Совершенствование организации управления прибылью на ОАО «ВАСО»
В результате проведенного во второй главе анализа были выявлены существенные недостатки в работе финансовых служб предприятия ОАО «ВАСО» в разрезе реализации ими функций управления прибылью. Поэтому одним из первых проектных мероприятий являются рекомендации по совершенствованию организации управления прибылью предприятия ОАО «ВАСО». Существующая на предприятии организация управления прибылью, должна быть представлена менеджерами, службами, отделами и другими организационными подразделениями аппарата управления. Так как управление прибылью является составной частью общей системы управления предприятием (рисунок 5), структура управления должна быть интегрирована с общей организационной структурой управления. Таким образом, структура управления прибылью должна являться составной частью структуры предприятия.
Рисунок 5 – Место управления прибылью в общей структуре управления предприятием
Для эффективной работы данной структуры необходимо обеспечение связей между различными организационными подразделениями предприятия с одной стороны - финансовой и экономической, с другой – других функциональных систем. На ОАО «ВАСО» принятие решений по осуществлению управления прибылью непосредственно связано с информационным обеспечением различных подразделений предприятия. Для наиболее эффективного осуществления деятельности на предприятии необходимо создание центра управления прибылью в виде бюро управления прибылью. Данное бюро будет непосредственно осуществлять функции, предназначенные для обеспечения соответствующей деятельности (рисунок 6).
Рисунок 6 – Фрагмент структуры ОАО «ВАСО» после внедрения бюро управления прибылью (1 – специалист в области планирования; 2 – специалист в области учета; 3 – экономист-аналитик)
Как видно из рисунка кадровый состав бюро управления прибылью будет состоять из специалистов финансовых служб предприятия ОАО «ВАСО», за исключением руководителя бюро управления прибылью. Тип структуры (рисунок 6) можно охарактеризовать как матричный. Пpeимyщecтвa данного типа структуры cocтoят в cлeдyющeм: - лyчшaя opиeнтaция нa пpoeктныe цeли, т. е. целенаправленная ориентация на вопросы управления прибылью поедприятия; - бoлee эффeктивнoe тeкyщee yпpaвлeниe; - гибкocть и oпepaтивнocть мaнeвpиpoвaния pecypcaми; - ycилeннaя личнaя oтвeтcтвeннocть pyкoвoдитeля зa результаты деятельности в области управления прибылью; - вoзмoжнocть пpимeнeния эффeктивныx мeтoдoв yпpaвлeния; oтнocитeльнaя aвтoнoмнocть cпocoбcтвyeт paзвитию в paбoтникax нaвыкoв в oблacти пpинятия peшeний; Основополагающим принципом в матричном подходе к построению организационных структур управления улучшение взаимодействия финансово-экономических служб предприятия в целях реализации эффективного решения проблемы управления прибылью предприятия. При этом рекомендованная структура должна способствовать реализации ключевых функций управления прибылью, которые способствуют достижению его главной цели – обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия (рисунок 7).
Рисунок 7 – Функции управления прибылью предприятия ОАО «ВАСО» В соответствии с разработанными функциями представим должностные обязанности рекомендуемых специалистов, выполняемых в рамках управления прибылью предприятиям. На данных специалистов будут возложены следующие должностные обязанности (Таблица 14)
Таблица 14 – Должностные обязанности специалистов в области управления прибылью
Для эффективного управления предприятием, тесному взаимодействию всех подразделений и служб, исключению дублирования в работе способствует разработка нормативных документов создаваемого бюро, регламентирующих деятельность, четко определяющих права и обязанности подразделения, а также отдельных исполнителей с учетом специфических особенностей их деятельности. К числу таких документов относятся положение об отделе, должностные инструкции работников, согласно которым определяются место, роль подразделений в системе управления предприятием. При разработке положения учитываются особенности организации производства, труда и управления на данном предприятии . На основании разработанных функций представим задачи, решаемые бюро управления прибылью на предприятии ОАО «ВАСО» (рисунок 8).
Рисунок 8 – Основные обязанности бюро управления прибылью предприятия ОАО «ВАСО»
Кроме того, в соответствии с проведенным исследованием для совершенствования управления прибылью ОАО «ВАСО» рекомендуется в качестве его ключевого инструментария использовать бюджетное управление. Для этого, прежде всего, выделим на основе существующей организационной структуры предприятия ОАО «ВАСО», центры финансовой ответственности (ЦФО), а именно: - центр затрат; - центр прибыли - центр инвестиций; - центр дохода. Виды бюджета, соответствующие определенным подразделениям предприятия в соответствии с видом ЦФО представлены в таблице 15.
Таблица 15 – Центры финансовой ответственности ОАО «ВАСО»
Четкое определение состава ЦО позволяет более эффективно внедрить сквозную систему бюджетирования на предприятии. В соответствии с усовершенствованной финансовой структурой предприятия ОАО «ВАСО» бюро управления прибылью будет производиться разработка и доведение заданий в форме текущих или капитальных бюджетов. Обеспечиваться контроль выполнения установленных заданий бюро управления прибылью путем получения соответствующей информации, ее анализа и установления причин отклонений. Текущий контроль проводит расчет абсолютных и относительных отклонений, тестирование, отчеты и документальное обоснование. Контроль заключительный также должен проводиться в бюро управления прибылью, который состоит из: сравнения достигнутых уровней, расчет отклонений, обобщение и выработка рекомендаций. Так же с помощью разработанной схемы организации инвестиционной деятельность прекратиться размытость обязанностей отделов, будет производиться обобщенность решений для принятия их руководством. В бюро управления прибылью рекомендуется организовать систему бюджетирования, которая состоит из: систем бюджетного планирования деятельности структурных подразделений предприятия и системы сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия. Эти системы включают: процессы формирования бюджетов, структуры бюджетов, ответственность за формирование и исполнение бюджетов, процессы согласования, утверждения и контроля исполнения бюджетов. Принципы бюджетного планирования деятельности структурных подразделений и всего предприятия необходимо внедрять в целях строгой экономии финансовых ресурсов, сокращения непроизводительных расходов по пересмотру ежеквартальных планов и смет, большей гибкости в управлении и контроле за себестоимостью продукции, а также для повышения точности плановых показателей (для целей налогового и финансового планирования). В связи с этим мною предлагается в целях организации бюджетного планирования деятельности структурных подразделений завода создать следующую сквозную систему бюджетов на предприятии, состоящую из следующих функциональных бюджетов: — бюджет фонда оплаты труда; — бюджет материальных затрат; — бюджет потребления энергии; — бюджет амортизации; — бюджет прочих расходов; — бюджет погашения кредитов; — налоговый бюджет. Эта система бюджетов полностью охватывает всю базу финансовых расчетов предприятия. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи во внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования, занятости) и часть налоговых отчислений. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть сторонних платежей предприятия. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия, кроме того, фактически амортизационные отчисления могут использоваться в качестве оборотных средств предприятия. Бюджет прочих расходов позволит экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов и займов позволит осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом — графиком платежей. Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный и бюджеты других уровней, а также во внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по предприятию. При разработке бюджетов структурных подразделений и служб предприятий необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты цехов являются «вложенными» в бюджет производства, бюджеты производства конкретизируют сводный (комплексный) бюджет. Рекомендуемые формы бюджетов представлены в приложении Г. В целях разработки прогнозного годового сводного бюджета рекомендуется использовать в качестве исходных данных: − прогноз денежной выручки от реализации продукции; − обобщенные данные по постоянным издержкам производства с распределениями их по основным видам продукции. Предварительное распределение постоянных издержек производства по видам продукции позволит более объективно оценить ее рентабельность, что позволит увеличить эффективность текущего управления финансами; − данные по переменным издержкам по каждой товарной группе; − прогноз удельного веса бартера и взаимозачетов в объеме реализации продукции предприятия; − прогноз налоговых выплат, банковских кредитов и возможностей их возврата; − данные по основным производственным и резервным фондам предприятия. Обобщение такой информации позволит спрогнозировать реальное поступление денежных средств в планируемом периоде (месяц, квартал, год), которое является основой для формирования плана движения денежных средств. Рекомендуемая структура сводного бюджета, обобщающего работы по финансовому прогнозированию и планированию, представлена на рисунке 9. Составляющими сводного бюджета являются: − исходные прогнозные данные; − производственная программа; − баланс прибыли и убытков; − баланс предприятия; − отчет о движении денежных средств. Сводный бюджет предприятия состоит из доходной и расходной частей, основные статьи которого представлены в таблице 16. Сводный план финансовых поступлений позволит сформировать расходную часть бюджета предприятия на контрольный период (месяц, квартал, год). Расходы сводного бюджета планируются на основании следующих исходных данных: − плана-графика налоговых выплат; − бюджета фонда оплаты труда; − плана-графика платежей во внебюджетные фонды; Рисунок 9 - Рекомендуемая структура сводного бюджета предприятия ОАО «ВАСО»
Таблица 16 - Сводный бюджет предприятия ОАО «ВАСО» (основные статьи)
− бюджета фонда оплаты труда; − плана-графика платежей во внебюджетные фонды; − бюджета материальных затрат в расчете на планируемую производственную программу; − бюджета электроэнергии; − плана-графика погашения кредитов; − бюджета прочих расходов. В рамках формирования сводных бюджетов составляются бюджеты по отдельным статьям затрат, срокам, процесс формирования которых представлен в таблице 17. В целях осуществления контроля за исполнением бюджетов предлагается использовать двухуровневую систему этого контроля. Нижний уровень — контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений предприятия, непосредственно осуществляемый экономическими службами этих подразделений, при этом контролируется как сводный бюджет, так и составляющие его функциональные бюджеты. Верхний уровень — контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений (включая контроль составляющих их бюджетов по статьям затрат), осуществляемый непосредственно финансово-экономической службой предприятия и его бухгалтерией.
Таблица 17 – Временные сроки и ответственность подразделений за формирование, согласование и утверждение бюджетов предприятия ОАО «ВАСО»
Предлагаемая система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета предприятия представлена в таблице 18.
Таблица 18 - Система контроля за формированием и исполнением сводного бюджета предприятия ОАО «ВАСО»
Рекомендуется создать и внедрить комплексную автоматизированную систему бюджетного планирования деятельности предприятия, что позволит максимально оперативно (ежедневно) получать информацию об исполнении бюджета и, соответственно, вносить необходимые коррективы в бюджеты в целях повышения эффективности оперативного управления финансовыми ресурсами предприятия. Таким образом, в целях совершенствования организации управления прибылью предприятия ОАО «ВАСО» были предложены следующие мероприятия: 1 Создание бюро управления прибылью на основе матричной организационной структуры; 2 Привлечение специалистов предприятия из планово-экономического, финансового отделов и бухгалтерии для работы в бюро управления прибылью; 3 Организовать управления прибылью предприятия ОАО «ВАСО» на основе бюджетного планирования; 3 Для совершенствования организации управления прибылью в рамках всего предприятия предложена организация финансовой структуры на основе ЦФО. Предложенные мероприятия позволят усовершенствовать организацию управления прибылью предприятия, что в свою очередь положительно отразится на финансовых результатах и позволит реализовать главную цель деятельности предприятия ОАО «ВАСО».
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (281)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |