Трансцендентализм , иррационализм
Вопрос о том, как происходит познание окружающего мира, каков источник знания, интересовал философов с давних пор. Начиная с ан- тичности до XIХ в., в философии было два подхода к этому вопросу: одни философы – сенсуалисты или эмпирики – считали, что мы познаём мир чувствами; другие – рационалисты (от лат. rationalis – разумный) – утверждали, что разумом. Сенсуалисты, к числу которых относятся Эпикур, Ф. Бэкон, Локк, Фейербах и др., полагали, что чувства – единственный достоверный ис- точник наших знаний. Чувства нас никогда не обманывают, дают нам самую точную информацию. Уж если я взялся рукой за горячий утюг, то точно буду знать, что это такое. А в наших размышлениях кроется источник ошибки. Основной лозунг сенсуалистов: чтобы знать – надо 19 видеть! Видеть в широком смысле слова – видеть, слышать, обонять, ощущать и т. д. Основные формы чувственного познания – ощущение (когда мы воспринимаем какое-то отдельное качество: теплое, тяжелое, синее и т. д.), восприятие (когда мы воспринимаем целостный образ предмета, видим, например, яблоко, человека) и представление (когда мы можем представить себе наглядно и конкретно предмет, который сейчас не видим и не ощущаем). Рационалисты, такие, как Платон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др., напротив, полагали, что чувства наши слабы и недостоверны. Чувствам __________не дана сущность вещей, не дано прошлое, не дано будущее. Зато все это доступно разуму. Нельзя что-нибудь одновременно знать и не знать: либо я знаю, либо не знаю. Но можно одновременно видеть и не видеть, например закрыв рукой один глаз. Лозунг рационалистов: чтобы видеть – надо знать! Поскольку мой глаз не вооружен мыслью, знанием, я не увижу того, что мне нужно. Допустим, я открываю зад- нюю стенку телевизора; если я не изучал электронику и электротехнику, я там ничего не увижу, кроме бессмысленного для меня переплетения проводов, схем и т. д. Основными формами рационального познания являются формы нашей мысли: понятие, суждение, умозаключение. Понятие открывает нам какой-нибудь существенный признак вещи. Очень многие явления мира даже представить себе нельзя, например скорость света или ис- кривляющуюся в трехмерном пространстве Вселенную, но можно по- нять. Суждение – это такая связь между понятиями, в которой что-либо утверждается или отрицается, например, яблоня – это дерево. Умозак- лючение (силлогизм) – это такой способ мышления, когда мы из двух суждений можем непосредственно вывести третье, например: Все люди смертны. Иванов – человек. Следовательно, Иванов смертен. Сенсуалисты утверждали, что все наше знание – из опыта, из кон- кретного индивидуального опыта отдельного человека, а рационалисты считали, что из опыта никаких всеобщих и необходимых знаний вывес- ти нельзя. Допустим, я хочу открыть или подтвердить закон всемирного тяготения. Беру большой камень и подбрасываю его. Зная массу Земли и массу камня, я могу, в принципе, конечно, рассчитать скорость, с ка- кой камень будет каждый раз стремиться к Земле. Но все дело в том, что из своего личного (индивидуального) опыта я не могу делать выводы относительно всей Вселенной. Нет никакой гарантии, что выводимый мною закон будет работать везде и всегда. Я могу подбросить камень сто раз, тысячу раз, но не могу быть уверенным, что в тысячу первый 20 раз он упадет, а не улетит в небо. Как же все-таки Ньютону удалось от- крыть этот закон? Рационалисты полагали, что знание – не из опыта, а из головы. Но как оно попало в мою голову, если я предварительно не пытался уви- деть, попробовать, поставить эксперимент? Знания, объясняют рацио- налисты, в голову не попадают, они всегда там находятся в виде врож- денных идей. Знанию, если это действительно знание, научить нельзя – его нужно «вспомнить». И Платон, и Декарт, и Лейбниц, и многие дру- гие рационалисты утверждали, что если правильно развивать человека, то он неизбежно придет к открытию законов, к новому пониманию ми- ра, к новому видению. Таким образом, в философии к концу ХVIII в. сложилась странная ситуация: знаний человечеством накоплено много, а откуда эти знания – толком неизвестно. Разрешить эту проблему попытался Кант в своей знаменитой кни- ге «Критика чистого разума». Кант настолько глубоко и нетрадиционно переосмыслил идеи рационалистов и сенсуалистов, дал настолько яркое и глубокое понимание сути человеческого познания, что его филосо- фию стали называть коперниканским поворотом. Как Коперник корен- ным образом изменил наши представления о Солнечной системе, так и Кант изменил наши представления о познании. В книге Канта «Критика чистого разума» три главы: 1. Трансцен- дентальная __________эстетика, или Учение о чувственности, или Как возможна математика? 2. Трансцендентальная аналитика, или Учение о рассудке, или Как возможно естествознание? 3. Трансцендентальная диалектика, или Учение о разуме, или Как возможна философия? По Канту, математика возможна потому, что у нас есть две транс- цендентальные, не вытекающие из опыта формы чувственности: про- странство и время. У нас есть чувство пространства вообще, поэтому возможна геометрия, ибо мы понимаем, что теоремы, доказываемые на треугольнике, нарисованном на доске мелом, имеют отношение к лю- бому треугольнику, где бы он ни был нарисован; что любая прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками, т. е. у нас есть чувство пространства вообще. И у нас есть чувство времени вообще, что делает возможным последовательность счета все равно чего. Следовательно, возможна арифметика. В главе о трансцендентальной аналитике Кант попытался преодо- леть односторонность сексуализма и рационализма, полагая, что и чув- ства, и разум играют одинаково важную роль в познании. Но есть еще одна удивительная, весьма таинственная по своей природе человеческая способность, из которой вырастают и чувства, и разум, способность во- ображения, причем чистая способность воображения. 21 Мы можем себе помыслить не фокстерьера, не бульдога, не пуде- ля, а просто собаку вообще. Мы можем помыслить себе треугольник вообще, дом вообще, человека вообще. Хотя таких вещей, как собака вообще или дом вообще, в природе не бывает. Однако с таких «чистых» предметов начинается всякое человече- ское познание. Разум с помощью способности воображения так пере- плавляет, перетасовывает данные чувств, что в конце концов получает чистый предмет, вещь, закон. Многие миллионы людей видели падаю- щие предметы, но нужно было мощное воображение Ньютона, чтобы в хаосе случайных событий увидеть строгий, повторяющийся и необхо- димый закон. Чистое продуктивное воображение, согласно Канту, есть резуль- тат сверхъестественного внутреннего воздействия в нас. Это сверхъес- тественная способность, которой владеет человек и которая делает воз- можным познание. Мы имеем право формулировать законы относи- тельно всей природы (как в случае с законом всемирного тяготения), не потому что выводим эти законы из своих индивидуальных пережива- ний, наблюдений и обобщений, а потому что пользуемся силой, намно- го превышающей наши ограниченные человеческие возможности. Эта сила – дар, данный нам свыше, результат сверхъестественного внутреннего воздействия в нас, это сила самой природы или Бога, кото- рую мы можем почувствовать в себе, освободить ее, заставить служить себе. В этом смысле Кант говорил, что рассудок диктует природе зако- ны вообще. Законов вообще, чистых законов, в природе нет. Они – про- дукт человека, его чистой способности воображения. И в природе, и в социальной жизни есть хаос случайных событий, есть перепутан- ность и переплетенность связей, и только наше воображение может из этого хаоса выявить и воспроизвести в строгих и точных формах пред- меты, объекты, законы и т. д. Например, законы астрономии нельзя увидеть, разглядывая в те- лескоп звездное небо, законы истории нельзя узнать, посмотрев в окно или прочитав газету. Астрономы тысячи лет разглядывали звездное не- бо, но только гений Кеплера «увидел» в движении звезд и планет точ- ные и ясные законы небесной механики. Таким образом, все наши знания в том виде, в каком они у нас есть и доступны нашему пониманию, взяты не из окружающего мира. Этот мир дает лишь сырой материал, служит пищей и толчком нашему воображению. Но наши знания и не от человека, они не являются про- дуктом его произвольной фантазии и не заложены заранее в нем напо- добие картофеля, лежащего в мешке. Все открытия и изобретения специалистов любой области всегда движутся в рамках чьей-то первичной интуиции. Кто-то первый увидел, 22 чье-то воображение нарисовало общую картину или контур проблемы, у кого-то хватило смелости в игре своего воображения увидеть откры- тие новых горизонтов и заявить об этом. Наличие у человека воображения, не просто фантазии, а продук- тивного воображения, когда он может вообразить себе предмет, очи- щенный от всех случайных черт, проявлений, «увидеть» закон в чистом виде, форму, тип и т. д., свидетельствует о человеческой свободе. А именно человеческая свобода лежит в основе всех подлинно глубоких и важных знаний. В учении о трансцендентальной диалектике, отвечая на вопрос, как возможна философия, Кант утверждал, что философия в отличие от естествознания имеет дело не с «чистыми» предметами, а с идеями. Здесь наша способность воображения бессильна, мы ничего не можем себе представить, когда говорим о Боге, свободе или бессмертии. Это не знания, а идеи, которыми оперирует разум. Когда разум пытается пре- вратить