Обеспечение качества маркетинговой деятельности
В самом общем случае под маркетингом (от англ. market— рынок) понимается деятельность, состоящая в продвижении товаров и услуг от производителя к потребителю. Современная концепция маркетинга прошла довольно долгую эволюцию. Впервые о маркетинге заговорили на Западе в 30-е годы как об области прикладной экономики, изучающей вопросы распределения продукции. В то время акцент делался на анализе организации и эффективности управления сбытом продукции. В конце 50-х годов маркетинг оформился в рыночную концепцию управления, ориентирующую организационно-техническую и хозяйственную деятельность фирм на требования рынка, запросы потребителя. В 70-е годы в связи с необходимостью учета новых факторов развития общества (активизация борьбы потребителей в защиту своих прав, движение в защиту окружающей среды) подходы маркетинга несколько меняются. На первый план выдвигаются потребности развития, сохранения экономической и экологической стабильности. Однако цель маркетинга остается прежней — завоевание потребителя, формирование у него вкусов, взглядов и поведения, выгодных производителю. Современная трактовка маркетинга может быть представлена как организация и управление исследовательской, производственно-сбытовой и торговой деятельностью предприятий, ориентированной на требования рынка, реальные запросы и потребности покупателей в товарах и услугах. Сущность сегодняшнего понимания маркетинга может быть выражена формулой: «Производить и продавать только то, что безусловно найдет сбыт, а не пытаться заставить потребителя брать то, что удалось произвести». Исходя из этого, предприятие в первую очередь должно думать о возможностях реализации продукции, а затем уже о возможностях ее производства. При этом по главу угла ставятся не технические и технологические возможности, не проблема типа «можно или нельзя делать это на том оборудовании, которым располагает предприятие», а интересы потребителя. Маркетинг базируется на следующих принципах: · применение тактики и стратегии активного приспособления предприятия к требованиям потенциальных потребителей с одновременным целенаправленным воздействием на них; · направленность на долговременные результаты, основанная на прогнозных исследованиях. · нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности, т. е. на реализацию товара на рынках и овладение определенной долей этих рынков. В современных условиях осуществление целенаправленного маркетинга на предприятии предусматривает · объективное исследование рынка (изучение товарной конъюнктуры, установление потенциальных потребностей и конкурентов, размеров рынка, уровня цен, сбытовых каналов и т. д.); · разработку стратегии сбыта (определение места товара на рынке, выбор оптимальных каналов сбыта, партнеров и форм сотрудничества), · проведение необходимых рекламных мероприятий (собственно реклама, содействие продаже, создание благоприятного имиджа предприятия); · планирование производства новых товаров для закрепления на рынке. В соответствии с концепцией стандартов ИСО серии 9000 маркетингу принадлежит ведущая роль в установлении требований к качеству продукции. Общими целями маркетинга на предприятии являются формирование и стимулирование спроса, а также расширение объема продаж, рыночной доли и прибыли. Главная же цель маркетинговой деятельности в области качества состоит в определении уровня качества продукции, удовлетворяющего текущим и перспективным требованиям потребителя и общества. Цель маркетинговой деятельности в области качества достигается решением комплекса основных задач, которые в зависимости от уровня принимаемых решений подразделяются на стратегические, тактические и оперативные. Задачи стратегического уровня связаны с определением и реализацией стратегии предприятия в области качества, формированием долгосрочных маркетинговых программ. Задачи тактического уровня—с разработкой краткосрочных маркетинговых программ, направленных на улучшение качества продукции с учетом изменяющихся требований рынка и общества Задачи оперативного уровня определяются решением текущих проблем обеспечения качества и прежде всего разработкой оперативных маркетинговых программ. На каждом предприятии задачи маркетинга в рамках системы менеджмента качества уточняются исходя из политики в области качества и особенностей продукции. Важно, чтобы по каждой из установленных задач были определены показатели, характеризующие требуемый результат решения, что позволяет надлежащим образом оценить эффективность реализации основных задач. При решении тактических задач маркетинга в системе качества главное внимание уделяется анализу требований к качеству продукции, содержащихся в контрактах. Важное место в маркетинговой деятельности уделяется анализу контракта. Анализ контракта — систематическая деятельность, предпринимаемая поставщиком до подписания контракта, чтобы убедиться в том, что требования к качеству точно определены, избавлены от двусмысленности, документально оформлены и могут быть выполнены поставщиком [ИСО 8402-94]. Цель анализа контракта состоит в предупреждении необоснованных требований, которые могут возникнуть у заказчика после постановки продукции на производство. Анализ контракта является обязанностью предприятия, в отдельных случаях он может быть выполнен совместно с заказчиком. В условиях рыночной экономики, ориентированной на постоянно изменяющиеся требования и ожидания потребителя, необходимо большая гибкость и оперативность в удовлетворении этих требований, а это достигается согласованием требований к качеству в контрактах на поставку продукции. При этом контракт становится не только юридическим, но и техническим документом. Анализ контракта в значительной степени уменьшает риск потребителя. С содержательной стороны анализ контракта — это комплекс аналитических действий, выполняемых специалистами различных подразделений предприятия с целью определения технических и производственных возможностей обеспечить выполнение требований потребителя к качеству продукции и условиям поставки. Основными задачами анализа контракта являются: · обеспечение правильного установления требований заказчика к поставляемой продукции и их закрепление в документации, · оценка способности предприятия выполнить требования заказчика, · обеспечение адекватности понимания требований контракта поставщиком и потребителем, · уменьшение риска ответственности предприятия и предупреждение финансового ущерба, · защита информации, составляющей «ноу-хау» предприятия, • принятие решения по любым требованиям, отличающимся от изложенных (например, в технических условиях, объемах и сроках поставки) в заявке потребителя, · информирование заказчика об изменениях и отклонениях от установленных контрактом требований. При поставке продукции основными объектами анализа являются требования к качеству продукции, включая технико-эксплуатационные показатели, изложенные в стандартах, чертежах, спецификациях и др., методы контроля качества; используемые материалы и комплектующие изделия; условия транспортировки и хранения; требования к срокам, объемам поставки и ценам. На предприятии должно быть обеспечено документирование и хранение результатов анализа контрактов. К числу материалов, подлежащих сохранности, в первую очередь относятся: · документы, фиксирующие внесение изменений в контракт, · документы, подтверждающие привлечение к анализу контракта соответствующих служб предприятия, · мнения подразделений предприятия, привлекаемых к анализу контракта, относительно требований контракта в области качества, · извещения подразделений предприятия об изменениях, внесенных в контракт.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (956)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |