Исследование состояния конфликтов в педагогическом коллективе
В обследовании принимало участие 10 человек из МКОУ Евстратовская СОШ Россошанского района (возраст от 24 лет до 54 лет). Методами сбора информации для подготовки отчёта я избрала: . Документальное наблюдение. В качестве источника информации используется: документация организации, включая информационные и рекламные материалы, должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, консультации руководителей практики от организации. 2. Опрос. Способ наблюдения, при котором информацию получают со слов респондента. . Опрос можно проводить в анкетной форме. . Непосредственное наблюдение. . Консультации работников организации. . Изучение нормативно-правовые и информационные материалы и документов. Коллектив МКОУ работоспособный, вместе работают, вместе борются с неудачами, вместе радуются победам. Но конфликты имеют место. Для исследования конфликтов в педагогическом коллективе были использованы следующие методики по теме своей выпускной контрольной работы: . "Определение стиля управления персоналом" (разработанная В.П. Захаровым), приложение 1; 2. "Оценка психологического климата в педагогическом коллективе", приложение 4; Эта методика позволила определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития. . Методика К.Н. Томаса ("Оценка способов реагирования в конфликте". Приложение 5) позволила определить типичные способы реагирования на конфликтные ситуации. Эта методика позволяет также оценить степень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятельности. К. Томас считает, что, избежав конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Этот способ поведения является самым активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации. Наиболее конфликтным считается стиль соперничество; избегание и приспособление характеризуются пассивной формой поведения; компромисс занимает как бы промежуточное положение, совмещая в себе и активную и пассивную формы реагирования. Для исследования предлагалась методика К. Томаса по определению стиля поведения в конфликтной ситуации. Внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, нужно было выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. В результате исследования получены следующие данные (см. Таблицу 11). Таблица 11 "Данные по методике К. Томаса, определение стиля поведения в конфликтной ситуации" (МКОУ СОШ)
Результаты тестирования были занесены в итоговую таблицу 11/б:
Σ (%) = (d * 100): (30 * n) = Т, где - кол-во выборов данного стиля поведения- кол-во тестируемых. Из таблицы 10/б видно, что самым распространенным стилем поведения в конфликтной ситуации в МКОУ Евстратовская СОШ является стиль избегания (82 выбора или 27,33%), который характеризуются пассивной формой поведения. Такой выбор объясняется не очень высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью педагогов МКОУ СОШ по поведению в конфликтных ситуациях. На втором месте стиль приспособление - 73 выбора или 24,33%, на третьем - компромисс 68 выборов или 22,66%, на четвертом - сотрудничество - 55 выборов или 18,33%, наиболее результативный стиль для разрешения конфликта, на последнем месте - соперничество - 20 выборов или 7,0 %, который считается наиболее конфликтным. При проведении сравнительного анализа стиля поведения в конфликтной ситуации членами педагогического коллектива МКОУ СОШ в зависимости от уровня педагогического руководства сделаны следующие выводы: у администрации преобладает стиль компромисс, а вот у учителей старших классов - стиль избежание. У учителей же младших классов - стиль приспособление (см. таблицу 12).
Таблица 12 "Определение стиля поведения в конфликтной ситуации членами педагогического коллектива в зависимости от уровня педагогического руководства" (МКОУ СОШ).
Это можно объяснить особенностями профессионального общения педагогов с представителями различных возрастных категорий учащихся и их родителей. Данные, полученные при обследовании по методике К. Томаса были использованы в анализе стилей поведения членов педагогического коллектива МКОУ СОШ в конфликте в зависимости от возраста. (см. таблица 13) Таблица 13 Определение стиля поведения в конфликтной ситуации в зависимости от возраста (МКОУ СОШ).
Сравнительный анализ стилей поведения в конфликтной ситуации между педагогами МКОУ СОШ в зависимости от возраста представлен на гистограмме:
Сделаны следующие выводы: до 30 лет преобладает избегание, от 30 до 50 лет - приспособление, после 50 лет преобладает избегание и компромисс (таблица 13). По статистике и данным психологических исследований до 30-летнего возраста еще полностью не сформировано представление о педагогической деятельности и о способах общения, как с учениками так и с педагогическим коллективом и поэтому чаще выбирается стиль общения соперничество. Но из таблицы 12 видно, что молодыми педагогами МКОУ Евстратовская СОШ в конфликтной ситуации выбирается стиль общения - избежание. Это говорит о том, что объясняется не очень высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью педагогов МКОУ СОШ по поведению в конфликтных ситуациях. В возрастной промежуток от 30 до 50 лет у педагогов МКОУ Евстратовская СОШ преобладает приспособление. В возрастной промежуток после 50 лет у педагогов МКОУ Евстратовская СОШ преобладает избежание и компромисс - это объясняется не очень высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью педагогов МКОУ СОШ по поведению в конфликтных ситуациях. И до сих пор в двух последних группах присутствует стиль соперничество. Заключение
Таким образом, подводя итог своей исследовательской работе, можно с уверенностью сказать, что руководство (и лидерство), как и менеджмент в целом, является искусством. Это подтверждается тем, что не удалось учёным-исследователям разработать или обосновать теорию такого стиля. Под стилем управления понимают совокупность особенностей поведения руководителя в ходе выполнения им своих обязанностей; Существует несколько подходов к изучению стилей руководства: подход с позиции личных качеств, поведенческий, ситуативный, который является наиболее актуальным стилем руководства в современном обществе, т.е. когда решения руководителя и его поведение зависят от сочетания различных факторов в каждой конкретной ситуации; Руководителям и менеджерам необходимо уметь применять определенный стиль в соответствующей ситуации. В то же время следует учитывать, что организационная культура может существенно влиять на практику менеджмента в организации. А именно анализ сильных и слабых сторон является одним из самых важных моментов на этапе разработки стратегии, сформулировать цели, соответствующие предварительно намеченной миссии организации, определить её и коллектива истинные возможности. Для эффективного руководства менеджеру необходимо соответствовать современным требованиям, заниматься самовоспитанием и самообразованием. Грамотный руководитель должен постоянно работать над своими профессиональными качествами и имиджем, уметь находить подход не только к каждому индивидуальному подчиненному, партнёру или противнику, но и формировать благоприятный психологический климат в своём коллективе. Главный способ бесконфликтного педагогического общения - формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций без потери собственного достоинства. Для развития профессионализма руководителей необходимо регулярно проводить обучающие и диагностирующие занятия с ними. Система подготовки современных менеджеров должна предусматривать хорошее знание ими психологии. Как видим, в современном обществе главной задачей руководителей становится кропотливая организация и каждодневное управление производством в целях обеспечения эффективности труда и получения наилучшего результата. Факторы, важные для эффективного управления коллективом, это: ê Стили управления коллективом. ê Психологический климат в коллективе. ê Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя. ê Методы управления конфликтами в коллективе. Исследование показало, 1. Управление персоналом в МКОУ Евстратовская СОШ осуществляется директором. Руководитель четко планирует свое рабочее время, распределяя работу с текущими документами в промежутки между встречами, совещаниями, приемами посетителей. Также он интересуется новшествами в области образования и управления. Осуществляет четкий контроль за исполнением поручений. Использует в своем руководстве не только материальные, но и моральные методы стимулирования. Администрация МКОУ Евстратовская СОШ применяет демократический стиль руководства коллективом на 87,5 %, где требовательность и контроль сочетаются с инициативой и творческим подходом к выполнению служебных обязанностей и сознательным соблюдением дисциплины. Присутствует стремление делегировать полномочия и разделять ответственность, демократичность в принятии решений. Но в критических ситуациях допускается и авторитарный стиль управления и распределения обязанностей, что вполне допустимо и только положительно сказывается на результатах совместной и индивидуальной деятельности. . что преобладающими стилями поведения в конфликтных ситуациях в педагогическом коллективе МКОУ Евстратовская СОШ является избегание, приспособление и компромисс, что объясняется не очень высокой профессиональной подготовленностью и теоретической осведомленностью педагогов МКОУ СОШ по поведению в конфликтных ситуациях. 3. Выбор стилей поведения в конфликтной ситуации определяется и возрастными особенностями членов педагогического коллектива. Чем выше возраст, тем более возрастает стремление к избеганию конфликтов. . Уровень педагогического руководства подразумевает преобладание стиля компромисса у администрации и стиля избегания у учителей. Это можно объяснить особенностями профессионального общения с представителями различных возрастных категорий. . Средний уровень конфликтности в педагогическом коллективе общеобразовательной школы выше, чем по статистике в педагогическом коллективе ВУЗа. . Уровень благоприятности социально-психологического климата в педагогических коллективах растет от профессиональной подготовленности педагогов по данному вопросу. . Методика "Оценка психологического климата в педагогическом коллективе" выявила "среднюю степень благоприятности социально-психологического климата" в педагогическом коллективе МКОУ Евстратовская СОШ. . Теоретическая значимость исследования заключается в том, что обоснована значимость влияния внутригрупповых межличностных и деловых взаимоотношений на состояние психологического климата в коллективе; обобщены особенности, осуществляемой коллегами в период совместной работы в коллективе, профессиональной деятельности и определена их роль в личностном и профессиональном становлении и развитии; выделены особенности психологического климата в педагогических коллективах образовательных учреждений; систематизированы подходы к диагностике психологического климата в коллективе; выработаны критерии оценки состояния психологического климата. Теоретические выводы и результаты, сделанные в этом исследовании, позволили мне разработать модель формирования благоприятного психологического климата, состоящую из целевого, содержательного и организационно-методического компонентов (с.30). . Практическая значимость исследования заключается в том, что доказана необходимость осуществления психологических мероприятий, направленных на диагностику психологического климата и стиля управления в коллективах, разработана методология его диагностики; разработана модель формирования психологического климата, которая может быть использована не только в образовательных учреждениях, поскольку ее внедрение будет способствовать улучшению психологического климата в коллективах. А после исследования важности отдельных личностных качеств у руководителей различных уровней и ознакомления с результатами администрации школы была предложена Программа развития личностных качеств (Приложение 3) и список литературы для самостоятельного изучения. Таким образом, в завершение следует отметить, что проведенное исследование не претендует на полное раскрытие данной темы. Несомненно, многие из них требуют дальнейшего изучения и разработки. Необходимо регулярно проводить анкетирование, беседы и собрания для своих работников для большего выявления различных проблем на рабочем месте, а может быть и для личной жизни. Но, конечно, с этим самое главное тоже не переборщить, так как работа и свое личное время никогда не должны идти вместе, а самое главное помочь работнику в любой ситуации. Данное исследование может рассматриваться как определенный вклад в решение проблемы совершенствования стиля управления в образовательном учреждении.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |