Новое время и классическая философия
Философы Нового времени большое внимание уделяли проблеме субстанции (монизм Спинозы, дуализм Декарта, плюрализм Лейбница). Кант отделил понятие субстанции от понятия бытие, что привело к полному разделению сфер познавательной и практической (ценностно-ориентированной) активности человека. В философии Гегеля индивидуальное человеческое существование представлено как момент воплощения Абсолютной Идеи в истории становления бытия. В ХХ в. на передний план выдвинулся такой аспект проблемы бытия, как очевидный разрыв её с человеческой природой. Потребность сближения онтологии и антропологии назревала уже с конца XIX, что с особой силой проявилось в произведениях Достоевского. Возможно, то были предчувствия страшных потрясений, ожидавших человечество в ХХ в., когда потерпели крушение основанные на рационалистических основаниях попытки построения рая на земле, нового идеального общества. Концепции объективного и безразличного к человеку бытия, овладев законами которого человек мог бы преобразовать мир по своему усмотрению, требовали радикального пересмотра. Кризис ХХ века свидетельствовал о необходимости «очеловеченья жизни». Онтологический поворот в философии ХХ века, обращение к почти забытой категории бытия связаны с потребностью помыслить человека в его обособленности, конечности, временности. В науке пересмотр основ привёл к возникновению новых теорий – квантовой физики и теории относительности Эйнштейна, а в философии экзистенциализм постарался сблизить в человеческом бытии духовное и материальное, достичь единого одухотворённого бытия. Гносеология
носеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «гносеология» происходит от греческих слов gnosis-знание и logos - учение, понятие и означает «учение о знании». Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Основные проблемы, раcсматриваемые в гносеологии: · Проблема истины · Истина и смысл · Проблема метода познания · Сущность познания · Формы познания (наука, религия, искусство, идеология, здравый смысл) · Эмпирический и теоретический уровень познания. · Чувственное и рациональное в познании · Принципы познания · Вера (интуиция) и знание · Структура и формы опыта · Специфика и критерии научного познания. · Понимание и объяснение · Взаимосвязь субъекта и объекта в познании · Специфика философского знания по сравнению с научным Важнейший вопрос гносеологии: познаваем ли мир в принципе? Ответы на этот вопрос у разных философских течений выглядят по-разному: · гносеологический оптимизм (гностицизм): мир познаваем, границ познания нет, необходимы лишь время и средства. · агностицизм: мир непознаваем в принципе, человек не познаёт мир, а строит виртуальный мир на основе чувственного восприятия. · скептицизм: мы познаём реальный мир, но в силу несовершенства чувств постоянно вводим себя в заблуждение. · солипсизм: несомненно реально существую Я, все остальное – плод моей фантазии, кроме меня мне познавать нечего. Познание вообще и научное познание в частности сделалось предметом особо пристального внимания философов задолго до появления «эпистемологии/гносеологии». Античная философия Одним из первых эпистемологическую проблему ставит Парменид, вводя различия между истиной и мнением. Главным критерием истины он считал непротиворечивость, постоянство и вечность. У Сократа истина выступает в качестве консенсуса, в результате прояснение идеи в процессе диалога. Теория познания Платона получила название теории припоминания, потому что он считал знания, приобретаемые людьми в течение жизни, воспоминанием уже существующего в душе человека знания. Аристотель закладывает основы рационализма, разрабатывая аналитический метод познания. Средневековая философия Европейская средневековая философия рассматривает знание как благодать, исходящую от Бога. Бог себя обнаруживает в творении и в откровении, поэтому эпистемология становится герменевтикой — искусством истолкования Библии. Ориген разрабатывает учение о трёх уровнях понимания. Схоласты придерживались концепции дедуктивного способа получения знания. Новоевропейская философия В новоевропейской философии осуществляется т. н. гносеологический поворот, вопросы познания становятся центральной темой философии. Здесь конкурируют традиции рационализма (Декарт, Лейбниц) и эмпиризма (Бэкон, Локк, Юм). Первая продолжает схоластическую традицию дедуктивного познания, а вторая утверждает тезис, согласно которому всякое знание происходит из опыта.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |