Методы, характеризующие структуру психологического исследования
В 1977 году в монографии Б.Г.Ананьева "О проблемах современного человекознания" была опубликована классификация методов психологического исследовнаия. В основу классификации, которая до сих пор и сейчас пользуется популярностью у психологов, была положена структурная организация психологического исследования. Классификация включает в себя методы, необходимые для организации, проведения исследования, обработки экспериментальных данных и их интерпретации. Она объединяет четыре большие группы методов: 1) организационные; 2) эмпирические 3) обработки эмпирических данных; 4) приемы нтерпретации полученного материала исследования. Охарактеризуем кратко эти группы методов. 1) В группу организационных методов входят: сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Организационные методы, судя уже по их названию, призваны определять стратегию исследования. От выбора того или иного способа организации зависит ход всего исследования, его конечный теоретический и практический результат. Известно, что сравнительный организационный метод закрепился в психологии раньше других. Первоначально он применялся для изучения филогенеза поведения и психической деятельности. Широкое применение он нашел, прежде всего, в сравнительной психологии, изучавшей предысторию становления и развития психики человека, предысторию речи, мышления, предысторию общественных форм поведения, взаимодействия между членами группы и т.п. Пионерами отечественной сравнительной психологии были В.А.Вагнер, Н.Ю.Войтонис, Н.Н.Ладыгина-Котс, Н.А.Тих и многие другие. - различные ступени развития, например сравнение психической организации человека и приматов - различные периоды развития, например сравнение психической организации детей дошкольного и школьного возрастов, детей младшего школьного возраста и подростков, подростков и юношей и т.п; - разные фазы одного и того же периода, например, сравнение психической организации лиц ранней и поздней взрослости; - разные уровни одного и того этапа развития, например, сравнение психической организации одаренных и обычных детей. К категории сравнительных относятся исследования, выявляющие особенности психической организации лиц, различающихся не только по возрасту, но и - по полу (мальчики - девочки, мужчины - женщины), - по профессиональной принадлежности (психологи - инженерно-технические работники), - по месту жительства (жители городов - жители сельской местности), состоянию здоровья (здоровые - соматически больные) и т.п. Лонгитюдный метод имеет несколько синонимичных названий: метод длинника, метод продольных срезов. В отличие от метода поперечных срезов, лонгитюд предполагает многократное исследование одного и того же человека или одной и той же группы лиц на протяжении достаточно длительного отрезка жизненного пути. Лонгитюд основывается на длительном наблюдении и постоянном использовании тех или иных функциональных психологических проб, диагностирующих различные психические образования. Методическая специфичность лонгитюдного метода заключается в необходимости использования на каждом этапе исследования методов, обладающих одинаковой содержательной валидностью. Лонгитюд возможен лишь при наличии параллельных форм психодиагностических методик. В случае проведения исследования в пределах одного возрастного периода требуется соблюдение возрастной валидности методик и одновременно сложности заданий. Комплексный организационный метод, как и рассмотренные выше, имеет свои специфические особенности. Прежде всего, он основывается на принципе целостности психической организации человека как индивида, личности и субъекта деятельности. Комплексный метод предполагает изучение разных аспектов или разных уровней какого-либо психического феномена. Так, например, при комплексном исследовании психологической готовности детей к обучению в школе выделяют социальный, психологический, педагогический, медицинский аспекты. Психологическая готовность определяется как сложное психическое образование, включающее в себя мотивационный, эмоциональный, волевой, коммуникативный, интеллектуальный, рефлексивный и т.п. потенциалы развития личности ребенка. Поэтому комплексный подход объединяет различных специалистов (психологов, социальных работников, педагогов, врачей и т.п.) и нередко обозначается как междисциплинарный. 2) Эмпирический блок в структуре психологического исследования служит для сбора фактов и объединяет довольно большую группу методов: - обсервационные (все виды наблюдения и самонаблюдения). Эта группа методов – самая древняя в науке вообще – в настоящее время бурно развивается. В психологии находят всё большее применение малоформализованные техники наблюдения и беседы с последующей обработкой данных с помощью контент-анализа; - экспериментальные (естественный, лабораторный, полевой, формирующий или психолого-педагогический). Эксперимент – это метод, опирающийся на точный учёт независимых переменных, влияющих на зависимые переменные. Экспериментальные методы в психологии столь многообразны, что их невозможность полностью описать даже в отдельном пособии. Это множество методик, специальных техник и процедур, часто требующих специальных технических средств; - праксиметрические (приемы анализа процессов и продуктов деятельности - хронометрия, циклография, профессиография; качественная оценка изделий и выполненных работ – в том числе рисуночных, письменных, графических и творческих); - моделирование (математическое, кибернетическое и т.п.); К моделированию прибегают тогда, когда объект изучения слишком сложен – например, психика или её отдельные процессы, группа или организация – тогда можно смоделировать изучаемое явление и изучить закономерности функционирования сложного объекта на упрощенной модели или схеме. - биографические (анализ фактов, дат, событий жизненного пути, документации, свидетельств и т.п.). Биографические методы в настоящее время признаны важнейшим источником информации о личности, позволяющим диагностировать и прогнозировать её развитие. Существуют биографические анкеты, личностные биографические опросники, рисуночные проективные методики изучения жизненного пути. - психодиагностические (стандартизованные и проективные тесты, анкеты, социометрия, интервью, беседа); В классификации Б.Г.Ананьева психодиагностические методы относятся к группе эмпирических и занимают особое место. Интенсивное развитие психодиагностики, ее выделение в самостоятельную научно-практическую дисциплину потребовало особой систематизации психодиагностических средств. В настоящее время существует несколько классификаций, построенных на различных принципах. В круг психодиагностических методик сегодня включают: - тесты или стандартизированные кратковременные испытания, направленные на получение количественной и качественной информации (тесты интеллекта, тесты достижений, тесты способностей, критериально-ориентированные тесты и др.); - личностные опросники, предназначенные для выявления характеристик темперамента и характера, интересов и склонностей, ценностных ориентаций личности; - проективные тесты и методики (стандартизированные и малоформализованные), направленные на диагностику мотивационно-потребностной сферы и свойств личности, а также - отношений (аттитюдов), предпочтений, фобий; - психофизиологические методики для диагностики свойств нервной системы, определяющих динамические характеристики психических процессов (работоспособность, темп деятельности, переключаемость с одного ее вида на др., помехоустойчивость); - малоформализованные методики наблюдения и беседы. Особые значение при выборе диагностических средств уделяют критериям их надежности, валидности и достоверности, которые описаны в пособиях по психодиагностике. Разработаны специальные психометрические требования к психодиагностическим методикам, которые предполагают их стандартизацию (т. е. единообразие в проведении, обработке и интерпретации результатов) и наличие норм или критериев для интерпретации. Несоблюдение психометрических правил ставит под сомнение результаты исследования. 3) Методы обработки экспериментальных данных были разделены Б.Г.Ананьевым на: количественные и качественные. К количественным методам относятся математико-статистические приемы обработки психологической информации: получение первичных статистик (средних показателей по группе и критериев варьирования результатов), а также - корреляционный, факторный, регрессионный анализы и т.п.). К качественным методам относится описание случаев, отражающих типы и варианты психических явлений, а также - исключения из правил (например, типологический анализ, контент-анализ).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (994)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |