№ п/п
| Название качества личности
| Содержание работы по развитию качества
|
I Общечеловеческие качества
|
1
| Трудолюбие
| Беседа, упражнение
|
2
| Принципиальность, честность
| Дискуссия
|
3
| Обязательность, верность слову
| Беседа, деловая игра, упражнение
|
4
| Самокритичность, умение критиковать и воспринимать критику
| Беседа "Как критиковать?"
|
5
| Гуманность
| Беседа, дискуссия, семинар
|
6
| Тактичность
| Знакомство с литературой, семинар
|
7
| Справедливость
| Беседа
|
8
| Целеустремленность
| Знакомство с литературой, лекция "Успеха добивается тот, кто идет за ним сам"
|
9
| Альтруизм
| Беседа
|
10
| Высокая культура, безупречная нравственность
| Упражнение "Этический кодекс менеджера"
|
11
| Энергичность
|
|
12
| Работоспособность
| Упражнение "Аутогенная и дыхательная медитация"
|
13
| Выдержанность
| Тест "Насколько вы терпимы?"
|
14
| Любовь к своему делу
| Тест "Удовлетворенность работой"
|
15
| Оптимистичность
| Тест "Уверенность в себе", тренинг уверенности
|
16
| Требовательность к себе и другим
|
|
17
| Чувство юмора
|
|
18
| Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.)
| Беседа
|
II. Психофизиологические качества
|
19
| Крепкое здоровье
| Тест "Соответствует ли здоровье человека профессии менеджера?"
|
20
| Стрессоустойчивость
| Тест "Степень подверженности стрессу, профилактика стресса
|
21
| Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей
|
|
22
| Интеллектуальные свойства (наблюдательность, мышление, внимание, память и др.).
| Опросник "Стиль мышления", тренировка наблюдательности, упражнения для развития внимания: "Корректура", "Пальцы", "Снежный ком", мышления: "Количественные отношения", "Сходство и различие", "Поиск аналогов", "Выражение мысли другими словами"
|
23
| Индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности)
| Ориентировочная анкета В. Смейкла, М. Кучера для определения направленности личности, тест "Темперамент личности"
|
III Деловые качества и организаторские способности
|
24
| Инициативность
| Тест, позволяющий оценить ответственное поведение членов группы Розановой В.А., тест "Ответственный ли Вы человек?"
|
25
| Самостоятельность в решении вопросов (умения и стремлении взять на себя ответственность)
| Тест "Уровень деловитости"
|
26
| Самоорганизованность
| Тест "Организованный ли Вы человек?", упражнение "Рациональное использование времени"
|
27
| Дисциплинированность
| Самоконтроль
|
28
| Исполнительность
|
|
29
| Умение четко определить цель и поставить задачу
| Упражнение "Целеполагание"
|
30
| Способность менять стиль поведения в зависимости от условий
| Упражнение "Ситуационное использование стилей руководства"
|
31
| Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив и повести его за собой
|
|
32
| Умение контролировать деятельность подчиненных, самоконтроль
| Тест "Уровень субъективного контроля", тест "Умеете ли вы контролировать себя?"
|
33
| Способность и стремление оперативно принимать решения
|
|
34
| Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных
| Упражнение "Оценка персонала"
|
35
| Творческий подход к порученному делу
| Совместная дискуссия с сотрудниками
|
36
| Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное
| Совместная дискуссия с сотрудниками
|
37
| Умение поддерживать свой авторитет
| Упражнение "Изучение влияния авторитета"
|
IV Коммуникативные качества
|
38
| Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями
| Деловая игра "Партнер"
|
39
| Умение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе
| Тест "Доверяют ли Вам окружающие?", оценка психологического климата в педагогическом коллективе, игра "Рассмешить партнера", "Просьба" и др., семинар "Влияние психологического климата в коллективе на эффективность деятельности школы"
|
40
| Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.)
| Упражнение "Развитие навыка общения в жизненных ситуациях",ролевое упражнение "Развитие навыков ведения переговоров, тест "Умеете ли Вы слушать?", упражнения по развитию речи
|
41
| Умение выступать публично
| Упражнения
|
V Профессиональные знания
|
42
| Знание науки об управлении (основы менеджмента, управление персоналом и др.)
| Беседа, семинар, дискуссия
|
43
| Применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов
| Беседы, семинары, практические упражнения
|
44
| Умение работать с документацией
| Рекомендации. Компьютерное обучение
|
Корпоративные ценности
|
45
| Умение создать общие ценности
| Дискуссия сотрудниками. Мозговой штурм.
|
Управленческие навыки. Стиль
|
47
| Директивный стиль
| Рекомендации, личное обсуждение.
|
Позволяет определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива.
Это опросник из 13 вопросов, в которых предлагалось по шкале от - 3 до +3 оценить климат в своем коллективе.
Инструкция: оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст, после этого выберите оценку (от 3 до - 3), которая по Вашему мнению соответствует истине.
Испытуемым предлагался опросник из 13 вопросов, в которых предлагалось по шкале от - 3 до +3 оценить климат в своем коллективе.
- проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.
№
| Положительное решение вопроса
| Ваша оценка коллектива
| Негативное решение этого же вопроса
|
1
| Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Преобладает подавленное настроение.
|
2
| Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Конфликтность в отношениях и антипатии.
|
3
| В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание.
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Группировки конфликтуют между собой.
|
4
| Членам коллектива нравиться проводить время вместе, участвовать в совместной деятельности
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Проявляют безразличие к более тесному общению, отрицательно относятся к совместной деятельности.
|
5
| Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива.
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушным или вызывают зависть, злорадство.
|
6
| С уважением относятся к мнению друг друга.
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.
|
7
| Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные.
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива.
|
8
| В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение "один за всех и все за одного".
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| В трудные минуты коллектив "раскисает", возникают ссоры, растерянность взаимные обвинения.
|
9
| Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители.
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно.
|
10
| Коллектив активен, полон энергии.
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Коллектив инертен и пассивен.
|
11
| Участливо и доброжелательно относится к новым членам коллектива, помогают освоиться им в коллективе.
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.
|
12
| Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждые думает о своих интересах.
|
13
| В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, защищают их.
| 3 2 1 =0= - 1 - 2 - 3
| Коллектив заметно разделяется на "привилегированных", пренебрежительное отношение к слабым.
|
Ит:
|
|
|
|
этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала +, потом - оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого участника, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих.
+ 22 и более - это высокая степень благоприятности социально-психологического климата.
От 8 до 22 - средняя степень благоприятности социально-психологического климата.
От 0 до 8 - низкая степень благоприятности.
От 0 до - 8 - начальная неблагоприятность социально-психологического климата.
От - 8 до - 10 - средняя неблагоприятность.
От - 10 и ниже - сильная неблагоприятность.