Мировоззрение, его структура
Введение в философию
Учебное электронное пособие для бакалавров и специалистов Дневного и заочного отделения УДК 101 ББК 87.2 Рецензенты: доктор философских наук, профессор Н.В. Медведев (Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина) доктор философских наук, профессор А.И. Юдин (Тамбовский государственный технический университет) Дробжева Г.М. Введение в философию. Учебное пособие. – Тамбов: ТГТУ, 2011 – 164 с. Учебное пособие включает в себя материалы о сущности философского знания, его основных принципах и структуре, взаимоотношениях с другими мировоззренческими системами, глоссарий, тесты для самопроверки и приложение - хронологическую таблицу «История философии в контексте истории культуры». Предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения. Ф.И.О. 2011 Содержание: Введение (Обращение к студентам, изучающим философию) Мировоззрение, его структура и исторические типы Возникновение философии Философия, круг её проблем Функции философии. Место и роль философии в культуре Структура философского знания Онтология Гносеология Диалектика Антропология Аксиология Социальная философия Историософия История философии Основные типы философского мировоззрения Материализм, его основные разновидности и исторические формы Идеализм и его типы Детерминизм и его исторические формы. Причинность и телеология Индетерминизм Философия и религия Философия и искусство Философия и наука Глоссарий 15. Тесты для самопроверки Приложение. Хронологическая таблица «История философии в контексте истории культуры»
Введение. (Обращение к студентам, изучающим Философию)
ель учебных занятий по философии – не накопление и запоминание информации, необходимой для сдачи зачёта или экзамена, но построение личностной картины мира. Знакомство с философскими концепциями выдающихся мыслителей разных времён и народов, оригинальными подходами к решению мировоззренческих проблем поможет вам лучше разобраться в себе, в окружающем мире, определить своё место в нём. Изучение философии – это школа, помогающая воспитывать культуру разумного мышления: · умение свободно оперировать понятиями; · выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения; · отделять существенное от второстепенного; · раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности; · выявлять и анализировать причины, характер и направление изменений в окружающей действительности и т.д. В нашей жизни невозможно раз и навсегда получить ответы на все вопросы – меняемся мы, меняется мир, но неизменным остаётся стремление к постижению истины. Благодаря философии мы понимаем, что смысл всех поисков – в конечном счёте – познание себя. «Жизнь – это заглядывание в разные зеркала в поисках собственного лица» (Войцех Бартошевский). Ни одна естественная наука не ставит себе таких целей, довольствуясь исследованием объективных закономерностей той или иной сферы реальности, поэтому лишь в союзе с философией она может ответить на бесчисленные вопросы «Как? Зачем? Почему?». Философия помогает понять необходимость усилий по саморазвитию, самосовершенствованию, приучает человека к мысли об ответственности за свой выбор, воодушевляет на новые поиски, призывает быть стойким в трудных жизненных ситуациях. Постарайтесь избавиться от предубеждений и предрассудков относительно философии, приступая к её изучению. Не секрет, что одни испытывают панический страх перед началом занятий по философии, будучи уверены в том, что эта «наука» не для них, им не по плечу и не по силам. Другие же, напротив, уверены в себе настолько, что не считают нужным серьёзно относиться к её постижению, относясь к ней как к праздной «болтологии». Как сказал римский государственный деятель, философ-стоик Сенека, само имя философии вызывает достаточно ненависти. При этом «виноваты» здесь не столько философы, сколько невежество либо самоуверенность людей, называющих себя таковыми, духовная леность и косность тех, кто не желает прилагать усилия для понимания непривычного, необычного, неизвестного. Настоящие философы, как правило, люди с достаточно высоким чувством юмора, умеющие посмеяться над собой. Французский философ-просветитель Вольтер «запустил» когда-то в свет шутку: «Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в иду, - это философия». В каждой шутке есть доля истины. Познакомьтесь с некоторыми высказываниями известных философов и тех, кто делится своими впечатлениями о них – и Вам станет ясно, что не всё, называемой философией, таковой является. • «Философия имеет дело с проблемами двух видов: решаемыми, которые все тривиальны, и нетривиальными, которые все нерешаемы» (Стивен Канфер) • «Философия: неразборчивые ответы на неразрешимые вопросы» (Генри Брук Адамс) • «Когда на твой вопрос отвечает философ, перестаёшь понимать вопрос» (Андре Жид) • «Я философ; это значит, что у меня есть вопрос на любой ответ» (Роберт Зенд) • «Посмотрите на портреты всех великих философов и попробуйте после этого отрицать, что мышление старит!» (Янина Ипохорская) Вам, наверное, уже известно, что в переводе с греческого слово «философия» означает «любовь к мудрости». Само понятие «мудрость» – достаточно неопределённое, к тому же каждый человек понимает её по-своему. Главная трудность в определении того, чем же является философия, состоит в её отличиях от естественных наук. Дело в том, что философские выводы не могут быть такими же жёстко определёнными и однозначными, признаваемыми всеми, как в естественных науках. При этом философия – это вовсе не царство бесконечного идейного плюрализма, где можно говорить все, что заблагорассудится. В ней есть глубинное единство многообразного, абсолютно необходимые общие результаты и постулаты, которые могут дать твердую опору в жизни и принести непосредственную практическую пользу. Результаты философских поисков не всегда проверяемы на практике, потому что философствование часто затрагивает предельно широкие и абстрактные проблемы – такие, на которые не «замахивается» наука, которые невозможно выразить посредством однозначных законов, схем и формул. Тем не менее, философия отражает насущные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно развитие: •выйти за пределы известного; •испытать новые подходы к исследованию окружающей действительности и самого себя; •найти новый угол зрения, иную точку отсчёта. В истории философии возникали и продолжают создаваться системы, направления, школы, течения, предлагающие разнообразные способы построения моделей мира. Знакомство с этими поисками может оказать неоценимую услугу для формирования собственного взгляда на мир – через сравнение, сопоставление, критический анализ, неожиданное «узнавание» собственных интуиций, предположений и убеждений во взглядах философов, отделяемых от Вас временем и расстоянием. Философия – прекрасная школа самостоятельной и творческой мысли, неоценимая помощь личности, которая хочет разумно, свободно и ответственно формировать мировоззрение и пролагать свой жизненный путь. Многообразие философских систем соответствует разнообразию человеческих характеров, где каждый может найти близкую ему духовную тональность. При этом гениальные философские озарения, равно как и гениальные философские заблуждения – это лишь путеводные вехи постижения бесконечного Космоса и погружения в космос собственной души. Философия не предлагает окончательных решений, а приобщает к бесконечному и вечному; не дает успокоения, но всегда приглашает в новую дорогу. Как сказал современный польский философ Тадеуш Котарбиньский, философия не даёт бесценных результатов, но изучение философии даёт бесценные результаты. Многое зависит от Вас – Вашего настроя, непредубеждённости, добросовестности в подготовке к занятиям. Следует иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несёт с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли, желания и интересов. Зазубривание учебного материала мешает овладению философией. Лишь собственные усилия по осмыслению информации, представленной в богатейшей философской проблематике, напряжение интеллектуальных способностей помогут вырваться из плена обыденного здравого смысла и приблизиться к культуре разумного мышления. В предлагаемом вашему вниманию учебно-методическом пособии «Введение в философию» содержатся краткие лекции по основным проблемам, раскрывающим суть философского мировоззрения и роль философии в культуре, глоссарий, тесты для самопроверки и хронологическая таблица «История философии в контексте истории культуры», где основные вехи развития философии выделены красным шрифтом. Мировоззрение, его структура И исторические формы
ировоззрение является системой взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нём человека. Одна из важных потребностей людей – потребность в понимании сущности и характера своих взаимоотношений с мирозданием. В результате духовного освоения многогранной реальности возникает определённая система взглядов на мир (т.е. мировоззрение). Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы, классы и общество в целом, поэтому оно включает в себя также и жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В нём представлены также познавательные, ценностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся в сложном единстве и формируются благодаря напряжённой духовно-практической работе. На формирование мировоззрения влияют естественно-природные и социально-культурные факторы. Уровни мировоззрения В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной глубиной отражения мира: повседневно-практический (жизненно-практический) и теоретический. Жизненно-практический уровень Взгляды и идеи, основанные на здравом смысле, повседневном опыте, нередко называют «жизненной философией». Она складывается стихийно и включает в себя мироощущения и умонастроения широких слоёв общества. Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны его носители – по характеру образования, уровню интеллектуальной и духовной культуры, национальным, религиозным и другим традициям. Диапазон этого уровня мировоззрения достаточно широк: от примитивных, обывательских форм сознания до проявлений полноценного здравого смысла, разумной жизненной ориентации. Обыденные, типовые, массовые проявления мировоззрения включают в себя не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое мировоззрение не защищено от ошибок, подвержено влиянию современных «мифов». В своих массовых, повседневных формах житейское мировоззрение носит стихийный характер, не отличается глубиной продуманности, систематичностью, логичностью и обоснованностью, а эмоции в нём могут порой захлёстывать разум. Повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. Теоретический уровень Недостатки жизненно-практического уровня преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. Такое мировоззрение обосновано научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Формы мировоззрения В многообразных формах мировоззрения представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |