Ключевое понятие «Милосердие».
«Если не научить ребенка различать,
что не материальные блага ценность,
а его душа, - грош цена такому воспитанию»
Ш.А. Амонашвили
Пояснительная записка
Все вопросы, которые касаются формирования моральных качеств, учитель решает комплексно, и в учении, и в труде, и в творческих занятиях, реализуя, таким образом, принцип всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. Система нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом следующем классе дети более углубленно знакомятся с основными выделенными для начальных классов нравственными понятиями: доброжелательность и справедливость, товарищество и дружба, коллективизм и личная ответственность за общее дело, милосердие и толерантность. Во втором классе главный акцент ставится на такой паре понятий как товарищество и дружба. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения.
Цель: развитие нравственной личности
Задачи:
· Формировать представления об общечеловеческих духовных ценностях, нравственных нормах, культуры общения.
· Воспитывать высоконравственные качества на положительных примерах.
· Развивать умения критически оценивать свои поступки.
Работа с учащимися
Тема мероприятия
| Форма работы
| Цель
| Базовые понятия
| Сроки проведения
|
1. От улыбки хмурый день светлей
|
Классный час
|
Формировать представления об общечеловеческих духовных ценностях, воспитывать доброжелательность, умение дарить тепло и доброту
|
Духовные ценности
Добро-
желательность
Душевное тепло
|
сентябрь
|
2. Доброта начинается с детства
| Классный час
| Формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения, развивать умения отличать плохое от хорошего
|
Доброта
Щедрость
Доброе дело
Добрый поступок
|
октябрь
|
3. Будем вежливы всегда
|
Игра "Звездный час"
|
Усвоить основные правила общения
«Слово лечит, слово и ранит»
|
Доброе слово
Вежливые слова
Вежливый тон
Основные правила общения
|
ноябрь
|
4. Как воспитывать потребность в человеке. Как проявлять интерес к другому человеку
|
Урок нравственности
|
Довести до сознания детей, что высшая человеческая радость в общении с другими людьми, прививать учащимся правила эффективного общения, развивать навыки коммуникативного общения, воспитывать уважительное отношение друг к другу,
|
Общение
Уважение
Привязанность
Одобрение
|
декабрь
|
5. «Что такое настоящая дружба?»
|
Деловая игра
|
Воспитывать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.
Формировать умения аргументировать свою точку зрения.
Развивать умения вести рассуждения.
|
Друг
Приятель
Товарищ
Дружба
Правила дружбы
|
январь
|
6. Великодушия силы
|
Классный час
|
Формировать характер, его положительные черты, вырабатывать у учащихся правильное отношение к нравственным ценностям человека
|
Сила
Сила характера
Сила духа
Сила воли
Великодушие
|
февраль
|
7. Тепло родного очага
|
Классный час
|
Формировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем, пробудить чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине
|
Родной дом
Родные люди
Забота
Домашний очаг
Домашний уют
|
март
|
8. Доброта, милосердие, гуманность, честность –основа нравственного воспитания
|
Классный час
| Формировать представления об общечеловеческих духовных ценностях, развивать умение анализировать ситуации, развивать здоровый взгляд на самих себя и на все окружающее
|
Доброта, Милосердие
Гуманность
Честность
|
апрель
|
9. Страницы любимых книг
(повесть-сказка И.Туричина «Крайний случай»)
|
Библиотеч
ный урок
|
Показать силу дружбы, которая помогает людям выйти победителями из самых тяжких испытаний (на примере воинов-защитников в ВОВ)
|
Защитник
Человечность
Взаимовыручка
Самопожертвование
|
май
|
Работа с родителями
Тема мероприятия
| Форма работы
| Цель
| Базовые понятия
| Сроки проведения
|
Воспитание сознательной дисциплины
|
Родительское собрание
|
Познакомить родителей с методами воспитания сознательной дисциплины.
Воспитание активной доброты в детях.
|
Любовь близких
Просьбы
Поощрение
Наказание
|
1 четверть
|
Воспитание ненасилием в семье
|
Родительское собрание -
педагогичес
кая игра
|
Побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми.
Предупреждение проявления эгоизма у детей.
|
Физическое насилие
Психическое насилие
Манера общения
Права человека
|
2 четверть
|
«А ну-ка, мамочки!»
| Концертно-игровая познаватель
ная программа
к 8 Марта
| Прививать любовь к МАТЕРИ («…тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее твоя жизнь.»)
| Женщина
Мама
Бабушка
Девочка
Родина
Жизнь
|
3 четверть
|
«Папа, мама, я – читающая семья»»
|
Родительское собрание-конкурс (совместно с учащимися)
|
-показать значение чтения в нравственном развитии ребенка
|
Ежедневное чтение
Семейное чтение
Читательский дневник
Добрый ум
Умное сердце
|
4 четверть
|
Мониторинг
(анкетирование, тестирование и т.д., минимум 2 раза в год)
| (с кем проводится – учащимися или родителями)
| Сроки проведения
|
Оценка воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте
| учащиеся
| Сентябрь, апрель
|
1.Что больше любишь?
-читать сам -слушать чтение взрослых
2.Как ведут себя родители во время твоего чтения?
-хвалят тебя -ругают тебя
3.Читают ли в вашей семье книги вслух?
-читают - не читают
4.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
-да -нет
1.Что чаще всего предпочитает ваш ребенок?
-любит читать сам
-слушать чтение взрослых.
2.Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?
-хвалите его -ругаете
3.Принято ли в вашей семье читать книги вслух?
-конечно, да -нет
4.Сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?
-безусловно, да -наверное, нет
| учащиеся
родители
| Сентябрь, апрель
Сентябрь, апрель
|
Ожидаемый результат:
· обогащение эмоционального мира детей и формирование у них чувств; · формирование навыков и привычек нравственного поведения;
· накопление и обогащение опыта нравственного поведения младших школьников путем организации их практической деятельности;
· вооружение учащихся знаниями о морали, формирование моральных норм;
· снижение агрессивности в поведении школьников.