идеи в знания, он впадает в противоречия, в антиномии. Нельзя доказать существование Бога, но нельзя его и опровергнуть; нельзя до- казать, что человек свободен, но и нельзя опровергнуть наличие свобо- ды в человеческом мире и т. д. Идея поднимает человека на такую вы- соту, с которой видно очень многое, и потому разум, согласно Канту, – это высшая познавательная способность. Разум направляет рассудок к определенной цели, пытается заглянуть за горизонт имеющегося зна- ния, стремится свести все в единую систему. Разум является, кроме то- го, условием нашей свободы, позволяя подняться над природной зако- номерностью, над фактом, открыть __________в человеке другую природу – сво- бодную и творческую, сверхчувственный субстрат всех человеческих способностей. Это высшая цель разума, а философия является наукой об этой высшей максиме. От философии, а точнее, от метафизики зави- сит и прочное благо человеческого рода. Представители иррационализма (Шопенгауэр, Бергсон в др.) счи- тали, что можно преодолеть кантовский запрет на познание вещи-в- себе. Человеку дана возможность видеть и воспринимать мир таким, ка- ков он сам по себе, воспринять непосредственно, поверх культуры, с помощью интуиции, мистического видения, особой сверхчеловече- ской проницательности. У Канта такая способность оставлена только Богу, иррационалисты полагают, что такой способностью обладает ге- ний. Обычный человек, согласно Шопенгауэру, смотрит на мир с точки зрения пользы, и для него мир распадается на ряд предметов, которые можно использовать или отбросить как бесполезные; можно сказать, что разум любого нормального человека устроен подобно ситу. И толь- ко гений, поднятый силой духа, не позволяет, чтобы его сознанием ов- ладело __________абстрактное мышление, категории разума. Он отдается созерца- 23 нию, всецело погружаясь в него, наполняя сознание покойным видени- ем предстоящего объекта природы, теряется в этом предмете, забывает свою индивидуальность, свою волю, свои утилитарные практические интересы, становится «чистым субъектом», ясным зеркалом объекта. В таком созерцании кажется, что существует только предмет и нет ни- кого, кто бы его воспринимал, нельзя отделить созерцающего от созер- цания, они сливаются в одно. И тогда то, что познается, представляет собой уже не отдельную вещь, а идею, вечную форму. Шопенгауэр в своей работе «Мир как воля и представление» (1818) описывал то, что в индийской философской традиции называется медитацией. Созерцание – это умное видение, видение сущности, фор- мы, приобщение к бытию. Сущность гения состоит в преобладающей способности к такого рода созерцанию, и так как последнее требует полного забвения личности (ее корыстных интересов, эгоизма, пресле- дования пользы, выгоды), то гениальность есть не что иное, как пол- нейшая объективность. Только гению и только в сфере искусства дос- тупно истинное познание мира. Подобным же образом Бергсон сто лет спустя в книге «Творче- ская эволюция» (1907) писал, что Кант в своей философии руководство- вался только категориями рассудка и разума, т. е. интеллекта. Но чело- веческий дух шире интеллекта, он включает в себя еще и способность интуиции, которую Бергсон определил как особый род интеллектуаль- ного вчувствования (или симпатии), посредством которого мы проника- ем внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем есть единственного и невыразимого. Интеллект – это формальное познание, понятия и зако- ны – это моментальные снимки с движущихся предметов, но на снимках они выглядят застывшими и неподвижными, не такими, как в реальной жизни. Интеллект имеет дело с расчлененной, застывшей в однородном пространстве материей, т. е. с искусственным миром, который сам же конструирует. Интуиция постигает мир в его живом развитии. Интел- лект занимается анализом, он без конца умножает количество точек зрения на предмет, чтобы дополнить вечно неполное представление, ко- торое все равно остается чисто внешним описанием, поскольку имеет дело с тем, что можно разложить на части, типизировать. Но живое не раскладывается на части и не типизируется. Так, ка- ждый человек неповторим и своеобразен, и познать его можно только интуитивно, почувствовать его душу, а интеллект может описать чело- века лишь внешне: рост, вес, цвет волос и т. д. Человек привык жить внешней жизнью, не чувствуя в себе могучих инстинктивных сил, дове- ряя науке и тем, кто говорит от ее имени. Интуиция у современного че- ловека – это крохотный огонек, горящий в ночи, в которой оставляет человека интеллект. Только искусство, произведения гения являют нам, 24 согласно Бергсону, яркий пример могущества интуиции, пример под- линного и глубокого познания мира.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |