Йога каждому дает только то, что он заслужил. 12 страница
ношении слова «А-О-ОО-У-У-УЫ-Ы-М-М», постепенно закрывается и к концу закрывается почти полностью. При выполнении этого упражнения тонизируется головной мозг и происходит подготовка организма к воздействию асан. Следует подчеркнуть, что кроме вибрационного воздействия (моторно-вокальный рефлекс) упражнение оказывает положительное воздействие на психику, особенно велико это воздействие при проведении занятий в группах. Упражнение 15. Бхамари Выполняем спокойный вдох. Затем во время выдоха через нос, производим мягкий звук, похожий на жужжание пчелы, стараясь почувствовать легкую, приятную вибрацию в области мягкого нёба и задних зубов. Это упражнение полезно при бессоннице, успокаивает нервную систему. Упражнение 16 При слабых загрудинных болях и гипертонии лечебное воздействие оказывает пение звукосочетания «хра-ам», «зум-мен». Упражнение 17 При нерезко выраженном склерозе мозговых сосудов петь «паа-нии», «паа» — в восходящем, а «ни» — в нисходящем порядке. Звук «а» должен вибрировать в области груди, «и» — в области ушей. Петь «м-пом», «м» произносить с закрытым ртом, а «пом» произносить коротко с ударением на «м». Упражнение 18 При нарушениях дыханИ} — петь «паа-суу» в восходящей и нисходящей интона1иях Упра^ение 19 Петь «по-у-ууу» при гастрггах (С пониженной кислотностью) и атонических колита^ петь энергично, подтягивая низ живота. При спастиче<ких КОлитах и болезнях печени петь плавно, при этом кивот немного выпячивается. Упражнение 20 При неврозах петь "М'ПС^-пээаэ», далее растянуто. Упражнение 21 Сделать спокойный вдо задержать дыхание, а затем резко, громко выдохнуть [ерез открытый рот со звуком «х-о-о-у-м», замкнув губы е конце выдоха. Звук «хо» должен ударить в небо, зат^ его произносить протяжно. Повторить несколько раз. при постоянной практике голос становится чистым иСРШЬНЬ1И> Упражнение 22 «Оо-хам» воздействует [а щитовидную железу. Ударе- хние в конце.
Упражнение 25 «Хам-сах» вибрирует в мозге и сердце. «Ана-хат»— вибрирует в области сердца, — ударение на последнем слоге. Упражнений достаточно много и носят они, как правило, вспомогательный характер. Существует также целый ряд специальных дыхательных упражнений, основанных на задержке дыхания при вдохе или выдохе. Упра?киения рассчитаны только на здоровых людей, без нарушений мозговой и сердечно-сосудистой деятельности. Но и им не следует чрезмерно задерживать дыхание. Тем более совершенно недопустимо начинающим ученикам выполнять задержки длительностью от 1 до 3 минут (что очень часто советуют люди, далекие от практики пранаямы). И если в упра?кнениях типа Бхастрика вырабатывается привычка организма к избытку кислорода и недостатку углекислого газа, то здесь имеет место обратная картина — недостаток О2 и избыток СО2. Как было уже сказано, вдох и пауза на вдохе активизируют функции симпатической нервной системы, повышают кровяное давление. Пауза на выдохе усиливает торможение нервной системы, происходит снятие нервно-мышечного напряжения, понижает давление. Физиологическая цепочка здесь такая: кислородное голодание— избыток углекислоты — рефлекторное расширение сосудов (увеличение кровотока) — снижение тонуса гладкой мускулатуры — снижение артериального давления. Пауза на выдохе способствует улучшению усвояемости кислорода, так как чем длиннее пауза, тем меньше кислорода в крови, тем активнее должны работать механизмы усвоения кислорода. При избытке СО2 кислород менее прочно связан с гемоглобином. Дыхательный центр, реагируя на недостаток О2, влияет прежде всего на нервно-мышечную напряженность. Поэтому часто паузу на выдохе используют в упражнениях для снятия нервного напряжения и регулирования эмоций. Упражнения с задержкой Упражнение 24 Выполняется лежа и стоя. Упражнение требует много свежего воздуха. Встаньте прямо, не напрягаясь. Быстро и сильно выдохните примерно так, как вы делаете, когда свистите. Окончив выдох, начинайте вдыхать через нос медленно, непрерывно. Не пытайтесь форсировать вдох, не напрягайтесь. На начальной стадии занятий вдыхайте примерно на 85 % своих возможностей и постепенно доведите вдох до полного объема. На стадии выдоха и вдоха не напрягайте мышцы. Во время задержки дыхания, после вдоха, последовательно напрягайте все мышцы тела, снизу вверх, то есть вначале мышцы ног, затем бедер и т.д. Задерживайте дыхание ровно столько, сколько вам удобно. Не пытайтесь чрезмерно увеличить этот период. Увеличивайте задержку постепенно. Здесь важна не столько длительность, сколько правильность выполнения упражнения. Во время задержки выполнять Джаландхара и Мула бандху. Выдох выполняется так же, как первый, через рот, узкой струей. Но теперь во время выдоха расслабьте тело сверху вниз. Синхронизировать расслабление с выдохом. Не расслабляйтесь мгновенно, этот процесс должен быть постепенным. \ Закончив выдох, выполните 3—4 нормальных дыхания. 4 После этого повторите цикл. Начинать надо с 3 циклов. He выполнять более 5 циклов за одно занятие. Если у вас кружится голова во время выполнения упражнения, то это может быть от неподготовленности организма к задержанию дыхания, от недостатка свежего воздуха, различных расстройств желудка, усталости, воздействия лекарств. Устранив эти причины, вы избавитесь от головокружения. А до этого выполняйте это упражнение лежа. Дыхание улучшает терморегуляцию, снимает умственную усталость. Упражнение 25 Выполняется стоя. Выдохнуть и зажать большими пальцами крылья носа, соединив остальные пальцы и ладони вместе. Локти держать на уровне плеч. Вытяните губы трубочкой и сделайте короткий резкий вдох. Как' можно больше раздуйте щеки. Выполнить Джаландхара и Мула бандху. Задержать дыхание. Спина прямая. При ощущении признака неудобства, выйти из позы, для чего поднять голову, опустить руки и медленно выдохнуть через нос. Постепенно увеличивайте время выдержки. Проделать 2—3 полных дыхания. Упражнение выполняется один раз. Упражнение 26 Выполняется лежа. Выдохнуть и зажать большими пальцами рук уши, на?кав на козелки, а средними пальцами — на крылья носа. Локти на уровне плеч. Выполните вдох, как в предыдущем упражнении, сделайте »подбородочный» и ^корневой» замки, закройте глаза и указательные пальцы положите на веки, не надавливая на глаза. Упражнение гоже выполняется на выдержку. Затем поднимите голову, снимите пальцы с век и от- кройте глаза. Освободить ноздри, снять пальцы с ушей и только после этого медленно выдохнуть через нос. Выполнить один раз. Воздействие: Упражнения 25 и 26 увеличивают внутричерепное давление. Помогают при воспалении гайморовых и фронтальных пазух. Благотворно действуют на глазное дно и барабанные перепонки, разглаживают морщины. Улучшают состояние щитовидной и вилочковой желез. Упражнение 27 Выполняется лежа или сидя. Выдохнуть без напряжения. В легких остается немного воздуха. Задержать дыхание. Тело расслаблено, глаза закрыты. Выполнить Джаландхара и Уддияна бандху. Продолжительность задержки дыхания зависит от общего состояния здоровья. Начинать с 15—20 секунд, постепенно увеличивая. Вдыхать медленно, специально сдерживая дыхание и наполовину наполнив легкие. Медленно выдохнуть, и далее дышать спокойным, полным дыханием 1—3 минуты. После чего повторить задержку дыхания на выдохе. Воздействие: Упражнение успокаивает, излечивает неврозы, нарушения обмена веществ. Помогает при астме и гипертонии. Примечание: Специальные дыхательные упражнения можно выполнять, не осваивая медитативные позы, а просто сидя, с прямой спиной в кресле. В заключение предлагаю ряд дыхательных упражнений разного назначения.
Упражнение 28. Выполняется стоя и сидя. Сделав медленно полный вдох, задержите дыхание на 1—2 секунды и потом короткими и сильными толчками живота выдыхайте отдельными порциями через губы, сложенные трубочкой, не надувая при этом щеки. Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей. Неработающие мышцы все время остаются расслабленными. Толчкообразные выдохи производятся энергично, но легко. Сделать 2—3 дыхания. Упражнение выполняется при усталости. Упражнение 29. Сесть в Падмасану. Открыть рот и округлить губы. Приподнять язык, свернуть его трубочкой. Высунуть свернутый язык и всасывать воздух через язык со звуком «сссссса», наполняя легкие до предела. Воздух втягивайте как будто через соломинку. После полного вдоха втяните язык и закройте рот. Закончив вдох, выполните Джаландхару и Мула бандхи. Задержите дыхание на 4—5 секунд. Затем медленно выдыхайте через нос с придыхательным звуком «ххууум». Поднимите голову и приступайте к новому циклу. Повторить циклы в течение 5—10 минут. Лечь в Савасану. Воздействие: Эта пранаяма охлаждает организм, улучшает зрение, слух. Полезна при раздражительности. Активизирует печень, улучшает пищеварение и утоляет жажду. Предупреждение: при повышенном давлении и сердечных расстройствах не следует выполнять задержки дыхания. Упражнение 30. Шиткари пранаяма (вариант Шитали) Язык не свертывается трубочкой. Губы слегка приоткрыты, и только кончик языка высовывается между зубами. Язык лежит плоско, в остальном следовать технике Шитали. И еще несколько небольших упражнений. Упражнение 31 Вдыхать нужно как бы на зевке. В начале вдоха рот закрыт, в конце— вдох через рот. Дышать не спеша. Во время вдоха шея напряжена. После вдоха допустима задержка дыхания на 1—2 сек. Воздействие: Благотворно влияет на щитовидную железу. Улучшает кровоснабжение мозга. Упражнение 32 Дыхание диафрагмальное. После неглубокого вдоха подставить ладонь близко ко рту и выдыхать так медленно, чтобы рука не ощущала движения воздуха, а чувствовалась бы только теплота. Упражнение выполнять, полностью расслабив мышцы. При вдохе обратить внимание на расслабление мышц ног, а при выдохе— на расслабление мышц спины. Повторять многократно. Воздействие: Дыхание полезно при бронхиальной астме.
Упражнение 55 Дыхание диафрагмальное. После неглубокого вдоха выдыхать короткими, почти беззвучными покашливаниями через рот, таким образом, чтобы втягивался низ живота. Этот вид дыхания показан, когда при недостаточности кровообращения I, II степени появляется одышка. Затем следует подышать полным дыханием, слегка активизируя выдох. Упражнение 54 Выполняется лежа. Дыхание диафрагмальное. После неглубокого вдоха задержать дыхание на 2—3 секунды, одновременно выпятив живот. Выдох медленный, через рот, губы сложены в трубочку. Полностью расслабиться. Повторить 3—4 раза. Дыхание снимает болевые ощущения в области сердца. Упражнение 55 Выполняется сидя или стоя. Спина прямая. Выполнить вдох примерно на 80—90 % от максимального вдоха. Задержать дыхание и выполнить Мула бандху. Одновременно напрячь мышцы живота, а гортань оставить открытой. Вместе с тем надо стараться по возможности набрать еще воздуха и сохранить его в легких. При этом давление в грудной клетке остается отрицательным, то есть ниже атмосферного, а в брюшной полости за счет сокращения мышц живота и диафрагмы давление будет положительным. Это способствует оттоку венозной крови от органов к сердцу и ее лучшему насыщению в легких.
Дыхание после Еоха задерживать в течение 10—20 секунд, все это врем стараясь вдохнуть как можно больше воздуха в верхний часть легких. Выдох спокойный, по- < тепенный, начинг с выдыхания воздуха из нижней ча- < ти легких. Послеаыполнения упражнения лечь на несколько минут. Упражнение 36 Выполняется ст< или сидя. Сделать вдох, максимально выпятить перснюю стенку живота, дыхание не задерживать, продо^айте дышать неглубоким верхним дыханием, удержива выпяченным живот и Мула бандху. Упражнение дейс'ует прямо противоположно упражнению 35, так как „вление в брюшной полости понижается, что способоует притоку крови к органам расположенным в облай таза. ВНИМАНИЕ: Упражнения 3455, 36 из-за создания перепада давления следует выпошть с большой осторожностью. Особенно это касает людей, имеющих проблемы сердечно-сосудистой сиемы. Глава о дыхан[ написана достаточно подробно и полно, но, поколовшись, я решил описать еще одно упражнение. Оноебезопасно даже для вполне здоровых людей, поэтсу я не сразу решил рассказать о нем, понимая, что в йу часто приходят люди фанатичные или просто болезшно-самолюбивые, для которых важнее всего привле внимание к себе, и ради этого готовые идти на опрщленный риск или обычный обман. Почему я на это^аостряю внимание читателя? Дело в том, что многих одей интригуют периодически появляющиеся сообщил о разного рода «чудесах йогов»: хождение по бит!у стеклу, сон на гвоздях, умение ос- танавливать свое сердце, прокалывание кожи и т.д. Особое внимание людей привлекают заявления некоторых «йогов» об их способности останавливать свое сердце. Действительно, что можно сказать, увидев следующее: человек делает какое-то упражнение, после чего пульс на его руке не прощупывается, артериальное давление не определяется, сердечные тоны не прослушиваются. Первым врачом-кардиологом, попытавшимся обследовать такого «йога», была француженка Тереза Броссе. В 1935 г. при помощи портативного электрокардиографа она обследовала «йога» Кришнамахарья из Мадраса. И вот что зафиксировала: во время опыта у испытуемого не только не прощупывался пульс на руке и не прослушивались тоны сердца, ио и электрокардиограмма представляла собой прямую линию, что говорило об остановке сердца. В 1961 г. индийские врачи из Ныо- Дели уже более тщательно обследовали трех людей, заявлявших о своей способности останавливать сердце. На этот раз кардиограмма записывалась в нескольких отведениях и более совершенным аппаратом, велось также и рентгеновское исследование сердца. И что же? Оказалось, что, хотя во время опыта пульс и кровяное давление действительно не определялись, а сердечные тоны не прослушивались, электрокардиограф писал практически нормальные кривые. Рентген отмечал некоторое уменьшение поперечника сердца, но показывал его сокращения. Значит, сердце не останавливалось, изменялась лишь его деятельность в такой мере и форме, что это сказывалось на внешних ее проявлениях. А сейчас, прежде чем продолжить обсуждение этой темы, я приведу технику упражнения, которым пользовались «йоги» для демонстрации остановки сердца. Привожу с одной целью: мне очень не нравится, когда именем йоги прикрывают обычный трюк. Еще раз напоминаю, что упражнение небезопасно. Упражнение 57 Упражнение лучше выполнять сидя. Сделайте 2— 3 спокойных, полных вдоха. Затем глубоко вдохните и задержите дыхание. Одновременно с этим выполните Джаландхара бандху (верхний узел). Причем прижимать подбородок надо очень сильно, напрягая при этом шею и верхнюю часть груди. Б это же время нужно максимально выпятить стенку ?кивота и зафиксировать ее в этом положении. В чем суть упражнения? Выполняя «верхний узел» и сильно напрягая шею и верхнюю часть груди, вы резко повышаете давление в грудной полости. Одновременно с этим при максимально выпяченном животе достигается понижение давления в области таза и живота. В результате резко снижается поступление венозной крови к сердцу, сердечные полости недостаточно наполняются кровью, поэтому сердечные сокращения минимальны, пульс на периферических артериях не прощупывается, артериальное давление на них не определяется, а сердечные тоны настолько ослаблены, что практически полностью маскируются шумом, исходящим от напряженных мышц грудной клетки. Весь этот механизм оказался очень похож на феномен Вальсальвы, который хорошо знаком врачам и физиологам. Так называемая проба Вальсальвы, предложенная выдающимся итальянским хирургом и анатомом Антонио Вальсальвой (1666—1723) для исследования проходимости евстахиевых труб при ушных заболеваниях, стала в последующем применяться врачами для определения функционального состояния системы кровообращения. Принцип ее в том, что сильное натуживание при задержке дыхания повышает внутригрудное давление, что препятствует притоку крови к сердцу. В результате снижа- проходящей через сердце, рентгенологически отмечается уменьшение размера сердца. На основании степени этих изменений и судят о функциональных способностях сердца. Конечно, при выполнении пробы Вальсавы все эти изменения сглажены и не такие четкие, как при выполнении упражнения 37. Я помню, как в детстве, не зная никаких законов физиологии, мы тем не менее использовали этот принцип в своих развлечениях, не понимая, что подвергаем себя определенной опасности. А делали мы следующее: один из пацанов сильно вдыхал и задерживал дыхание, другой в это время сзади обхватывал его руками, под мышками, и сильно сжимал грудь. Через несколько секунд мальчишка, которого сгкимали и затем отпускали, терял ориентацию и ходил как очень пьяный человек. В худшем случае он терял сознание и падал. Такое состояние удерживалось недолго, 5—10 секунд, но вызывало общий интерес и улыбки. Легкое одурманивание и даже обморок вызывались не только нарушением нормального функционирования сердца, но и резким уменьшением притока крови к головному мозгу. Конечно, сейчас понимаешь, что такие эксперименты недопустимы и в случае слабой сердечно-сосудистой системы могут привести к печальным результатам. И вот еще одна интересная деталь. Те же самые индийские врачи из Нью-Дели нашли и обследовали "йога» Кришнамахарья, демонстрировавшего в 1935 г. '«остановку сердца» Терезе Броссе. И оказалось, что это тот же способ с повышением внутригрудного давления. Наблюдения дали врачам основание считать, что прямая линия на кардиограмме у Терезы Броссе— это всего лишь техническая погрешность. Так что ?ке, »чудеса йоги» — миф? И здесь можно твердо сказать — да, если речь идет об остановке сердца, хождении по стеклу, лежании на гвоздях, прокалывании кожи и т.п. Более того, если при выполнении упражнения 37 нужно определенное умение, то все остальные перечисленные трюки являются именно трюками, то есть их может делать каждый без особой тренировки. В то же время можно также твердо утверждать, что возможно управлять деятельностью своих внутренних органов (и сердца в том числе), но механизм такого управления лежит ниже порога сознания. Но об этом мы поговорим в конце следующего, пятого раздела. Я стремлюсь написать о йоге как можно более правдиво, чтобы меньше осталось места для тщеславных людей, пытающихся любыми способами привлечь внимание к себе.
ГЛАВА 5 Пратьяхара Тишина ощущений — путь к освобождению сознания. Пятый компонент йоги — это подчинение органов чувств. Этой проблеме Патанджали посвятил две сутры. «При отсутствии связи со своими объектами, органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания. (Это и есть) отвлечение» (Гл. 2, п. 54). Въяса так поясняет это: «Когда отсутствует соединение с соответствующими объектами, органы чувств как бы следуя внутренней форме сознания, прекращают (свою деятельность), подобно сознанию при остановке...» «Благодаря ему (достигается) полное подчинение органов чувств» (Гл. 2, п. 55). Въяса, комментируя этот афоризм, утверждает: «,..Д?кайчишавья, однако говорит, (что подчинение органов чувств) есть всего лишь отсутствие чувственного восприятия вследствие концентрации сознания на одной точке...» (Джайчишавья— автор несохранившегося трактата о концентрации сознания «Дхарана-шастра»). Таким образом, согласно высказываниям Патанджали и Въясы, пратьяхара — это подчинение органов чувств, заключающееся в отсутствии чувственного восприятия объектов.
Для чего это нужно, в чем смысл этой ступени? Давайте немного поговорим об этом. Осваивая упражнения и предписания предшествующих 1етырех ступеней йоги, мы уже приобрели определеннее практические навыки, которые способствуют умень- иению воздействия отвлекающих моментов, таких как (моциональная неуравновешенность, физический дискомфорт, блуждающие мысли... Но все это учит нас, дает возможность быть выше чувств, ощущений, побуждений тела только в смысле приобретения отрешенности, определенной свободы от их проявлений. А вот дости?кению полного избавления ото всех беспокоящих нас ощущений тела и посвящена пятая ступень йоги. Итак, основной задачей этого этапа, с точки зрения достижения самадхи, является освобождение сознания от сенсорных помех или, образно говоря, — необходимость достижения полной тишины (покоя) чувств и ощущений. Дело в том, что функционирующие в обычном состоянии органы чувств создают в головном мозге определенный уровень помех, «шумов -, которые препятствуют возникновению состояния контролируемого ума и концентрации сознания. Как же происходит освобождение сознания от чувственного восприятия? Сознание получает информацию и ориентируется в окружающей среде посредством органов чувств. Органы чувств являются, по существу, внешней частью мозга и, строго говоря, сам процесс восприятия происходит не в конкретном органе чувств, а в соответствующих зонах коры больших полушарий, то есть ощущение есть внутреннее восприятие внешнего раздражителя. Поскольку природа функционирования центральной нервной системы едина, то если сознание глубоко сосредоточено на чем-то одном, уровень восприятия сознанием других источников информации уменьшается, происходит как бы :Г':\«?Л/Л :■■<$?:•: «4$М&М&М&< х$?>. ><Л.:?4» понижение порога, торможение восприятия другими органами чувств, вплоть до прекращения их активности. Отмечается функциональная диссоциация — информация о воздействии сохраняется, но восприятие его сознанием исчезает. Для достижения способности отвлечения или отключения внутреннего восприятия внешнего раздражителя необходимо научиться удерживать в сознании что-то одно в течение определенного времени. А средством для этого является так называемая совершенная, или «чистая», внимательность. Но прежде чем перейти к рассмотрению проблемы внимания и конкретных упражнений, давайте поговорим и о других целях пратьяхары. Достижение полного освобождения процесса мышления, сознания от чувственного восприятия мира не является самоцелью пратьяхары, это просто способ достижения естественного, «мягкого» типа сосредоточения, достижения длительной концентрации сознания. Но на этом пути есть и другая цель. При совершенном овладении способностью отключать органы чувств, проявляются многими так любимые «чудеса» йоги, например, при отключении слуха не воспринимается даже выстрел, раздавшийся рядом, или не ощущается боль при физическом воздействии. Определенная категория людей ставит своей целью достижение именно таких способностей, желая произвести впечатление на других. Но все это имеет скорее отношение к цирковому искусству, чем к йоге. Кроме того следует иметь в виду, что стремление достичь именно таких способностей может помешать дальнейшему продвижению по пути йоги. «Они препятствия дня самадхи, но совершенства при пробужденном (состоянии сознания)» (Гл. 3, п. 37). Есть еще одна цель, которая предполагает более разумное использование методов Пратьяхары. Именно она представляется наиболее важой, так как позволяет развивать и совершенствовать неголько свои органы чувств, восприятия, но и другие способности. Цель эта— развитие способностей восприятия. На первый взгляд, это мож.т показаться очень странным, ведь пятая ступень пре.полагает подчинение всех чувств, ощущений своей все в виде отсутствия чувственного восприятия. Но ээ вовсе не значит уничтожения всех чувств, и не оначает подчинения своим чувствам и их власти над сбой. Это просто контроль, произвольное управление сесорными ощущениями. Существует два пути. Первый путь, путь движенн к самадхи, заключается в понижении восприятия тела Второй путь — развитие -и совершенствование органовлувств. А развитие восприятия в действительности раняется развитию ума. Как рост тела зависит от качеста и количества получаемой пищи, так и развитие моза зависит от информации, впечатлений, получаемых чрез органы чувств. Оба пути существуют какэы параллельно, не взаимоисключая друг друга из общго процесса. Образно говоря, можно сказать, что он: являются двумя сторонами одной медали. Поэтому ку[: и методика предлагаемых практических упражнений в многом схожи, отличие — в способе выполнения конк^тных упражнений. Как и в предыдущих случаях, цель пределяет выбрр пути и способы использования упражнений. Завершая рассмотрение рзличных целей и путей достижения этих целей, переходи к рассмотрению средства, с помощью которого и достгаются все результаты этого этапа, да и всех последукиих. Как я уже говорил, средство — это внимание, но вимание не обычное, а особое. Внимание обычно опредяяют как сосредоточение сознания или как удержаниечего-либо в сознании. Существуют два рода внмания. Первое — когда внимание человека привлекатся, захватывается чем-либо
помимо его желания, без какого-либо участия его воли. Это внимание называется непроизвольным. Обычно его причина— сильные или неожиданные раздражители. Однако каждый из нас в той или. иной мере, способен удерживать свое внимание на чем-то одном, то есть управлять вниманием с помощью усилия воли. Внимание управляемое— это произвольное, или волевое, внимание. Это внимание часто встречается, и хотя оно требует определенных усилий, но не нуждается в специальной тренировке. Большой процент людей обладает только этими формами внимания, имея лишь зачатки высшей формы, что явно недостаточно для дальнейшего продвижения. Для того чтобы достичь естественного, «мягкого» типа сосредоточения и не испытывать особого напряжения, удерживая объект в поле зрения своего внимания, так, чтобы ни одно его свойство не осталось нераскрытым, требуется качественно более высокий уровень внимания. Такой тип, уровень внимания и является ключом к успеху. Чем выше уровень внимания, тем выше возмогкность развития каждого из чувств. Когда внимание сосредоточено на каком-нибудь одном чувстве, оно развивается, обостряется, и посредством длительной практики здесь можно достичь чудесных результатов. С другой стороны, любое чувство может быть почти или совершенно погашено, если такое внимание сосредоточено на чем-нибудь другом. Помимо контроля над органами чувств, ученик приобретает ряд других полезных качеств. Внимание— необходимое условие для развития хорошей памяти; развивая внимание, мы развиваем и уровень мышления. Внимание и талант идут рядом. Внимание усиливает все способности: чувствовать, рассуждать, анализировать. Можно сказать, что высокая степень внимания — это показатель способности человека к интеллектуальной работе. Выполняя упражнения первых «гупеней, вы уже прочувствовали, что успешное выполнение любого упражнения требует определенного уровня внимания. И чем сложнее упражнение, тем устойчг^ее, стабильнее должно быть умение сфокусировать гнимание. Поэтому целью нашей дальнейшей работы ядяется углубление тех с кромных результатов, которые m,i имели или достигли, осваивая первые ступени йоги. Многие привыкли относиться к сюей невнимательности и рассеянности снисходительно, ж понимая, что эта привычка превращается в серьезное щепятствие для достижения любой цели и создает массунеудобств в повседневной жизни. Мы закончим обсужден^ этой темы рассказом о методе известного в свое время етествоиспытателя Агассиса, применявшимся им при обу’ении своих учеников.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |