Тема 5. Статистика государственных финансов
Предмет, задачи и источники информации статистики государственных финансов Показатели и классификации госбюджета Статистический анализ показателей госбюджета Изучение государственных финансов предполагает определение объема государственных финансов, их структуры и динамики. Предметом исследования являются бюджеты различных уровней, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных организаций. Статистика государственных финансов опирается на информационную базу, включающую отчетность Министерства финансов РФ по исполнению консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также отчеты внебюджетных фондов. Основной задачей статистики государственных финансов являются определение и анализ системы статистических показателей, характеризующих содержание и направленность фискальной политики. Основные задачи статистики государственного бюджета: • изучение объема, динамики и структуры доходов и расходов государственного бюджета; • определение дефицита и профицита госбюджета; • анализ источников финансирования дефицита госбюджета; • определение объема, структуры и динамики государственного внутреннего и внешнего долга; • статистический анализ исполнения государственного бюджета на всех уровнях управления. Информационной базой статистики госбюджета служит совокупность отчетностей об исполнении госбюджета, представляемых Минфином РФ: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о финансовых результатах», ф.№3 «Отчет о движении капитала», ф.№4 «Отчет о движении денежных средств», ф.№5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», ф.№2-2 «О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете»; форма 2 «Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации», форма 2-1 «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования», форма 2-2 «Отчет об исполнении бюджетных ассигнований организацией, предприятием; форма 2-3 «Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям)»; форма 4, 4-сводная «Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам»; «Отчет об использовании планов по сети, штатам и контингентам». Показатели и классификации госбюджета
Показатели государственного бюджета основываются на бюджетной классификации. Они отражают экономические операции между учреждениями государственного управления и институциональными единицами других секторов экономики: поступления или платежи (возвратные и невозвратные; возмездные или безвозмездные; текущие и капитальные); приобретение финансовых активов или принятие обязательств. Бюджетная классификация РФ, используемая в настоящее время, является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ (ст. 18 БК РФ). В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления поступают денежные средства безвозмездно и безвозвратно - доходы бюджета (табл. 5.1). Доходы делятся на текущие (налоговые и неналоговые) и капитальные. Таблица 5.1 Доходы бюджета
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы формируются по следующим направлениям: на финансирование отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь и др.); на финансирование социально-культурного развития; на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов; расходы на национальную оборону, международную деятельность; расходы, связанные с обслуживанием госдолга и т.д. Экономическое содержание расходов бюджетов определяют их виды (табл. 5.2). Таблица 5.2 Виды расходов бюджета
Величина превышения расходов над доходами бюджета образует статистический показатель – дефицит (превышение доходов над расходами - профицит). Дефицит федерального бюджета финансируется из внутренних и внешних источников. Внутренние источники включают: кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ. Внешние источники состоят из: государственных займов, осуществляемых в иностранной валюте методом выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредитов правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций (в иностранной валюте). Бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года. Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления. Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата его является одним их условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Важное значение при анализе бюджетного процесса имеет изучение динамики и структуры бюджетов различных уровней. Следует помнить, что в условиях инфляционного хозяйствования изучения динамики финансовых потоков должно осознаваться с двух точек зрения: номинальной и реальной. Особое социальное значение имеют относительные показатели государственного бюджета в расчете на душу населения. Сопоставление показателей на душу населения по различным регионам страны позволит увидеть, какая из местностей в большей степени социально обеспечена на тот или иной период времени. Внебюджетные фонды как элемент государственных финансов представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования общественных потребностей. Они позволяют влиять на процесс производства посредством: • финансирования, субсидирования и кредитования отечественных предприятий; • финансирования природоохранных мероприятий; • выплаты пособий и пенсий населению; • финансирования социальной инфраструктуры. В составе социальных внебюджетных фондов различают фонд социального страхования РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В задачи статистики внебюджетных фондов входит: - определение объема, динамики, структуры доходов и расходов различных фондов; - изучение закономерностей формирования и расходования денежных средств фондов; - анализ эффективности функционирования фондов. В системе показателей статистики внебюджетных фондов представлены абсолютные показатели, отражающие остатки средств на начало и конец периода, объем доходов по источникам формирования и объем расходов по направлениям использования, относительные показатели структуры фондов.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (268)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |