ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА
Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множе- 140 ОСНОВЫ ЛОГОПСИХОЛОГИИ ГЛАВА 2
ственными папилломами и Рубцовыми стенозами гортани, если заболевание началось до формирования речи. Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность и могут явиться причиной задержкой психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизноше-нием, словарь их беден, что влияет на успешность обуче ния в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Не которые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются рав нодушны к искаженному голосу. Взрослые независимо от степени дефекта тяжело пе реживают нарушения голоса. Можно выделить несколь ко причин, определяющих остроту этих переживаний. 1. Особенности личности (у лиц с лабильной нервной 2. Неправильная оценка своего состояния (многие счи- 3. Длительность расстройства голоса и многократность 4. Роль голоса в трудовой деятельности (длительное публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение). Особенности психического развития детей с органическими заболеваниями гортани Тяжелые и длительные заболевания гортани — палил-ломатоз и рубцовый стеноз — оказывают отрицательное, влияние на формирование личности ребенка в целом и на развитие его речевой и голосовой функции. И.П. Павлов дал новое понимание роли психического фактора в регуляции соматических функций и, наоборот, роли астенического состояния в предрасположении к психической травме, призывая к тому, чтобы расстаться со столь вкоренившимся у нас отграничением психического от соматического. Поэтому нетрудно себе представить связь и взаимозависимость между заболеваниями гортани и нарушением психической сферы больного ребенка. Особенности детского организма таковы, что более тяжелый исход болезни в раннем детском возрасте объясняется не только меньшей сопротивляемостью детского организма, но и тем, что заболевание нарушает дальнейшее развитие ребенка. Поэтому в клинической картине заболевания, начавшегося в раннем детстве, как дополнительный синдром, нередко наблюдаются задержка интеллектуального развития и аномалии характера. У детей более старшего возраста опасность задержки развития в результате перенесенного заболевания становится меньшей, тогда как тенденции к" росту и развитию еще достаточно сильны. Поэтому эмоционально-волевая сфера детей, перенесших заболевание в младшем возрасте, оказывается более нарушенной. С возрастом, по мере формирования психики, эти дети все более травмированы 142 ГЛАВА 2 своим дефектом, видя, что отличаются от своих сверст- Эта взаимообусловленность факторов, влияющих на формирование детского организма, отчетливо проявля- ется при всестороннем и комплексном обследовании ре- бенка, включающем обследование педагогическое (пси- холого-педагогическое и логопедическое) и клиническое (педиатрическое, оториноларингологическое). Такое об- следование дает возможность вскрыть особенности раз-вития ребенка и выработать пути и средства преодоления недостатка его речи и голоса. Данные клинического обследования, получаемые от врачей-специалистов, чрез- вычайно важны, так как дают возможность провести анализ и синтез всех симптомов заболевания, выявить возможности ребенка и наметить пути восстановитель- ной работы. Логопедическое обследование позволяет выявить особенности формирования речи и голоса у детей в специфических условиях: при астенизации личности ребенка, длительном пребывании в больничных условиях, гипок- сии, нарушении дыхания через естественные пути — рот и нос, отсутствии голоса, длительном ношении трахеотомической трубки и т. д. Подобное обследование дает возможность составить клиническую, психолого-педагогическую и логопедическую характеристику детей с нарушениями голоса. В клинической характеристике этих детей отмечается отрицательное влияние многочисленных хирургических вмешательств и обследований, которым подвергается ре- бенок в процессе лечения (операция трахеотомии, фор- мирование ларингостомы, иссечение рубцов гортани, уда- ление папиллом, прямая ларингоскопия и др.). После 143 хирургического вмешательства ребенок в течение нескольких дней чувствует слабость, головокружение, сонливость, он апатичен и безразличен. Лекарства, получаемые ребенком, оказывают некоторые побочные действия, вызывая тошноту, головную боль, сонливость или бессонницу, возбуждение или апатию. В этих условиях понижаются работоспособность, активность, выносливость детей. Кроме того, при стенозе гортани нарушается сердечнососудистая система ребенка, развиваются явления катарального бронхита, пневмония. Эти заболевания физически ослабляют организм ребенка, снижают его сопротивляемость. Таким образом, неприятным последствием тяжелого заболевания гортани является астенический синдром, задерживающий не только физическое, но и психическое развитие ребенка. Особенности высших психических процессов. Познавательная и речевая деятельность этих детей характеризуется недостаточной активностью, продолжительностью и силой. Ребенок соматически ослаблен, легко истощается, круг ориентировок в окружающем мире недостаточен. Память слабая: продуктивность запоминания материала низкая, дети с трудом заучивают наизусть. Они рассеяны, быстро утомляются. Во время школьных занятий наблюдается плохая работоспособность и низкая продуктивность. Учащиеся испытывают затруднения в устном счете, в решении арифметических задач. В поведении таких детей можно наблюдать ряд особенностей: повышенную возбудимость, моторную растор-моженность или моторную вялость, склонность к капризам, плаксивости. Но малая психическая активность таких детей носит временный характер. С течением времени, при создании благоприятных условий развития — воспитания и обучения, происходит, хотя и с некоторым опозданием, выравнивание их психики. I 144
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (674)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |