Общие требования к учебному кабинету
Управление образования Гомельского облисполкома
Учреждение образования «Гомельский государственный областной институт Повышения квалификации и переподготовки Руководящих работников и специалистов образования»
Требования по оформлению Учебных кабинетов Методические рекомендации Гомель 2006 УДК ББК
Печатается по решению совета учебно-методического отдела гуманитарных дисциплин УО «Гомельский государственный областной институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования».
Требования по оформлению предметных кабинетов/ Составитель:
ВВЕДЕНИЕ Переход общеобразовательной школы на 12-летнее обучение, профильное образование учащихся – важный шаг на пути реформирования общеобразовательной школы. Решение этой задачи невозможно без созданий условий оптимизации учебно-воспитательного процесса в школе, обеспечения творческой работы учителей, самообразования и совершенствования педагогического мастерства, анализа и обобщения опыта методической работы, накопленного в учреждениях образования. В нашей области много талантливых педагогов, самоотверженно любящих свое дело, беспокойно ищущих в своей работе новое, лучшее и отдающих много времени, духовных и физических сил школе. Они умеют многое сделать через, «невозможно», «нет сил», «нет средств», «нет условий». А иногда в сельской местности - школа стала порой единственным центром культуры. В ходе методических выездов в учреждения образования Гомельской области выявлены ряд недостатков, отсутствие единой системы оформления и оборудования школьных кабинетов. Иногда посещая кабинеты химии, физики и др. было отмечено отсутствие инструкций по охране труда и технике безопасности при работе в кабинетах, не соблюдены требования к эстетическому оформлению кабинетов, не всегда в соответствии с программными требованиями дидактические материалы, разноуровневые тестов, задания для диагностических срезов качества обучения и образовательного процесса. Имело место, не укомплектованность средствами обучения для обеспечения практической части программы по ряду предметов, материалы у многих педагогов имели неопрятный, неприглядный вид. Сегодня современный кабинет должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Кабинет – это сложная система, включающая мебель, устройства для хранения учебного оборудования, предназначенного для специальных занятий. Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету. Большинство кабинетов нельзя создать за короткое время. Кабинет создается постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет. Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета – при всем разнообразии вкусов учителей – должно отвечать определенным требованиям. Эти требования транслируются сотрудниками института на всех проводимых курсах. На мой взгляд, материалы, подготовленные сотрудниками нашего отдела помогут оформить учебный кабинет в соответствии с современными требованиями. начальник учебно-методического отдела естественно-математических дисциплин О.Н.Петроченко
Методический кабинет – центр самообразования и совершенствования педагогического мастерства учителя Для многих школ по-прежнему актуальна задача создания работающего и практически полезного внутришкольного кабинета методической работы. Школе действительно нужна собственная методическая структура, объединяющая и развивающая профессиональное сообщество, как в предметном, так и в межпредметных направлениях. Данная методическая структура может иметь разное название от предметной кафедры до центра образовательных технологий, медиоцентра. Оборудование и организация работы методического кабинета должны позволять решать следующие задачи: Ø нормативно-организационную (пропаганда решений и указаний органов управления образованием, руководства учреждения образования и решений педагогического совета по вопросам обучения и воспитания); Ø дидактико-методическую (оказание помощи методическому объединению в разработке планов работы на учебный год, а также в организации, подготовке и проведении общешкольных мероприятий по обобщению опыта методической работы (методических сборов, совещаний, семинаров, научно-методических конференций); Ø информационно-проблемную (обеспечение сбора, хранения и популяризации литературы по проблемам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания); Ø практическую (оказание помощи учителям в подготовке и проведении различных видов занятий, предоставление систематизированных методических пособий и образцов документации, а также путем организации консультаций опытных учителей); Ø технологическую (рекомендации по методике применения ТСО; помощь учителям в их использовании, обобщение и анализ использования ТСО на уроках); Ø создания актива методистов М/О, организация его работы; работа с председателями М/О и взаимный обмен информацией с ними. Для решения указанных задач методический кабинет должен иметь помещение, позволяющее разместить необходимое оборудование и рабочие столы для учителей. Число столов должно позволять более или менее свободно располагаться всему педагогическому коллективу при проведении заседаний. Оборудование методического кабинета включает: 1. стенды, отражающие организацию учебной и методической работы в учреждении образования; Основные стенды, которые размещается в фойе школы это визитная карточка (миссия) учреждения образования, на котором размещаются цели и задачи, стоящие перед педагогическим коллективом и режим работы школы. Материалы на стендах должны быть направлены на совершенствование образовательного процесса, реализацию концепции образования Гомельской области на период 2006-2010 г.г.; 2. стенд «Современный урок» или «В помощь начинающему учителю». Отражающие требования к современному уроку, структуры урока, схемы анализа уроков. На данном стенде можно рекомендовать к размещению правила управления успехом на уроке, материалы о работе с одаренными детьми и детьми, испытывающими трудности в обучении; 3. фонды педагогической печати, а также литературы по вопросам педагогики, психологии, методики обучения и воспитания; 4. образцы учебной документации (частные методики, планы-конспекты проведения занятий и т.п.); 5. информационные указатели, выписки и каталоги литературы по вопросам обучения и воспитания; 6. каталоги учебных кинофильмов, диафильмов и других дидактических материалов, используемых в общешкольном масштабе; 7. материалы ведущих педагогов по вопросам теории и практики обучения и воспитания в виде печатных материалов; 8. справочную литературу (энциклопедии, словари, справочники и т.п.); 9. технические средства для просмотра и прослушивания имеющихся дидактических материалов (диапроектор, магнитофон и пр.); 10. письменные столы для учителей, классную доску, экран, кафедру для проведения занятий и заседаний. В кабинете должен быть обеспечен свободный доступ учителей к литературе, а также помощь и консультации учителей-методистов по различным вопросам подготовки и проведения занятий. Имеющееся оборудование и литературные фонды должны позволить: c самостоятельную работу учителей с методической литературой и ТСО; c консультации (индивидуальные и групповые) по методике обучения; c заседания методического совета ОУ, постоянно действующих семинаров по проблемам педагогики и другие мероприятия.
Оборудование методического кабинета современной школы включает: 1.Стенды. Вся документация методического кабинета, обеспечивающая реализацию задач школы по обучению и воспитанию учащихся может размещаться в кабинете заместителя директора. Здесь же формируется банк данных на педагогов школы (результаты педагогического мониторинга, карта профессиональной деятельности педагога) Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету. Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать школа или родительский комитет. Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета, – при всем разнообразии вкусов учителей – должно отвечать определенным требованиям. Для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по предметам после выбора классной комнаты издается приказ по школе о назначении зав. кабинетом, определяются функциональные обязанности. Зав. кабинетом совместно с администрацией школы производит учет всего имеющегося учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания данного предмета, а также мебель и приспособления, выделяемых администрацией школ для оборудования кабинета. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета. Рекомендуется следующий этап оснащения кабинета: – классная доска; – приспособление для демонстрации таблиц и другого наглядного материала на уроке (рейки, стенды, решетки); – хранилище приборов, для раздаточного материала; – щиты для оформления экспозиций; – витрины или подставки для книг; – оснащение рабочего места учителя. Под руководством заведующего кабинетом составляется перспективный план и план оборудования кабинета на год. В годовом плане оборудования кабинета предусматривается приобретение учебно-наглядных пособий. Текущим планированием должен быть охвачен также перечень работ по созданию условий для хранения пособий. В текущих планах на каждый новый учебный год планируется систематическое пополнение учебного оборудования: закупка недостающей аппаратуры и мебели, книг, тиражируемых пособий, изготовление самодельных средств обучения. План оборудования кабинета, рассчитанный на несколько лет, является перспективным. Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация. Цель паспортизации учебного кабинета: проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса Общие требования к учебному кабинету
1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета: – приказа о назначении зав.кабинетом, его функциональные обязанности; – паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов; – правил пользования учебным кабинетом учащимися; – акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию; – протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год; – плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу; – заключения методической комиссии о готовности программно-учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, таблицы, слайды, планы ответов, памятки и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы; – планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета. 2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете. 3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: – оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум); – наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов, экспозиций (по плану работы кабинета).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |