Анализ прибыли и рентабельности предприятия
Обобщающая оценка финансового состояния УП «Рамок» достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность. Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования. В соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 14.02.2008 № 19 в Республике Беларусь и утвержденной форме отчетам о прибылях и убытках прибыль предприятия включает: - прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг; - прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов; - прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов. Анализ прибыли по составу и в динамике отражен в таблице 2.4.
Таблица 2.4 Динамика прибыли за период 2007-2009 гг.
За период 2007-2009 гг. наблюдается уменьшение удельного веса прибыли от реализации в общем объеме прибыли (2008 г. – на 33,7 %, 2009 г. – на 28 %) за счет увеличения в 2008 г. удельного веса прибыли от операционных доходов и расходов (на 51,4 %), в 2009 г. – прибыли от внереализационных операций (на 106,1 %). Графически динамика и структура прибыли за 2007-2009 гг. показана на рисунке 2.6.
Рисунок 2.6 – Динамика прибыли предприятия, 2007-2009 гг.
Прибыль от реализации была получена за счет продажи мебели для торговых помещений и продажи, обслуживания и ремонта кассовых аппаратов. Факторная модель общей прибыли:
(2.1)
На общую сумму прибыли (П) предприятия оказывают влияние прибыль от реализации (Ппр) , операционные финансовые результаты (ОФР) и внереализационные финансовые результаты (ВФР). Таким образом, результат проведенного анализа показывает, что наибольшее влияние на изменение балансовой прибыли оказало изменение: - прибыли от реализации продукции:
∆Пбпрп=∆Прп. (2.2)
2008 г.: Пр2008– Пр2007=11980– 10506= +1474 млн. р.; 2009 г.: Пр2009– Пр2008=11897– 11980= -83 млн. р.; - прибыли от операционных доходов и расходов:
∆Пбофр=±∆ОФР. (2.3)
2008 г.: Пбофр2008–Пбофр2007=7995– 2352= +5643млн. р.; 2009 г.: Пбофр2009– Пбофр2008=1213– 7995= -6782 млн. р.; - прибыли от внереализационных доходов и расходов:
∆Пбофр=±∆ВФР. (2.4)
2008 г.: Пбвфр2008– Пбвфр2007= -10961 – (-6558) = -4403 млн.р.; 2009 г.: Пбвфр2009– Пбвфр2008= -1769– (-10961)= +9192 млн.р. Таким образом, наибольшее влияние на изменение общей прибыли УП «Рамок» оказала прибыль от реализации мебели для торговых помещений. Данная прибыль за 2007-2009 гг. преимущественно увеличилась за счет роста объемов реализации и, как следствие сокращения удельных условно постоянных расходов, а также увеличения цен на реализованную продукцию на национальном рынке. Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Динамика и направления распределения чистой прибыли УП «Рамок» за 2007-2009 гг. представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 – чистая прибыль УП «Рамок» в 2007- 2009 гг.
Чистая прибыль в 2007 г. составила 3201 млн. р., в 2008 г. – 4480 млн. р., 2009 г. – 5832 млн. р. После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: 5 % - резервный фонд; 40 % - на пополнение собственных оборотных средств; оставшаяся сумма распределяется между фондом накопления и фондом потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам. Средства фонда потребления направляются на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия. В период с 2007-2009 гг. просматривается увеличение суммы отчислений в фонд потребления, что в первую очередь обусловлено ростом чистой прибыли Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Рентабельность продукции (окупаемость издержек) (Rп) исчисляется путем отношения прибыли (П) к сумме затрат по реализованной произведенной продукции (С). Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции:
(2.5) 2007 г.: Rп=6306/39541=15,9 %; 2008 г.: Rп=9014/43702=20,6 %; 2009 г.: Rп=11341/50103=22,6 %. Рентабельность продаж (Rпр) рассчитывается делением прибыли (П) от реализации продукции, работ и услуг на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет преприятие с рубля продаж:
(2.6)
2007 г.: Rпр=6306/50047=12,6 %; 2008 г.: Rпр=9014/55682=16,1 %; 2009 г.: Rпр=11341/62000=18,3 %. Динамика рентабельности предприятия за 2007-2009 гг. представлена на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 – Динамика рентабельности предприятия, 2007-2009 гг.
Анализируя расчетные данные можно сделать вывод об увеличении уровня рентабельности производственной деятельности в 2008 г. – на 4,7 %, что явилось следствием роста уровня реализации продукции, также в 2009 г. – увеличение на 2 %. Рентабельность продаж и доходность капитала за анализируемый период также имеет положительную динамику, что обусловлено увеличением объемов производства и реализации продукции, ростом цен на реализуемую продукцию, повышением качества произведенной продукции.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |