Компоненты культуры поведения человека
· Внутренне содержание (сущность) человека · Внешнее выражение поведения · Характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах: · Воинская субординация · Сознательная дисциплина · Взаимное уважение · Уважение к старшим по званию, по возрасту · Выдержка, спокойствие
Творчество и личность. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей. В своё время о загадочности процесса творчества говорил Кант: «…никакой Гомер или Виланд не может показать, как появляются и соединяются в его голове полные фантазии и вместе с тем богатые мыслями идеи, потому что сам не знает этого и, следовательно, не может научить этому никого другого». А. С. Пушкин писал: «Всякий талант неизъясним». Некоторые теоретики полагают, что художественная гениальность есть форма умственной патологии. Однако, по справедливому суждению Н. В. Гоголя «искусство есть водворенье в душу стройности и порядка, а не смущенья и расстройства». Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность – одарённость – талантливость – гениальность. По мнению И. В. Гёте, гениальность художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд отмечает проявление в процессе творчества шести способностей художника: беглости мышления, аналогий и противопоставлений, экспрессивности, умения переключаться с одного класса объектов на другой, адаптационной гибкости или оригинальности, умения придавать художественной форме необходимые очертания. Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением. Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение. Гениальный же мастер создаёт высшие общечеловеческие ценности, имеющие значимость на все времена.
13. 14. Искусство в системе культурных ценностей. Искусство – специфический способ целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования «человеческого» в человеке. - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. - один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. - это форма чувственного познания мира. В искусстве проявляются творческие способности человека. Искусство – процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение. Искусство многогранно, это душа человека. Искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полёт фантазии , это желание понять смысл жизни и человеческого бытия. Характерные черты искусства: Субъективное восприятие действительности, Связано с переживаниями и эмоциями, Преимущественно чувственное восприятие, Коммуникативность (средство общения между людьми), Образность, Творческий характер Социальные функции искусства: Познавательная, Коммуникативная, Воспитательная, Эстетическая, Эвристическая (открытие нового)
Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.
15. Религия как феномен культуры. Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций. Одной из таких функций религии является мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. РЕЛИГИЯ (от лат. religio — набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основана на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые (буддизм, христианство, ислам). Религия- это ненасильственное подчинение индивида интересам общины. Среди ранних форм религии выделяются 3 основные формы: 1. анимизм – вера в одухотворение сил живой и неживой природы, приписывание им разума, дееспособности, сверхъестественного могущества. 2. тотемизм – вера в сверхъестественную связь, существующую между отдельными группами людей (племя, род) и отдельными видами животных, растений. 3. фетишизм – вера в сверхъестественные способности предметов, их возможности повлиять на ход событий (поклонение идолам, ношение талисманов). Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) – мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы. К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр. Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием. Функции религии можно проследить через функции культуры: Защитная, Регулятивная, Этическая, Человекотворческая, Катарсиса (очищение) Религия играет в культуре чрезвычайно важную роль. Важнейшая задача религии как социокультурного явления – в позитивном поддержании нормального течения жизни. Религиозная вера имеет два главных источника. Один из них – это вера во всемогущего, Бога, выступающего судьбой людей. Второй источник – вера, возникшая на основе нормальных и сверхнормальных переживаний, в нечто существующее в человеке, и остающегося существовать после его смерти. Эта вера возвышает природу человека, посредством нее он становится сыном Бога. Религия позволяет человеку обрести моральные ценности и цель в жизни.
16. Наука в системе культуры. Наука — это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений. Нововведения в технологиях неизбежно приводят к значительным качественным изменениям в культуре. Уже с середины 20 века происходят события, изменившие отношение человека к человеку, к самому себе и природному миру. Это открытия – компьютеры, атомная и водородная бомбы, биохимия живой клетки, кризис городов (вода, отходы, воздух), разрушение природной среды, выход в космос, нарушение озонового слоя и т.д. приводят к необратимым последствиям. Экономика 20века носит инновационный характер. Возрастает роль информационных технологий, без которых теперь прогресс невозможен. Появление новых информационных технологий приводит к изменению социального культурного порядка развития. Современные новые технологии становятся принципом, вокруг которого формируется новая научно-технологическая рациональность, основанная на знании. Новые технологии оказывают влияние на формирование личности, семьи, образа жизни. Катастрофическое сокращение энергетических ресурсов, обострение глобальных экономических проблем и т.д. привели к глобальной необходимости информации. Этот факт отразился в понятии «информационного взрыва». Именно в овладении «информационным взрывом» и видится возможность дальнейшего прогресса в развитии человеческой цивилизации. Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.
17. Природа и культура. Исторические этапы взаимодействия. С позиций современного научного понимания феномена культуры понятия «культура» и «природа» — антонимы, противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия. Биосоциальный дуализм сущности самого человека не мог не привести к такого же рода дуальности организации среды обитания людей (пространственной, временной, интеллектуальной, символической и пр.), совмещения в ней естественной природной компоненты, обеспечивающей витальный аспект человеческого существования (солнечное излучение, атмосфера, вода, продукты питания, минеральные ресурсы), и мира искусственных порядков (в виде материальных объектов, символов, идей, социальных структур, языков коммуникации и пр.), созданных самими людьми и обеспечивающих коллективный (социальный) характер их жизнедеятельности. Этот мир искусственных порядков как результат целенаправленной человеческой деятельности и принято обозначать в качестве культуры, противопоставляя его природе. С подобных позиций культура нередко определяется как совокупность элементов природы, переработанных людьми в своих интересах (понимая при этом в числе элементов природы и самого человека, в частности его мозг и способность к сознанию). Иначе говоря, природа — это все, что еще не культура, а культура — это все, что уже не природа. Экология – ( от греч. дом, жилище) – наука о среде обитания человека. Обычно используется в значении – учение об окружающей природной среде, состоянии природной среды, подвергающейся уничтожению, разрушению со стороны человека (последствия технической активности). Загрязнение природы, поражение среды обитания человека – это не проблема природы, а проблема человека, его культуры. Культура – основная проблема, характеризующая отношение человека и природы, так как культура, как результат человеческого труда, в то же время способ человеческой жизнедеятельности. Культура характеризует то состояние, тот уровень развития, которого достигло общество во взаимодействии с природой.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |