Эволюционистская парадигма (Э. Тейлор)
СТРУКТУРА. Устойчивые элементы культурной системы (нормы, образцы, институты, группы, статусы и т.д.) находятся в опр. соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы. Существуют различные способы структурирования культуры по различным основаниям: 1.Дихотомическая структура (материальная, духовная); Духовная культура включает в себя: религию и мораль, политику и право, науку и образование, литературу и искусство, средства массовой коммуникации(язык). Материальная: конфессиональная инфраструктура, мат.-вещественная структура науки, образования, искусства и т.д., мат.-техническая база средств массовой коммуникации, материальная база производства продуктов дух. деятельности. 2.Уровневая (классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунд); -если в качестве критерия рассматривать время, то культуру можно разделить на классическую и современную; - если……..качество и количество, то культура подразделяется на элитарную и массовую; -если……отношение к соц. системе, то можно выделить официальную культуру и андеграунд(творческая оппозиция культуре официальной); -демографический, возрастной критерий – субкультура. 3.Ценностная (религиозная, нравственная, миф, искусство). 4.Подход по содержанию: -1 блок: когниктивный(или ценностный) – здесь искусство, миф, религия. -2 блок: поведенческий – нормы, морали, правила поведения. -3 блок: праксиологический(или функционирование культуры) – театр, кино и т.д.
ФУНКЦИИ 1. Познавательно-воспитательная (гносеологическая) -функция, формирующая познавательный инстинкт человека и лежащая в основе воспитательного процесса. 2. Регулятивная (нормативная) -функция регуляции отношений между людьми в обществе и человека с обществом, т.е. правила поведения и нормы. 3. Ценностная (аксиологическая) -функция формирования культурно-нравственных сущностных ценностей человека в условиях потребительского общества. 4. Знаковая (семиотическая) -язык и символы культуры. Коммуникативно-интегративная -культура общения. 6. Деятельностная (праксеологическая) -функция, определяющая механизм действия культуры. 7. Меморативная (память) -функция соц. памяти, передача из поколения в поколение традиций, верований, обрядов. Человекотворческая. -функция формирования опр. типа культуры. Таким образом структура и функции культуры доказывают и иллюстрируют её многогранность, глубокую смысловую содержательность.
5. Уровни культуры: классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунда. КЛАССИКА (от лат. classicus — образцовый, первоклассный), образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Массовая культура – это потребительская культура со своими нормами и ценностями. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры 20 в., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Элитарная культура – это лучшее, отборное, избранное, в переводе с франц. – культура творческого, созидающего меньшинства населения (научная, правовая, имущественная элита). Элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого общества, божественных нормах Массовая культура –рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу Элитарная культура –социальное обновление, творчество и хранение и трансляция знаний Массовая культура – репродукция, повтор усвоенных технологий, привычных стереотипов. Они должны соприкасаться и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать и обогащать, а творческие импульсы массовой культуры должны обогащаться и выступать фундаментальными программами культурного обновления. Официальная культура – это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д. Андеграунд – это не особо строгие правила АНДЕГРАУНД (андерграунд) (англ. underground букв. подполье), художественные направления в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.). Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андерграунд появляется во 2-й пол. 20 в., как правило, в странах, где искусство подчинено идеологии. 6. Типология культуры: основные подходы систематизации культуры. Культура – явление глобального масштаба, с чем связано многообразие подходов к ее классификации. Типология – это систематизация характерных черт культуры и выделение на их основе определённого её типа. Единой общепринятой типологии культуры не существует, т.к.нет единого критерия, по которому принято сравнивать культуры, поэтому существуют различные концепции типологии культуры. Концепция Сорокина в работе «Человек, культура, общество» - выделяет три основных типа культуры: 1. сенситивный (чувственный) – например эпоха Возрождения (возрождается античная понимание красоты) – 2-я половина 16 века 2. идеациональный – поклонение абсолютной идее, Богу, разуму, мало внимания уделяется личности – например, период Средневековья Западной Европы – за малейшее сомнение в фанатичной преданности идее жгли на костре 3. идеалистический – гармония между чувством и разумом, это период расцвета культуры – эпоха высшего ренессанса – Микеланджело – художник, скульптор. Концепция К.Ясперса в работе «Смысл и назначение истории» - выделяет две эпохи: 1. доосевого времени – время формирования основ человеческого бытия 2. осевого времени - период формирования общемировых культур, традиций В это время жили в Индии – Гаутама – основоположник 1-ой мировой религии – буддизма, Гиппократ – основоположник медицины, Евклид – геометрия. Концепция Ницше в работе «Рождение трагедии в духе музыки» - выделяет в культуре 1. Аполлоническое – рациональность, чувство меры, порядок, оптимистическое мировоззрение 2. дионисическое - напротив, иррациональность. Отсутствие меры, хаотичность, трагичность мироощущения. Эволюционистская парадигма (Э. Тейлор) Понимание развития культуры по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Выделение инвариантов развития (универсалии культуры). Неоэволюционизм. Объяснение культурной эволюции с учетом достижений функционализма и психологической антропологии.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |