Основание |
Название нуклеотида |
Краткое обозначение | ||
как кислоты | как монофосфата | |||
D - рибоза | Аденин | 2’ - Адениловая | Аденозин – 2’ - монофосфат | А(2’)р |
D - рибоза | Аденин | 3’ - Адениловая | Аденозин – 3’ - монофосфат | Ар |
D - рибоза | Аденин | 5’ - Адениловая | Аденозин – 5’ - монофосфат | рА |
D - рибоза | Урацил | 3’ - Уридиловая | Уридин – 3’ - монофосфат | Up |
D - рибоза | Гуанин | 3’ - Гуаниловая | Гуанозин – 3’ - монофосфат | Gp |
D - рибоза | Цитозин | 3’ - Цитидиловая | Цитидин – 3’ - монофосфат | Ср |
2 = Дезокси - D - рибоза | Аденин | Дезоксиадениловая | Дезоксиаденозин – 5’ - монофос- фат | pdA |
2 = Дезокси - D - рибоза | Гуанин | Дезоксигуаниловая | Дезоксигуанозин – 5’ - монофос- фат | pdG |
2 = Дезокси - D - рибоза | Тимин | Тимидиловая | Тимидин – 5’ - монофосфат | pdТ |
2 = Дезокси - D - рибоза | Цитозин | Дезоксицитидиловая | Дезоксицитидин– 5’ - монофосфат | pdС |
Схема образования мононуклеотида:
NH2
ОH
О P - ОН
N N
О |
ОH +
Фосфорная к-та
ОН ОН
- H2О
NH2
Аденозин
N N
ОH N N
О P - О - CH2
ОH О
ОН ОН
Аденозин - 5' - фосфат
Сложноэфирная связь
Одним из важнейших нуклеотидов, участвующих в биохимических превращениях, является аденозин – 5’ – монофосфат (АМФ). Он образует- ся при распаде аденозинтрифосфата (АТФ) через промежуточный адено- зиндифосфат (АДФ):
аденозин
NH2 |
N |
N аденин |
О |
CH2 |
N |
N |
Р ОН |
НО О Р О Р ОН ОН
O
H H
H H
OH ОН
D-рибоза
аденозинмонофосфат (АМФ)
аденозиндифосфат (АДФ)
аденозинтрифосфат (АТФ)
нуклеозид |
нуклеозид |
нуклеозид |
нуклеотид |
нуклеотид |
нуклеотид |
основание |
пентоза |
основание |
пентоза |
фосфат |
фосфат |
фосфат |
|
Вариация структуры нуклеиновых кислот происходит за счет вариа- ции последовательности гетероциклических оснований в их боковой части. В состав ДНК входят в основном фрагменты аденина, гуанина, цитозина и тимина; РНК – фрагменты аденина, гуанина, цитозина и урацила.
Фрагмент участка ДНК
O
H3C
5 4 3NH
6 |
O |
N
NH2
5 4 |
6 |
1 |
2 |
6 |
5 4 |
1 NH 2 |
3 |
7 8 9 |
1' Н N O
О 2'
О Н Н Н
1' Н N
4' |
О 2'
N NH2
1'
ОН Н2С
О Р О
Н Н Н
О |
4'
Н
3' |
О |
ОН Н2С
О Р О Н
4'
ОН Н2С
О Р О
тимидин- 5'-монофосфат
дезоксицитидин- 5'-монофосфат
ОН
дезоксигуанозин- 5'-монофосфат
Вторичная структура нуклеиновых кислот представляет собой двойную спираль переплетающихся двух полимерных цепей ДНК, двух- спиральных фрагментов РНК, одноцепочных участков РНК за счет образо- вания водородных связей между пиримидиновыми и пуриновыми основа- ниями.
Наилучшие условия для образования максимального числа водород- ных связей и компактной пары реализуются при взаимодействии оксо- и амино – форм гуанина и цитозина, аденина и тимина (урацила). Эти пары, называемые комплементарными, образуют поперечные водородные связи между двумя витками двойной спирали ДНК, двухспиральных фрагментов РНК, витками спиральных одноцепочных участков РНК.
NH |
:N |
N |
О |
цитозин |
N N H
N
HN H
гуанин
виток А виток Б
О |
СН3 |
N |
N |
О |
тимин |
N N: Н N
аденин
виток А виток Б
Функции нуклеиновых кислот:
1. Хранение, реализация и передача наследственных свойств орга- низмов;
2. Обеспечение в клетках биосинтеза белков.
Содержание
1. Биологически важные гетероциклические соединения................... 3
1.1. Пятичленные гетероциклы с одним гетероатомом................ 7
1.2. Шестичленные гетероциклы с одним гетероатомом.............. 9
1.3. Шестичленные гетероциклы с двумя гетероатомами.......... 12
1.4. Конденсированные гетероциклы.......................................... 14
1.5. Лабораторная работа “Свойства гетероциклических соедине- ний”........................................................................ 17
2. Биологически важные аминокислоты.......................................... 21
2.1. Аминокислоты..................................................................... 22
2.2. Белки.................................................................................... 36
2.3. Лабораторная работа “Свойства аминокислот…............. 41
3. Нуклеиновые кислоты.................................................................. 44
4. Тестовые задания для самостоятельной работы студентов...... 55
4.1. Тестовые задания по теме: Гетероциклические соединения
……………………………………………………………….55
4.2. Тестовые задания по теме: Аминокислоты. Белки............. 57
4.3. Тестовые задания по теме: Нуклеиновые кислоты............. 59
5. Эталоны ответов к тестовым заданиям.................................... 61
Используемая литература.............................................................. 62
ВВЕДЕНИЕ
Растворы играют большую роль в медицине. Важнейшие биологические жидкости – кровь, лимфа, моча, слюна, пот – являются растворами. Врач ставит диагноз при наличии данных химического анализа, проведенного в лабораториях клиник и поликлиник. Доброкачественность лекарственных веществ оценивается также путем химического анализа.
В санитарной практике проводят контроль качества питьевой воды и сточных вод, а также качества пищевых продуктов. Для этого необходимо уметь готовить растворы, определять концентрацию веществ в растворах. Кроме того, материал данной темы необходим для изучения последующих тем предмета (потенциометрия, свойства растворов высокомолекулярных соединений и т.д.) и таких дисциплин, как биохимия, микробиология, гистология, гигиена, физиология, что значимо в практической деятельности врача.
РАСТВОРЫ
Цель занятия:
Сформировать у студентов системные знания о растворах, способах выражения концентрации растворов, методах приготовления растворов и определения концентрации веществ в растворах, значение растворов в жизнедеятельности организма.
Научить студентов применять на практике эти знания и приобрести умения и навыки по приготовлению растворов и определению их концентрации. Освоить методы расчёта для приготовления растворов разных концентраций, уметь приготовить раствор по заданию преподавателя.
Студент должен знать:
Свойства воды как универсального растворителя, понятие о растворах, классификация растворов, способы выражения концентраций растворов, способы приготовления растворов и методы определения концентрации веществ в растворах; сущность метода нейтрализации; роль растворов в организме.
Студент должен уметь:
Выполнять расчеты, предшествующие приготовлению растворов различной концентрации; готовить самостоятельно растворы заданной концентрации и пользуясь методом кислотно-основного титрования определять точную концентрацию веществ в растворе.
2020-03-19 | 237 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Наиболее распространенные нуклеотиды |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы