Проблема объекта и субъекта познания
Важнейшими компонентами познавательной деятельности явля- ются субъект и объект познания. Субъект познания – носитель деятель- ности, сознания и познания – это человек, который познает выделенный 11 в процессе практической и познавательной деятельности фрагмент объ- ективной реальности, который овладел созданным человечеством ми- ром и формами культуры, активно использует накопленные до него знания, сохраняет их и генерирует новые. Определяющую роль в фор- мировании конкретного индивидуального субъекта познания играет вы- работанная обществом культура, своего рода «общественный дух», «не- органическая природа», выступающая для каждого отдельного индиви- да во внешне данных формах культуры. Овладевая этими формами, от- дельный индивид приобщается к общественному субъекту (обществу с его миром культуры), делает себя его частью и постепенно выступает как познающий субъект. Объект познания – это такой фрагмент реаль- ности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельно- сти. Объект познания является такой частью объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена им при помощи практической и познавательной деятельности, нарабо- танных обществом на определенном этапе его развития. Так, например, элементарные частицы стали объектом познавательной деятельности только на рубеже ХIХ–ХХ вв., когда наука и практика именно этого времени сделали возможным их изучение. Познание, таким образом, есть особое отношение между субъек- том и объектом. Каков же характер этого отношения, в чем его сущ- ность? В истории философии трактовка данной взаимосвязи менялась, как, впрочем, изменялось и толкование самих субъекта и объекта по- знания. В этом смысле можно говорить о следующих основных фило- софских моделях субъект-объектного отношения: 1. Объектно-натуралистическая модель, в которой главная роль отводится, по существу, объекту познания, а само познание понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта. Ее истоки лежат в античной философии, хотя сами понятия субъ- екта и объекта познания стали отчетливо применяться в гносеологии только в Новое время. Так, в трудах Эмпедокла, Демокрита и других мыслителей древности была разработана так называемая «теория исте- чений», согласно которой с поверхности предметов постоянно отделя- ются как бы тонкие пленки («образы»), повторяющие внешние характе- ристики вещи. Они попадают в наше тело (например, в глаз) и вызыва- ют в сознании соответствующие ощущения. При всей наивности этой теории в ней явно просматривается основная идея объектно- натурали- стической модели познания: объект познания влияет на субъекта. Наиболее четко эта модель оформилась в механистическом мате- риализме ХVII–ХVIII вв. Ее основные положения могут быть сведены к следующим. Субъектом познания выступает отдельный индивид («гно- сеологический Робинзон»), который, будучи природным существом, 12 взаимодействует с объектами по чисто физическим законам, его роль сво- дится главным образом к созерцанию познаваемых предметов. И хотя им могут применяться и различные экспериментальные операции с ними, тем не менее и в этом случае субъект выступает преимущественно в роли на- блюдателя, фиксирующего опытные данные. Объект же познания, при- родное тело активно воздействует на субъекта и вызывает в нем чувствен- ные образы, «картинки» вещей. «Причиной ощущения, – говорит, напри- мер, Т. Гоббс, – является… объект, который давит на соответствующий орган». Эти чувственные данные обрабатываются, анализируются субъек- том с помощью разума – таким образом обнаруживается сущность вещи, законы ее бытия. Все наше знание, следовательно, имеет своим источни- ком чувственно-воспринимаемые объекты, а сам процесс есть «зеркаль- ное» отражение объекта в сознании субъекта. Данная модель весьма упрощенно и грубо, особенно с современ- ной точки зрения, представляет процесс познания. Вместе с тем ей уда- лось схватить и некоторые черты, реально присущие большинству по- знавательных актов: «активность» объекта, ситуацию его воспроизведе- ния в сознании субъекта, роль чувственного опыта в познании. Эти идеи были позже переосмыслены и использованы различными гносеологиче- скими теориями. 2. Субъектно-рефлексивная модель, в которой предпочтение отда- ется творческой активности субъекта, его теоретическому осмыслению (рефлексии) объекта и самого процесса познания. Истоки этой модели обнаруживаются уже в философии Р. Декар- та, который обратил внимание на проблему достоверности познания и обоснования знаний, получаемых субъектом. Ее решение философ ищет в сфере сознания субъекта: именно в ней можно обнаружить тео- ретический базис познания. Отмечая, что знание внешних объектов все- гда носит опосредованный характер, Декарт подчеркивает, что непо- средственный доступ человек имеет лишь в свою субъективность, и по- этому наиболее простым и достоверным является познание субъектив- ных состояний. В основе же этой достоверности лежит мысль о собст- венном существовании субъекта: «Я мыслю, значит, существую» – са- мая несомненная и достоверная истина. Правда, в познании, по Декарту, следует допустить и реальное существование внешнего мира, ибо Бог, создавший его, не может быть обманщиком... Но главное в познании все-таки заключается в деятельности мышления субъекта, в его крити- ческой рефлексии над получаемым знанием. Свои законченные формы субъектно-рефлексивная модель приоб- рела в немецкой классической философии, которая также ориентируется на внутреннюю активность сознания (И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель). Ее заслугой был прежде всего пересмотр традиционного представления об 13 отношении субъекта и объекта: из субъекта-созерцателя человек пре- вращается в субъекта-деятеля. Он активно вторгается в объект позна- ния, не только отражая в своем сознании его свойства, но и в некотором смысле создавая их, – характеристика познаваемого объекта зависит от способов познания. Иногда эта мысль высказывается даже в чересчур резкой форме: «рассудок не черпает свои законы… из природы, а пред- писывает их ей», но в ней ярко выражена основная идея данной гносео- логической модели – неизбежное влияние субъекта на объект познания и включение субъективных моментов в его познавательный образ. По- знавая предмет, человек не удовлетворяется получаемыми непосредст- венно чувственными данными, но творчески-активно соотносит их со своими знаниями, «просматривает» объект сквозь призму уже имею- щихся представлений, пытается выявить присущий ему «человеческий смысл». В немецкой классической философии приоритетными стано- вятся также положения о социальных и культурных параметрах позна- вательного процесса (Кант), об определяющем значении деятельности в познании (Фихте) и др. И хотя данная модель также обладает опреде- ленными недостатками (в частности, ее можно упрекнуть в некоторой абсолютизации теоретической деятельности), в ее рамках тем не менее были разработаны те гносеологические принципы, которые позже во многом составили основания новейших теорий познания. 3. Современная модель – условно назовем ее полисубъектно- деятельностной. Ее истоки лежат в двух предыдущих концепциях, но основное содержание сложилось в ХIХ–ХХ вв. в результате развития философии и научного знания. Сущность этой модели можно свести к следующим основным тезисам: · Определяющим моментом в субъект-объектных отношениях выступает активная творческая деятельность человека, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытая его сущности. Она складывается из материальной и духовной составляющих. Материаль- ная деятельность (практика) связана с реальными изменениями предме- та в результате определенного физического воздействия на него, духов- ная – с мысленными операциями с ним. Познание, таким образом, «не может быть лишь послушным отражением действительности... – оно есть также активное преображение, осмысливание бытия». Изучаемый объект представлен поэтому субъекту не в форме созерцания, а в фор- мах деятельности, через призму примененной практики и использован- ного знания. Иными словами, мы знаем предметы лишь такими, какими их раскрывает наша деятельность. · Субъект познания всегда «социально окрашен». Любой че- ловек, познающий мир, выступает частью той или иной общности лю- дей – профессионального коллектива, социальной группы, общества, 14 всего человечества. Поэтому активное воздействие человека на предмет познания так или иначе подразумевает явное или неявное присутствие в этом процессе всех человеческих поколений, точнее, их практического и духовного наследия. Индивид, следовательно, как субъект познания есть «полномочный представитель» человечества. · Познавательная деятельность субъекта направляется и орга- низуется определенной социокультурной программой. Она формируется под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, целей, зна- ний, мировоззрения и других компонентов культуры, в поле которых дей- ствует субъект. В свою очередь, программа __________деятельности определяет вы- бор объекта познания, ориентирует субъекта на изучение конкретных свойств предмета, обусловливает применение тех или иных средств и ме- тодов познания. Именно уровень и содержание культуры, принимаемой для себя субъектом познания, «задает» ему определенное видение изучае- мых объектов и интерпретацию полученных новых знаний. · Все компоненты познавательного отношения – субъект, его деятельность, объект познания – динамичны и историчны, изменяются с развитием общества. Увеличивается «духовный багаж» субъекта, каче- ственно изменяются средства и методы его деятельности, расширяется мир познаваемых им объектов. В результате усиливается активное вмеша- тельство человека в изучаемую реальность, что ведет в конечном счете к все более глубокому проникновению в скрытые сущности явлений. Данная модель познавательного отношения довольно удачно фик- сирует его основные аспекты. Поэтому она так или иначе используется практически всеми гносеологиями, хотя и может получать при этом различную интерпретацию. Вместе с тем было бы неверно считать ее истиной в последней инстанции: нет сомнения в том, что развитие об- щества и культуры рано или поздно приведет к серьезным изменениям в познавательном процессе, что потребует новой оценки роли и функ- ций субъекта и объекта познания. Итак, сущность познавательного отношения состоит в двусторон- нем взаимодействии, «диалоге» субъекта и объекта познания. С одной стороны, объект физически воздействует на человека, сам «говорит» что-то о себе, и это есть необходимое, но недостаточное условие позна- ния. Легко представить, что, если бы субъект-объектное отношение сводилось только к этому воздействию, человеческие знания были бы поверхностными и довольно случайными. С другой стороны, субъект ак- тивно действует с познаваемым объектом, вопрошает его о том, о чем сам объект «умалчивает» (например, о законах своего бытия) и заставляет так или иначе «отвечать». Получить от объекта ответ на свои вопросы – и есть важнейший смысл познавательной деятельности субъекта. 15
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |