воспроизведении других комбинаций ощущений. Импровизируйте. Ищите свой подход в решении поставленной задачи, и это многократно увеличит ваши психические и творческие возможности. А сейчас переходим от упражнений с постоянными статичными образами к упражнениям с постоянно меняющимся взаимным расположением окружающего мира, событий и возникающих при этом ощущений. Начнем с самого простого. Упражнение 45 Выполните уже знакомое вам упражнение 2 («Пальцы»), но весь процесс должен происходить в вашем воображении. Вначале можете поддерживать работу воображения движениями пальцев. Упражнение 46 Впитывайте взглядом в течение нескольких минут один предмет. Затем другой, расположенный рядом. Оба предмета должны четквИотпечататься в воображении и достаточно легко и отчетливо воспроизводиться. Например, это будет орех и прозрачный стакан.
После того как вы увидите образы этих двух предметов одновременно, мысленно возьмите орех и положите его в стакан, стакан с орехом переставьте на другое место, выньте орех, положите его на стол и накройте стаканом и т.д. Ваша задача — научиться свободно оперировать этими двумя воображаемыми предметами. Постепенно увеличивайте число участвующих в процессе объектов. Упражнение 47 Предлагаемое упражнение может оказать существенную помощь при работе с образами и помогает наполнить их жизнью. Вы роетесь в кармане и «находите» • коробок спичек. Перекладываете невидимый коробок из одной руки в другую, открываете его, достаете спичку, закрываете коробок. Зажигаете спичку, спичка горит, она начинает обжигать пальцы. Вы бросаете ее на пол... Дайте полную свободу своей фантазии, но все действия обязательно должны быть реальными и иметь логическое завершение. Сначала упражнение с несуществующим предметом будет выполнено в виде каких-то неопределенных и нечетких движений, мы же должны научиться действовать ясно, лаконично, с четкой последовательностью движений и возникающих при этом ощ
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |